Новые направления исторической науки

Советская историческая школа

Покровский Михаил Николаевич (1868-1932) – родоначальник школы советских историков, создатель марксистской концепции отечественной истории, изложенной в «Русской истории в самом сжатом очерке» и нашедшей отражение в 5-ти томах «Русской истории с древнейших времен». Факты русской истории были подведены под схему закономерности смены социально-экономических формаций.

Тарле Евгений Викторович (1874-1955)- persona gratissima у советских властей, член европейских научных обществ, с 1928 по 1933 гг преследуемый властями, с 1933 по 1955 гг. стал настоящим советским историком. Написал ряд работ по истории Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, в 1949 г. по приказу Сталина трилогию «Русский народ в борьбе против агрессоров в XVIII-XX вв.»

Из историков предсоветского периода продолжали работать в стране Б.Д.Греков, Н.М. Дружинин, Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин и другие.

В 20-е годы вопросы методологии рассматривались в трудах Н.И.Кареева, А.С.Лаппо-Данилевского, Р.Ю.Виппера, С.Л.Франка.

Изучением древнерусской истории занимались Б.Д.Греков, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров; историей феодализма – С.В. Бахрушин, С.Б.Веселовский, И.И. Смирнов, Л.В. Черепнин, И.Я.Фроянов; эпохой петровских преобразований - В.В.Мавродин, В.И. Буганов; изучением аграрного строя – Н.М. Дружинин, И.Д.Ковальченко; историографией освободительного движения и историей абсолютизма - М.В. Нечкина, историей промышленности – П.А.Хромов, историей рабочего класса - П.В. Волобуев, историей абсолютизма - А.Н. Сахаров, историей культуры - Д.С. Лихачев, Б.И. Краснобаев и др.

Исследователи советского периода отечественной истории занимались изучением истории революций - П.В. Волобуев, Г.А. Герасименко, И.И.Минц, Л.М. Спирин; истории НЭП - Э.Б. Генкина, И.Б. Берхин; истории индустриализации и коллективизации - С.П. Трапезников, В.П. Данилов, Великой Отечественной войны - М.М.Миносян, С.Д. Сахаров и др.

Своеобразной реакцией на преобладание в истории вульгарного марксизма с его экономико-социологическим детерминизмом Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) создал новое направление исторической науки – этнологию, лежащую на стыке истории, этнографии, психологии и биологии. Им было написано множество работ, в том числе «География этноса в исторический период», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси до России» и др., где в качестве базовой структуры исторического процесса он рассматривает этнос.

Основные тенденции развития современной отечественной историографии начали формироваться со второй половины 80-х годов ХХ века. Вопросы генезиса феодализма – в работах И.Я. Фроянова; генезиса государственности – у Л.Н. Гумилева; новые оценки роли церкви – в работах Р.Г. Скрынникова, А.П. Богданова; проблемы соотношения реформ и революций – у Н.Я. Эйдельмана, Б.Г. Литвака.

Попытки переосмысления советского периода истории Отечества сделаны в исторической публицистике Ю.Афанасьева, Г. Попова, Н.Шмелева. Новые оценки революциям 1917 гг. даны в работах В.П. Дмитренко, Г.З. Иоффе; индустриализации и коллективизации – в трудах О. Лациса, Л.Гордона, Г.Шмелева и др.

В последние два десятилетия в исторической науке происходят качественные перемены, проявляется тенденция к сближению истории с общественными науками, заимствованию их теорий, методов и приемов исследований. Для конкретно - исторических исследований - Бегуновой А.И., Романенко Е.В., Антощенко А.В., Нарского И.В. и др. - характерно развитие истории повседневности и микроистория как исследовательский поход

После ознакомления с важнейшими проблемами истории как науки в качестве заключения следует отметить, что учебный курс «Отечественная история» базируется на научной основе. Построенный на основе научных исторических достижений, он призван помочь расширить знания об опыте предшествующих поколений, развитии русской культуры, наиболее значимых событиях прошлого, крупных исторических личностях. Обращение к истории Древней Руси, феодальной и имперской России, Советского Союза и Российской Федерации поможет понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда, куда идем, во имя чего? И главное – каждому определить свое достойное место в жизни.

 

РАЗДЕЛ II. РУСЬ ФЕОДАЛЬНАЯ IX – XVII ВВ.