Правила Тринга и Лейтуэйта (Англия)

Вопросы и советы Д.Пойа

 

Понимание задачи

1. Нужно ясно понять постановку задачи

2. Что неизвестно, что дано, в чем состоит условие, возмож­но ли его удовлетворить?

3. Достаточно или нет это условие для определения неиз­вестного?

4. Не чрезмерно ли оно, не противоречиво ли?

5. Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения, раз­делите условие на части и постарайтесь записать их.

Составление плана решения

1. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удастся сразу обнаружить эту связь, возможно будет полезным рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном течете необ­ходимо прийти к следующему плану решения.

2. Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколь­ко иной форме?

3. Известна ли какая-нибудь родственная задача?

4. Не знаете ли вы теорему, которая могла бы оказаться полезной?

5. Рассмотрите неизвестное и постарайтесь вспомнить зна­комую задачу с тем же или подобным неизвестным. Если есть задача, родственная данной и уже решенная, нельзя ли ею воспользоваться, применить ее результаты?

6. Имеет ли смысл ввести какой-либо вспомогательный эле­мент, чтобы стало возможным воспользоваться прежней за­дачей?

7. Нельзя ли ее иначе сформулировать?

8. Вернитесь к определениям. Если не удастся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную.

9. Можно ли придумать более доступную сходную задачу, более общую и более частную или же аналогичную задачу?

10. Постарайтесь решить часть задачи. Сохраните только часть условия, отбросив остальное. Насколько определенным окажется тогда неизвестное, как оно может меняться?

11. Нельзя ли изменить неизвестное или данное так, чтобы новые неизвестное и данное оказались ближе друг к другу?

12. Все ли данные и все ли условия использованы?

13. Приняты ли во внимание все существенные понятия, со­держащиеся в задаче?

Осуществление плана

Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли, что предпринятый — правильный? Сумеете ли вы доказать, что он правилен?

Взгляд назад

Нельзя ли проверить результат и ход решения?

 

 

1. Четко сформулировать задачу.

2. Видеть некую человеческую потребность и попытаться найти лучший способ удовлетворить ее.

3. Если задача имеет два и более различных решения, каждое из которых обладает достоинствами и недостатками, необходимо провести анализ каждого решения и выяснить, нельзя ли сделать усовершенствования, улучшающие технические и экономические показатели этих решений применительно к поставленной задаче.

4. Когда задача выбрана, следует определить главную и до­полнительную цель изобретения, а также ограничения, накла­дываемые на решение задачи.

5. Создать при решении задачи эмоциональный заряд. Весь­ма полезно для этого установить жесткие сроки, применить метод «высиживания», систематической работы над изобрете­нием, использовать мозговой штурм группы людей.

6. После того как найдена стоящая идея, необходимо вос­пользоваться методом последовательных приближений. Не сле­дует при этом конкретизировать идею больше, чем это нужно для перехода к следующему этапу работы. Важно всегда оста­влять для себя как можно более широкий выбор.

7. Для проверки идеи рекомендуется перечень контрольных вопросов:

1) Не противоречит ли идея законам техники?

2) Разработано ли найденное техническое решение?

3) Отвечает ли идея планируемым параметрам?

4) Будет ли найденное решение надежным и простым в эк­сплуатации?

5) Можно ли осуществить изобретение на базе известных материалов с применением существующих технологий?

6) Возможно ли управлять им и регулировать его при необ­ходимости?

7) Будет ли изобретение дешевым?

8) Какова будет стоимость его эксплуатации и обслужи­вания?

9) Каков будет срок службы?

10) Как часто возможны поломки и будут ли они иметь ката­строфические последствия?

11) Не торопитесь отвечать отрицательно на вопросы, постарай­тесь доказать, что невозможное возможно!

 

2.2. Метод фокальных объектов (МФО).Метод основан на перенесении признаков случайно выбран­ных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. В первоначальном виде метод возник в 1926 году, затем в 50-е годы был усовершенствован Чарльзом Вайтингом.

Применяется МФО в следующем пошаговом порядке:

1. Выбор фокального (совершенствуемого) объекта (до­пустим, надо усовершенствовать часы, т.е. наш объект — часы).

