Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права
За нарушение норм избирательного права, в зависимости от степени их общественной безопасности и отраслевой принадлежности устанавливающих ее норм, применяется юридическая ответственность соответствующего вида:
- конституционно-правовая (предусмотренная, как правило, нормами самого избирательного права);
-административная;
- уголовная.
Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.
Санкциями в отношении указанных субъектов являются:
- аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);
- отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов),
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли
подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных федеральным законом, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного 1 избирательного права.
Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.
Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным трупам:
- нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
- нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
- нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;
- нарушения установленных законом правил ведения пред выборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;
- нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);
- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (статья 141.1);
- фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);
- фальсификация итогов голосования (статья 142.1).