Источники
Задачи по теме
Задача № 1.
Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, используемая в этом органе, вызывает критику со стороны многих юристов и национальных правительств. Юридические аргументы заключаются в том, что наличие института постоянного членства не соответствует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая аргументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Индия, Германия и др.), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Вопросы к задаче:
Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изменен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом?
Задача № 2.
Многие вопросы, затрагивающие основы международного правопорядка и важные вопросы деятельности ООН, сегодня регулируются обычными нормами международного права. Это касается процедуры формирования миротворческих контингентов и процедуры осуществления вооруженных санкций в соответствии со ст. 42 Устава ООН, воздержания постоянных членов при голосовании в Совете Безопасности ООН и др.
Вопросы к задаче:
Эффективно ли такое обычно-правовое регулирование? В чем его недостатки? Каков порядок внесения изменений в Устав ООН?
Задача № 3.
В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея ООН уполномочивается:
- обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава;
- делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам;
- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности;
- обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности;
- рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
Вопрос к задаче:
Каковы правовые последствия соответствующих действий Генеральной Ассамблеи ООН в каждом из этих случаев?
Устав Организации Объединенный Наций 1945 г.
Статут международного суда ООН 1945 г.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г.
Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 51-60.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства Организации Объединенных Наций 1993 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 620-632.
Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию ил и восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. // Российская газета. 1995. 30 июня.
Литература
Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л., 1960.
Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. Разработка текста Устава ООН (1944-1945 гг.). М., 1960.
Крылов Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986.
Международные организации системы ООН / Под ред. В.Ф. Петровского. М., 1990.
Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Справочник. М., 2000.
Семенов В.С. Вооруженные силы ООН. М., 1976.
Томко Я. Внутренняя компетенция государств и ООН. М., 1963.
Федоров В.Н., Ефимов Г.К. ООН и проблемы адаптации ее Устава к новым условиям // Государство и право. 1992. № 6.