V.Выполните тест

I.Вычеркните в первом и втором списках по два названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы.

1.Словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки.

2.Англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики.

II.Прочитайте отрывки из сочинений византийцев о древних славянах и ответьте на вопросы.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы... Они селятся в лесах, у неудобно проходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов... Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют...

Эти племена...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии)... Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

1)Какова была организация управления в славянских племенах?2) Какой хозяйственной деятельностью занимались славяне?3) Почему свои жилища славяне строили в труднодоступных местах и делали в них много выходов?4) Кто считался верховным богом у славян? 5) В чем состояли религиозные обряды славян?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- III.Напишите имена восточно-славянских языческих богов и укажите, какие явления природы они олицетворяли и чему покровительствовали.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV.Нанесите на контурную карту названия союзов восточно-славянских племен и названия других народов в местах их обитания, а также названия крупнейших рек.

1. Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался:

а) «примитивным рабовладением»;

б) «военной демократией»;

в) раннеклассовым;

г) раннефеодальным.

2. Язычеству не свойственно:

а) поклонение силам природы;

б) идолопоклонство;

в) наличие множества богов;

г) единобожие.

3. Центрами образования государства Древняя Русь стали города:

а) Изборск и Белоозеро;

б) Псков и Новгород;

в) Киев и Новгород;

г) Полоцк и Киев.

4. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:

а) князем Олегом;

б) князем Игорем;

в) княгиней Ольгой;

г) князем Владимиром.

5. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:

а) строительство «Золотых ворот» в Киеве;

б) заключение династических браков;

в) распространение христианства;

г) заключение военного союза с печенегами.

VI.Соотнесите события и исторических деятелей.

Крещение Руси Кирилл и Мефодий

Создание славянской азбуки Иларион

Основание Киево-Печерского Владимир
монастыря

Организация убийства братьев Феодосии

Первые русские святые Антоний

Выработка устава жизни монахов Борис и Глеб

Первый митрополит из русских Святополк

VII.Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» оприсяге дружинников князя Игоря при заключении русско-византийского договора в 944 г. и ответьте на вопросы.

На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун... И присягали Игорь и люди его, сколько было язычников русов. А христианскую русь приводили к присяге в церкви святого Ильи.

1.)Как звали главного бога русских дружинников?---------------------------------

2.)Можно ли считать крещение Руси единовременным

событием, произошедшим в 988 г.Почему вы так считаете?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------