Стандартный модуль работы с графическим экраном Graph

1) назначение модуля

Подключаются процедуры и функции по работе с экраном в графическом режиме, т.е. когда доступной становится любая точка (пиксель) экрана. Для их использования необходимо:

  • подключить раздел графических подпрограмм Турбо-Паскаля, что выполняется в самом начале раздела описаний оператором USES Graph;
  • инициализировать графику в выполняемом блоке, для чего загрузить в память драйвер управления монитором в графическом режиме. Это делается процедурой InitGraph(...). Далее выполняется выбор цветов и характеристик графических примитивов (точек, линий, стандартных фигур и полигонов, символов текста) и изображаются нужные объекты, с помощью стандартных процедур и функций. По окончании работы графический режим монитора выключается (закрытием графики процедурой CloseGraph).

2) координаты экрана

Определяются возможностями видеосистемы ПЭВМ. Обычно стараются использовать наилучший возможный режим экрана

{ *** функции, связанные с координатами *** }

function GetX : integer; – получить текущую координату X;

function GetY : integer; – получить текущую координату Y;

function GetMaxX : integer; – получить максимально возможную координату экрана по X;

function GetMaxY : integer; – получить максимально возможную координату экрана по Y;

3) управление графическим режимом

{ *** определение, инициализация и восстановление текстового режима *** }

procedure DetectGraph (var GraphDriver, GraphMode : integer); – получение возможного типа драйвера и графического режима по установленным аппаратным средствам;

procedure InitGraph (var GraphDriver : integer;

var GraphMode : integer;

PathToDriver : String); – инициализировать графический режим экрана;

function GetMaxMode : integer; – получение наилучшего графического режима для данной ПЭВМ;

procedure SetGraphMode (Mode : integer); – задание графического режима;

function GetGraphMode : integer;– получение текущего графического режима;

procedure GraphDefaults; – установление графических параметров по-умолчанию (стандартных)

procedure RestoreCrtMode; – возвращение экрана в состояние, которое было до установления графики

procedure CloseGraph; – закрытие графического режима.

 

{ Коды завершений графических операций: }

grOk = 0; – без ошибок.

grNoInitGraph = -1; – не загружен драйвер графического режима.

grNotDetected = -2; – не определен тип видеокарты.

grFileNotFound = -3; – не найден файл с драйвером.

grInvalidDriver = -4; – ошибка работы драйвера.

grNoLoadMem = -5; – не хватает места в ОП для загрузки драйвера.

grNoScanMem = -6; – выход за пределы памяти при сканирующем заполнении

grNoFloodMem = -7; – выход за пределы памяти при заливке.

grFontNotFound = -8; – не найден заказанный шрифт.

grNoFontMem = -9; – не хватает места в ОП для загрузки шрифта.

grInvalidMode = -10; – неверный режим графики.

grError = -11; – ошибка графической операции.

grIOerror = -12; – ошибка графического ввода/вывода

grInvalidFont = -13; – ошибка в файле шрифта.

grInvalidFontNum = -14; – недопустимый номер шрифта.

 

{ *** Функции, возвращающие сведения об ошибках *** }

function GraphErrorMsg (ErrorCode : integer) : String; – название ошибки по коду;

function GraphResult : integer; – код ошибки последней графической операции.

 

4) управление экраном и окном

{ *** экран, окна, сохранение и восстановление окон *** }

procedure ClearDevice; – очиска грфического экрана цветом фона. Текущий указатель в левом верхнем углу;

procedure SetViewPort (x1, y1, x2, y2 : integer; Clip : boolean); – задание границ окна и типа отсечения;

procedure GetViewSettings (var ViewPort : ViewPortType); – получить характеристики окна;

procedure ClearViewPort; – очистить окно цветом фона;

procedure SetVisualPage (Page : word); – задает номер отображаемой графической страницы;

procedure SetActivePage (Page : word); – устанавливает для графического вывода активную страницу.

 

{ *** сохранение/восстановление части экрана *** }

function ImageSize (x1, y1, x2, y2 : integer) : word; – определить размер ОП для прямоугольника;

procedure GetImage (x1, y1, x2, y2 : integer; var BitMap); – сохранить в ОП образ прямоугольника;

procedure PutImage (X, Y : integer; var BitMap; BitBlt : word); – восстановить прямоугольник из ОП.

 

5) управление цветом

{ константы изображения цветов: }

 

Таблица 27. Кодировка цветов

Код Имя константы Цвет
Black Черный (прозрачный)
Blue синий
Green зеленый
Cyan голубой
Red красный
Magenta фиолетовый
Brown коричневый
LightGray светло-серый
DarkGray темно-серый
LightBlue светло-голубой
LightGreen светло-зеленый
LightCyan светло-синий
LightRed светло-красный
LightMagenta светло-фиолетовый (розовый)
Yellow светло-коричневый(желтый)
White белый

 

{ *** процедуры работы с цветом *** }

procedure SetBkColor (ColorNum : word); – установить цвет фона;

procedure SetColor(Color : word); – установить цвет рисования

function GetBkColor : word; – получить цвет фона;

function GetColor : word; – получить текущий цвет рисования;

function GetMaxColor : word; – получить максимально-возможное число цветов.