2. Выбор 3—4 случайных объектов (выбираются наугад из словаря, каталога, журнала и т.п.: «кино», «змея», «плюс»).

3. Составление списков признаков случайных объектов (кино: широкоэкранное, звуковое, цветное и т.д.).

4. Генерирование идей путем присоединения к фо­кальному объекту признаков случайных объектов (широко­экранные часы, звуковые часы, цветные часы, объемные часы и т.д.).

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (широкоэкранные часы — вместо просто узкого циферблата может быть узкий циферблат, иногда растягива­ющийся в широкий и т.д.).

6. Оценка полученных идей, отбор полученных реше­ний.

Целесообразно поручить оценку эксперту, а затем вместе с ним отобрать полезные решения.

МФО дает хорошие результаты при поиске новых модифика­ций уже известных способов и устройств.

МФО может быть использован для тренировки вообра­жения, разработки оригинальных товаров народного потре­бления и др.

 

2.3. Метод гирлянд случайных ассоциаций.Метод предложен советским исследователем Г.А.Бушем. Его цель обеспечить поиск решения изобретательских задач при дефиците информации, т.е. при невозможности испо­льзования логических средств. В этом случае одним из средств решения служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разработанные идеи. Таким образом, в качестве своеоб­разного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика.

Основными этапами метода (упрощенная модификация метода) при совершенствовании задан­ного объекта являются следующие.

1. Определение синонимов объекта — гирлянда синонимов (ГС).

2. Произвольный выбор случайных объектов (ГСО).

3. Составление комбинаций из элементов (ГС и ГСО).

4. Составление перечня признаков случайных объектов (ПСО).

5. Генерирование новых идей путем присоединения к эле­ментам ГС ПСО.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций ГА поочередно из ПСО.

7. Генерирование новых идей путем присоединения к элеме­нтам ГС элементов ГА.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Отбор оптимального варианта.

2.4. Метод конструирования Коллера.Метод появился в начале 70-х годов; автор — Р.Коллер. В основе метода лежит функциональный анализ, который пред­полагает прежде всего полное абстрагирование от реальной конструкции анализируемого изделия и концентрации внимания на функции, которую это изделие должно выполнять.

Все технические системы Р.Коллер разделил на три класса:

1) машины, осуществляющие преобразование энергии;

2) аппараты, осуществляющие преобразование веществ;

3) приборы, осуществляющие преобразование информации.

Работа по методу Коллера ведется в три основных этапа:

1) анализ функций технических систем и их элементов;

2) создание систематизированного фонда физических данных;

3) четкое (алгоритмоподобное) описание процесса поиска кон­струируемых устройств.

Коллер считает, что набор основных операций включает в себя 12 пар прямых и обратных преобразований:

1) излучение — поглощение;

2) проводимость — изолирование;

3) сбор — рассеивание;

4) проведение — непроведение;

5) преобразование — обратное образование;

6) увеличение — уменьшение;

7) изменение — обратное изменение направления на­правления;

8) выравнивание — колебание;

9) связь — прерывание;

10) объединение — разъединение;

11) соединение — разделение;

12) накопление — выдача.

 

2.5. Метод мозгового штурма.Метод мозгового штурма один из наиболее применяемых при коллективном поиске решений. Его создал в 30-е годы американский исследователь А.Осборн.

Основная цель метода — найти как можно больше различ­ных направлений решения поставленной проблемы.

Метод мозгового штурма применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, выявлении новых на­правлений решения проблемы, а также при выявлении недо­статков существующего изделия.

При проведении мозгового штурма можно выделить следу­ющие этапы: подготовительный; этап генерации идей; этап ана­лиза и оценки идей.

Суть подготовительного этапа заключается в следу­ющем. Подбирается ведущий мозгового штурма. Ведущий - это человек, отвечающий за организацию и процедурную часть работы. Под руководством ведущего на подготовительном эта­пе формулируют задачу, подбирают участников поисковой груп­пы, - генераторов и аналитиков.

Формулировка задачи (проблемы) осуществляется следу­ющим образом:

- задачу формулируют в том виде, как она дана;

- в виде проблемы-аналога (например, из другой области техники);

- в обобщенном виде;

- на уровне физических взаимодействий элементов систе­мы;

- обратное формулирование проблемы.

