Тема 2.2.Цивилизации Древнего мира.

I....Цивилизации могут появляться в обстоятельствах, в высшей степени различных....Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких... При этом функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. А. Тойнби

Какие «внешние» и «внутренние» факторы , на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) писал: «Всякий здравомыслящий человек...с первого взгляда убедится, что Египет... является даром реки [Нила]». К середине XVIII в. до н. э. относится надпись (ее поздняя копия хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), известная под названием «Пророчество Неферти». Рисуя картину упадка и гибели страны, Неферти предсказывает, как «солнце закроется и не будет на небе сиять» и как «река станет сушей Египта»: «через воду будут переправляться пешком и не будут искать воду для судна, чтобы дать ему плыть, ибо путь его станет берегом».

Вспомните, какое значение для формирования и развития древнеегипетской цивилизации имел Нил. Почему Египет со времен Геродота называют даром Нила? Почему в предсказании Неферти катастрофа начинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

III. Прочитайте отрывки из источников и, опираясь на них, дайте развер­нутую характеристику восточной деспотии. Выделенные курсивом слова — имена богов.

Древний Египет.Вот титул фараона: «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы», божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта, одаренный жизнью. Да живет Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно». Месопотамия.«Я — Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость...»

Древний Китай.«Сын Неба — это отец и мать народа, и потому он является правителем всей Поднебесной». «Власть Сына Неба простирается беспредельно... Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданными правителя? Недаром говорится в оде: «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!»----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:

«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».

Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

V. Центральным при определении своеобразия раннего буддизма является его сопоставление с брахманизмом... Дух неприятия брахманистских догм и идей пронизывает все раннебуддийские тексты...Тем не менее новое вероучение немало заимствовало из традиционной религиозной символики: использование знака свастики, возведение памятных погребальных сооружений — ступ, ставших в буддизме одним из основных объектов культа, почитание деревьев, цветка лотоса, животных. Бытовая обрядность буддиста-мирянина в целом оставалась прежней...Г. М. Бонгард-Левин

Каково мнение ученого относительно сопоставления буддизма и брахманизма? Определите сходство и различие идей буддизма и брахманизма.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VI. Почему фараоны Древнего царства строили пирамиды? Почему фараоны Раннего и Позднего царств пирамиды не строили? С какой целью строились зиккураты в Древнем Междуречье?Почему египетские пирамиды хорошо сохранились до наших дней, а зиккураты вообще не сохранились?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VII. Впишите недостающие слова.

Греция расположена в Европе, в южной части-------------------------------------полуострова.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них---------------------

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города: .

VIII.Напишите имена известных вам богов Греции.

_______________ —бог грома и молний.

_______________ — бог моря.

-----------------------—бог — царь подземного царства мертвых.

_______________ — старшая из богинь, супруга главного бога.

_______________ — богиня красоты и любви.

_______________ — богиня-воительница.

_______________ — бог — покровитель виноградарей и виноделов.

_______________ —богиня плодородия и земледелия.

_______________ — бог-кузнец.

_______________ — бог — вестник богов.

_______________ — низшие божества, населявшие леса, реки и горы.

IX. Приведите в соответствие события и даты.

Событие Дата
1.776.г.д.н.э.   1.Пелопонесская война
2.490 г.д.н.э   2.Греко- персидские войны
3.500-449 г.д.н.э   3. Начало проведения олимпийских игр.
4.ок. 490-429г. до н. э.   4.Битва при Марафоне
5. 431-404 г. до н. э.   5 Правление Солона
6.около 1260 г. до н. э.   6.Сражение при Фермопилах
7.338 г. до н. э.   7.Правление Перикла
8.480 до н. э.   8.Битва при Херонее.
9. 635-559 до н. э.   9.Троянская война

 

X. Отметьте памятники архитектуры Древнего Рима:Парфенон, Пантеон, зиккурат, пирамида Хеопса, термы Диоклетиана, амфитеатр Флавиев, Аппиева дорога, Колизей, собор Святого Петра, храм Покрова на Нерли. Из чего они были построены? Особенности строительной техники.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

XI. Приведите в соответствие события и даты.

Событие Дата
1.753 Г.Д.Н.Э.   1.УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ
2.216 Г.Д.Н.Э.   2.Первая Пуническая война
3.49-44 Г.Д.Н.Э.   3.Падение Римской империи
4.476   4 Восстание Спартака
5.73-71509 Г.Д.Н.Э.   5.Основание Рима
6.509 Г.Д.Н.Э.   6.бива при Каннах
7.264-241 Г.Д.Н.Э.   7.диктатура Цезаря

XII. Заполните таблицу.

Религии Основные идеи
Зороастризм  
Буддизм  
Конфуцианство  
Иудаизм  
Христианство  

X III. Сравните характеристики античного рабства, принадлежащие греческому философу Аристотелю и римским юристам Гаю и Ульпиану. О каких особенностях отношения к рабству в античности они свидетельствуют? Определите статус раба в римском праве.

1.«Одни естественно являются свободными, а другие — естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо» (Аристотель).

2.«Рабы суть вещи» (Ульпиан).

3.«Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы»; «Господа имеют над рабами право жизни и смерти...» (Гай).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Раздел 3. История Средних веков.