 

6) вывод точек

{ *** процедуры работы с точкой *** }

procedure PutPixel (X, Y : integer; Pixel : word); – поставить на экране точку (X,Y) заданным цветом (pixel);

function GetPixel (X, Y : integer) : word; – получить цвет точки с координатами (Х,Y).

 

7) вывод линий

{ типы и толщины линий для процедур Get/SetLineStyle: }

SolidLn = 0; { сплошная };

DottedLn = 1; { пунктирная };

CenterLn = 2; { штрих-пунктирная (осевая) };

DashedLn = 3; { штриховая };

UserBitLn = 4; { задаваемая пользователем };

NormWidth = 1; { нормальная (тонкая) } ;

ThickWidth = 3; { толстая }.

 

{ *** процедуры перемещений и проведения отрезков линий *** }

procedure LineTo (X, Y : integer); – линия из текущей точки в (X, Y);

procedure LineRel (Dx, Dy : integer); – линия из текущей точки в точку, смещенную на (Dx, Dy);

procedure MoveTo (X, Y : integer); – переход в точку (X, Y);

procedure MoveRel (Dx, Dy : integer); – переход из текущей точки в точку, смещенную на (Dx,Dy);

procedure Line (x1, y1, x2, y2 : integer); – линия из точки (x1,y1) в точку (x2,y2);

procedure GetLineSettings (var LineInfo : LineSettingsType); – получить текущие настройки рисования линий;

procedure SetLineStyle (LineStyle : word;

Pattern : word;

Thickness : word); – задать текущие настройки рисования линий.

 

8) вывод и закраска контуров

{ *** многоугольники, их закраска и текстуры *** }

procedure Rectangle (x1, y1, x2, y2 : integer); – построить незакрашенный прямоугольник;

procedure Bar (x1, y1, x2, y2 : integer); – построить закрашенный прямоугольник;

procedure Bar3D (x1, y1, x2, y2 : integer; Depth : word; Top : boolean); – построить паралелепипед;

procedure DrawPoly (NumPoints : word; var PolyPoints); – построить контур многоугольника из NumPoints точек;

procedure FillPoly (NumPoints : word; var PolyPoints); – построить закрашенный многоугольник из NumPoints точек;

procedure GetFillSettings (var FillInfo : FillSettingsType); – получить текущие характеристики закраски;

procedure GetFillPattern (var FillPattern : FillPatternType); – получить текущие характеристики текстуры;

procedure SetFillStyle (Pattern : word; Color : word); – задать характеристики закраски;

procedure SetFillPattern (Pattern : FillPatternType; Color : word);– задать характеристики текстуры;

procedure FloodFill (X, Y : integer; Border : word); – залить область текущей закраской от заданной точки (X,Y) до границы, заданной цветом (Border).

 

9) окружности, эллипсы, дуги

{ *** построение окружностей, эллипсов и их частей *** }

procedure Arc (X, Y : integer; StAngle, EndAngle, Radius : word); – построение дуги окружности;

procedure GetArcCoords (var ArcCoords : ArcCoordsType); – получение параметров дуги окружности;

procedure Circle (X, Y : integer; Radius : word); – построение окружности заданного радиуса и центра;

procedure Ellipse (X, Y : integer;

StAngle, EndAngle : word;

XRadius, YRadius : word); – построение дуги эллипса;

procedure FillEllipse (X, Y : integer;

XRadius, YRadius : word); – построение закрашенного эллипса.

 

procedure GetAspectRatio (var Xasp, Yasp : word); – получение относительного разрешения по X и Y;

procedure SetAspectRatio (Xasp, Yasp : word); – задание относительного разрешения по X и Y;

procedure PieSlice (X, Y : integer; StAngle, EndAngle, Radius : word); – построение закрашенного сектора круга;

procedure Sector (X, Y : Integer;

StAngle, EndAngle,

XRadius, YRadius : word); – построение закрашенного сектора эллипса.

 

10) вывод текста

{ константы для процедур Set/GetTextStyle }

DefaultFont = 0; { шрифт по-умолчанию };

TriplexFont = 1; { "оттененный" шрифт };

SmallFont = 2; { мелкий шрифт };

SansSerifFont = 3; { шрифт "сан-сериф"};

GothicFont = 4; { готический шрифт };

HorizDir = 0; { текст слева–направо };

VertDir = 1; { текст снизу–вверх };

 

{ размещение текста относительно заданной точки }

LeftText = 0; { текст влево от точки };

CenterText = 1; { точка в центре текста };

RightText = 2; { текст вправо от точки };

BottomText = 0; { текст под точкой };

 

{ CenterText = 1; уже определено выше }

TopText = 2; { текст над точкой };

UserCharSize = 0; { размер шрифта задается программистом }.