Необходимо помнить, что любая проблема может быть сфо­рмулирована с разной степенью обобщенности.

Выбор конкретной формулировки задачи зависит от психо­логических особенностей генераторов идей, их профессиональ­ной подготовки, степени проработанности проблемы до начала проведения мозгового штурма.

2.5.1.Основные задачи и особенности работы ведущего в процессе проведения мозгового штурма.Ведущий должен знать и уметь выполнять следующие функ­ции:

- принимать решение об использовании мозгового штурма для решения возникшей задачи;

- осуществлять подбор людей в группы генераторов и ана­литиков;

- обучать участников мозгового штурма необходимым при­емам и правилам;

- правильно формулировать проблему;

- уметь систематизировать и проводить анализ идей.

В группу генераторов должны входить люди с богатым творческим воображением, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. Генераторам присущ оптимизм, вера в то, что лучшая идея еще впереди.

В группу аналитиков должны входить люди, имеющие большой запас знаний по исследуемому вопросу, то есть специалисты, способные оценить идеи, выдвинутые на этапе генерации.

Важнейшим правилом проведения мозгового штурма явля­ется запрет критики на этапе генерации. Критика не допускает­ся ни в какой форме. При этом необходимо помнить, что идеи подаются без какого-либо обоснования и доказательства. Вы­двигать можно любые идеи — сказочные, фантастические, шутливые. Однако это не должно вылиться в упражнения по выдвижению нелепостей. Группа генераторов должна ра­ботать целенаправленно и стремиться к отысканию новых творческих идей.

Этап генерации идей. Под руководством ведущего проводится сессия выдвижения идей. Основной целью ведуще­го на этом этапе является получение как можно большего количества идей, направленных на решение поставленной проблемы или способствующих ее решению. При этом идеи выдвигают генераторы, а ведущий только стимулирует выдви­жение.

Процесс генерирования идей проходит скоротечно, в те­чение 20...30 минут. В это время ведущий должен обеспечить психологическую поддержку участников мозгового штурма и строгое соблюдение правил — запрет критики и запрет обоснования идей.

Общей целью ведущего является создание психологичес­кого микроклимата в группе, который бы способствовал максимальной творческой раскованности, душевному подъему, концентрации мысли на решаемой проблеме-. Ведущему необходимо обеспечивать активную работу подсознания генератора. Психологическая поддержка может осуществлять­ся путем подачи одобрительных реплик, положительной оценки выдвинутой идеи, просьбы развить идею до логичес­кого конца.

Ведущий должен регулировать ход высказываний. Если идей не очень много, то он должен дать возможность вы­сказаться каждому.

В случае необходимости ведущий может расширять или су­жать поле поиска, а также детально развивать новое направле­ние решения проблемы.

В слабо генерирующих группах ведущий должен выполнять роль стимулятора, используя различные методы активизации творческого мышления. Например: представим, что объект бес­конечно большой или бесконечно маленький, бесконечно до­рогой, очень дешевый или, например, эластичный, твердый, сыпучий и т.д.

В нормально работающей группе ведущий выполняет, как правило, экспертные, аналитические функции, сворачивая ин­формацию, выдаваемую генераторами, и показывая, какие на­правления в решении задачи можно получить. Все идеи фик­сируются.

Этап анализа идей. На этом этапе при анализе идей должно также проходить выдвижение идей, которые являются либо продолжением выдвинутых, либо могут быть преобразова­ны в практически применимые. Но при этом как выдвинутые на этапе генерации, так и на этапе анализа идеи анализируются, обосновываются и логически осмысливаются.

Основными приемами, используемыми при обработке идей, являются обобщение и конкретизация.

Обобщение применяют для освобождения от внешних эмо­циональных моментов, для выявления принципа заложенного в идее. После чего идея конкретизируется. Этап анализа зани­мает от одного до нескольких дней. При этом квалифицирован­ные специалисты работают следующим образом:

- уясняют идею в виде, сформулированном на этапе генерации;

- выявляют принцип, на котором базируется идея;

- оценивают перспективность принципа;

- наполняют принцип конкретным содержанием;

- развивают полученную идею.