Образовательные технологии и методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины.
Тема14. Наследственное право
Тема 13 Отдельные виды обязательств
Вербальные контракты. Стипуляция и ее формы. Развитие в форме стипуляций отношений поручительства.
Литеральные контракты. Записи в приходные и расходные книги. Синграфы.
Реальные контракты. Определение реального контракта. Договор займа, его признаки и предмет. Денежные займы подвластных детей.
Договор ссуды, его признаки и предмет. Пределы ответственности ссудополучателя. Основные различия между договорами ссуды и займа.
Договор хранения, его признаки, права и обязанности сторон. Пределы ответственности депонента.
Консенсуальный контракт и его определение. Договор купли-продажи, его цель и сторона. Ответственность продавца за эвикцию вещи. Договор найма и его определение. Договор найма вещей, условия его прекращения и обязанности сторон. Договор подряда, его определение и предмет. Отличия договора подряда от договора найма услуг. Договор товарищества, его определение. Внутренние права и обязанности членов товарищества. Прекращение договора товарищества.
Понятие и виды пактов. Добавочные и преторские пакты. Пакты, получившие основную защиту в императорском законодательстве. Отличия пактов от контрактов. Обязательства из деликтов. Частные правонарушения. Личная обида. Состав частного деликта. Понятие частного правонарушения.
Источники:
- обязательны:1-4;
- дополнительные:5-19.
Понятие права и виды наследования. Этапы развития римского наследственного права. Наследование по завещанию. Понятие и формы завещания (публичная, частная, устная и письменная). Условия действительности завещания. Обязательная доля в наследстве. Лица, имеющие права на обязательную долю в классический период. Размер обязательной доли в юстиниановом законодательстве. Права завещания по законам XII таблиц. Утрата завещанием силы.
Наследование по закону: закон XII таблиц, преторский эдикт: право Юстиниана. Вымороченное наследство. Принятие наследства. Открытие наследства. Вступление в наследство. Исковая защита наследника. "Лежачее" наследство. Ответственность наследника по обязательствам наследователя, ее пределы. Иски о наследстве. Легаты и фидеикомиссы. Порядок приобретения легатов. Две стадии в процессе приобретения легатарием его прав. Ограничение легатов. Закон Фальцифия.
Источники:
- обязательны:1-4;
- дополнительные:5-19.
Учебная дисциплина «Римское право» изучается в тесной связи с дисциплинами специальной, профессиональной и гуманитарной подготовки бакалавров. Базу для ее изучения составляют: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История политических и правовых учений» и др. Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных и правовых наук.
Курс римского права позволяет сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, повысить культуру мышления и выработать навыки анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. Изучение дисциплины способствует развитию у обучаемых правового сознания и культуры современного юриста.
В процессе изучения дисциплины необходимо использовать положения педагогических концепций проблемного, программированного, проблемно-деятельностного обучения и др. Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций осуществлять с использованием интерактивных форм обучения в ходе различных видов занятий, обобщением опыта преподавания дисциплин в институте.
Основными методами интенсификации, индивидуализации и активизации преподавания дисциплины являются: проблемные лекции, лекции с элементами диалога, семинары - «круглые столы», «мозговые штурмы», диспуты по разбору конкретных ситуаций, практические занятия – деловые и ролевые игры, индивидуальные задания и др. 50 % групповых занятий по дисциплине (семинаров, диспутов и практических занятий) должны проводиться с использованием интерактивных форм обучения (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги).
Преподавание теоретической части учебной дисциплины осуществлять с применением дискуссионного, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского методов, а также метода проблемного изложения материала.
Рекомендации по планированию занятий по дисциплине: семинарские и практические занятия планировать не позднее, чем через неделю после чтения лекций.
По применению учебно-материальной базы института и кафедр
Теоретическую и практическую подготовку обучаемых по дисциплине осуществлять с использованием лекционных аудиторий института и специализированных классов кафедр.
В ходе подготовки к учебным занятиям студентам необходимо использовать электронные пособия, имеющиеся в Интернет сети на сайте Института, и пособия согласно перечню учебной литературы, указанной в данной учебной программе и тематическом плане изучения дисциплины. Кафедра предоставляет каждому обучаемому возможность регулярного использования в ходе самостоятельной работы, всех имеющихся на сайте Института материалов по дисциплине.
Контроль усвоения студентами программы дисциплины осуществлять:
- текущий контроль – для проверки качества усвоения учебного материала обучаемыми в форме, избранной преподавателем. Основными формами и методами текущего контроля являются: тестирование по учебным модулям, тестирование по пройденному материалу, ответы студентов (метод опроса), выполнение ими письменных заданий (летучек, написание эссе), проверка степени отработки конспектов по дисциплине, самоконтроль обучаемых и др. Текущий контроль проводится в ходе всех видов учебных занятий. Его результаты отражаются в журнале учета учебных занятий.
- промежуточный контроль по дисциплине проводить в форме экзамена методом устного и письменного ответа на вопросы билетов или тестирования по всем темам курса в объеме требований учебной программы.
Особенности изучения дисциплины студентами заочной и очно-заочной форм обучения.Студенты заочной и очно-заочной форм обучения изучают отдельные наиболее значимые темы дисциплины, согласно отведенным по учебному плану часам, под руководством преподавателя в ходе установочных занятий. Остальные темы дисциплины студенты изучают самостоятельно. В ходе самостоятельной работы студенты пишут эссе, решают задачи и казусы по предложению преподавателя. В ходе экзаменационной сессии студенты представляют выполненные задания для оценки. Наличие положительной оценки за самостоятельную работу, является допуском к сдаче экзамена по дисциплине.
В целях более качественного усвоения дисциплины студентами и осуществления текущего контроля знаний в конце изучения раздела осуществляется тестовый контроль.
Изучение дисциплины завершается экзаменом, для подготовки и проведения которого отводится – 36 часов (6 часов на проведение экзамена, 30 часов на самостоятельную работу по подготовке к экзамену).