 

{ признаки отсечения фигур при выходе за пределы окна }

ClipOn = true; – за границами окна фигура не видна;

ClipOff = false; – за границами окна фигура видна;

 

{ *** процедуры вывода текста *** }

procedure GetTextSettings (var TextInfo : TextSettingsType); – получить текущие настройки вывода текста;

procedure OutText (TextString : string); – вывести текст относительно текущей точки;

procedure OutTextXY (X, Y : integer; TextString : string); – вывести текст относительно точки (X,Y);

procedure SetTextJustify (Horiz, Vert : word); – установить параметры центровки (размещения) текста;

procedure SetTextStyle (Font, Direction : word; CharSize : word); – выбрать шрифт, его размер и направление вывода текста;

procedure SetUserCharSize (MultX, DivX, MultY, DivY : word); – задать размер шрифта программиста;

function TextHeight (TextString : string) : word; – получить текущую высоту строки текста;

function TextWidth (TextString : string) : word; – получить текущую ширину строки текста.

Разбор контрольного варианта № 31

Задание

Построить график функции Y=exp(X) для интервала X от –1 до 2, нанести на график размеченные оси координат и сделать подпись (название функции).

Дополнительные требования: график изобразить толстой штриховой линией красного цвета на белом фоне, координатные оси (толстая линия) и разметка (тонкая линия) – черного (темно-серого) цвета, подпись – синего цвета под графиком посередине.

Программу составить для EGA и VGA адаптеров (универсальную). Драйвер графического адаптера (с именем EGAVGA.BGI) находится в каталоге D:\TP6\BGI.

Условия, принятые из соображений дизайна:

График будет занимать 60% ширины и высоты экрана. Разметку проводим через 0.5 по Х и через 1.0 по Y. График рисуем процедурой LineTo, с шагом 0.2 по оси X.

Таблица идентификаторов

Таблица 28. Идентификаторы задачи 31-го варианта

Имя Тип Размер, (байт) Назначение
Graph_work Имя программы - Построение графика функции
Graph Имя модуля - Стандартные графические подпрограммы
Crt " - Стандартные подпрограммы работы с консолью
Print " - Стандартные подпрограммы работы с принтером
X Веществен. Текущее значение аргумента
Y " " Текущее значение функции
Xmin " " Минимальное значение аргумента
Xmax " " Максимальное значение аргумента
Ymin " " Минимальное значение функции
Ymax " " Максимальное значение функции
DeltaX " " Диапазон изменения аргумента
DeltaY " " Диапазон изменения функции
Dx " " Шаг аргумента для расчета графика функции
Dxs " " Шаг разметки оси Х
Dys " " Шаг разметки оси Y
Part " " Доля экрана, занимаемая графиком
Pole " " Размер полей вокруг графика в долях экрана
Mx " " Коэффициент пересчета Х в J
My " " Коэффициент пересчета Y в I
I Целое Горизонтальная координата экрана
J " " Вертикальная координата экрана
Imin " " Нижняя граница графика на экране
Imax " " Верхняя граница графика на экране
Jmin " " Левая граница графика на экране
Jmax " " Правая граница графика на экране
JAll " " Размер экрана по Х в пикселах
Iall " " Размер экрана по Y в пикселях
J0 " " Координата оси Y на экране
I0 " " Координата оси Х на экране
DeltaJ " " Размер рисунка по Х
DeltaI " " Размер рисунка по Y
Nx " " Шаг между рисками оси Х в пикселях
Ny " " Шаг между рисками оси Y в пикселях
Riska Строка Подпись текущей риски оси
GraphDrv Целое Тип графического драйвера
GraphMode " " Номер графического режима
Code беззнаковое " Код завершения процедуры инициализ. граф.
InitGraph Имя процедуры - Инициализация графического режима
GraphResult Имя функции - Возвращает код завершения граф. процедуры
ClearDevice Имя процедуры - Очистка экрана заданным цветом фона
Halt Имя процедуры - Останов (завершение) программы
SetBkColor Имя процедуры - Установка цвета фона
SetColor Имя процедуры - Установка цвета
SetLineStyle Имя процедуры - Установка типа линии
SetTextStyle Имя процедуры - Установка стиля текста
SetTextJustify Имя процедуры - Установка способа размещения текста
GetMaxX Имя функции - Возвращает размер экрана по Х
GetMaxY Имя функции - Возвращает размер экрана по Y
Round Имя функции - Округляет вещественный аргумент в целое
MoveTo Имя процедуры - Переход в заданную точку экрана
LineTo Имя процедуры - Проведение отрезка в заданную точку
Line Имя процедуры - Проведение отрезка
OutTextXY Имя процедуры - Вывод текста
Str Имя процедуры - Преобразование числа в строку с его изображен.
KeyPressed Имя функции - Возвращает TRUE, если нажата клавиша
CloseGraph Имя процедуры - Закрытие графического режима
Pr Имя процедуры - Копирование графического экрана на принтер