Основные направления социальной политики Российского государства.

Российская Федерация как демократическое государство.

 

Демократизм конституционного строя состоит в том, что в социальной практике и государственном управлении, в качестве основополагающей реализуется идея всевластия народа, когда народу принадлежит первичная суверенная политическая воля, лежащая в основе любого вида власти. Демократический характер общественных отношений в России - это свобода политического (свободные выборы и свобода деятельности политических партий и общественных организаций, массовых гражданских движений), экономического (свободное использование труда и свобода предпринимательства) и национального развития (свобода самоопределения и самоуправления народов независимо от численности и других условий), свобода мысли, слова и действий (свобода печати, гласность в общественной жизни, учет общественного мнения в политической практике).

Власть - это отношение господства подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных). Главная черта власти состоит в возможности одних людей, групп лиц, коллективов господствовать над другими людьми, над их волей и действиями, возможность властвующих повелевать и принуждать подвластных следовать их воле. Важен и другой аспект понятия власть. Оно содержит указание на волевой характер власти. Власть это проявление воли на целенаправленные действия по руководству или управлению кем-либо и чем-либо.

Особое место среди всех видов власти занимает власть народа или подавляющей его части - народовластие. Народовластие – демократия (от греч. демократия demos - народ и kratos - власть) – означает признание народа в качестве источника власти.

Понятие народ - категория социальная и политическая. Это население страны, жители данного государства, составляющие социальную общность данного государства. С юридической точки зрения “народ” отождествляется с понятием “граждане”, т.е. всей совокупностью граждан, участвующих в управлении делами общества и государства и составляющих их политическую общность.

Народовластие характеризуется общей волей всего народа, а потому независимой, т.е. суверенной волей. И поэтому мы вправе говорить о народном суверенитете. Народному суверенитету отводится центральное место не только в отечественной, но и в мировой юридической науке.

В юридической науке рассматривают три основных формы (вида) общественной (публичной) власти:

1. Публичная власть в полном, точном смысле, как власть чисто общественная, совпадающая с обществом, принадлежащая всему обществу, осуществляемая самим обществом (непосредственно или через образуемые им органы) в интересах всех членов общества, без создания какого-либо специального аппарата осуществления этой власти и стоящего над обществом, опирающаяся на “силу авторитета”, на убеждение и общественное принуждение. Эта форма публичной власти - общественное самоуправление. Такая власть была характерна для обществ на ранней ступени их развития, до возникновения государства.

2. Особая публичная власть - власть политическая, принадлежащая не всему обществу, а одной или нескольким политическим группам - классу (классам), господствующим в обществе, власть, отчуждаемая от общества и становящаяся над ним, требующая для своего осуществления специально созданного профессионального аппарата власти и опирающаяся на специфические средства государственного принуждения.

3. Власть общенародная (народовластие). В таком обществе объективно вся полнота и весь объем власти в области экономической, политической, социальной, духовной принадлежит народу и только ему. Такая власть конституируется суверенной волей народа, как правило, в ходе референдума и приобретает политико-правовой характер. Народ сам определяет организационно-правовые формы реализации своей власти, а также органы, осуществляющие от его имени власть.

Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа:

на свободно избранную экономическую основу своего существования;

право на собственность, и право на свободу экономической деятельности. (Конституция РФ, ст. ст. 8, 9);

участие в политической жизни, управлении делами общества и государства, свободу идеологической и политической позиции (Конституция РФ, ст. 13);

пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества (Конституция РФ, ч.1, 2 ст. 44).

Процессуальное содержание народовластия проявляется в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

 

 

Социальное государство РФ (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.

Когда после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран появилась формула "социальное государство" (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким и при смене правительства.

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов постоянно улучшается.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.