Практическое занятие № 8
Тема:«ФИЗИОЛОГИЯ СОСУДОВ: АД, ПУЛЬС»
Цель:сформировать знания по теме «ФИЗИОЛОГИЯ СОСУДОВ: АД, ПУЛЬС»; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах органы ССС; умения измерять кровяное давление, проводить исследование пульса и его характеристик.
Задание 1
Изучить методики подсчета пульса и измерения артериального давления
Перечислите методики подсчета пульса______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методики измерения артериального давления_________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Определить частоту сокращения сердца, величину АД до и после физической нагрузки
ЧСС | АД систолическое | АД диастолическое | АД пульсовое | |
До физической нагрузки | ||||
После физической нагрузки |
Сделать вывод: ___________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Заполнить таблицу «Факторы, влияющие на деятельность сосудистой системы»
Фактор | Сосуды | Кровяное давление |
1. Симпатическая нервная система 2. Парасимпатическая нервная система 3. Адреналин 4. Ацетилхолин 5. Норадреналин 6. Тироксин 7. Са++ 8. К+ |
Задание 4
Вставить пропущенные слова
1. Давление в аорте в момент сокращения желудочков называется _______________,или ______________________,давлением.
2. Давление в аорте в момент расслабления желудочков называется ______________,или ______________________,давлением.
3. При прохождении крови по сосудам давление снижается; самое низкое давление в _________,оно опускается до 3 мм рт. ст.
4. Стойкое повышение кровяного давления называется ______________,понижение давления - __________________.
5. Максимальная скорость тока крови в __________, она составляет около _________м/с.
6. Минимальная скорость тока крови в капиллярах, она равна ___________мм/с.
7. Скорость пульсовой волны гораздо больше максимальной скорости тока крови и составляет _________ м/с.
8. Сосудодвигательный центр находится в ________________________________________.
9. Угольная и молочная кислоты, гистамин и недостаток кислорода ____________ кровеносные сосуды, оказывая гуморальное влияние.
10. Движению крови по венам в одном направлении способствуют кармановидные ____________________и сокращение __________________________,окружающих вену.
11. Никотин вызывает стойкое _________________ кровеносных сосудов на время до 30 мин, что приводит к ________________кровяного давления.
12. При закупорке _____________________________происходит отмирание участка сердечной мышцы. Это заболевание называется __________________________________..
Сделать вывод на основе проделанной работы:
а) расположите по степени сложности задания:________________________________________________________________
б) хорошо усвоены следующие вопросы:______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________ в) затруднения вызвали следующие вопросы: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Решить задачи:
1. Как вы думаете, можно ли связать такие явления, как одышка, водянка, с деятельностью системы кровообращения?
2. Многочисленное разветвление сосудов в органе и прогрессивное уменьшение их калибра обусловливает и падение давления крови в сосудах. Какое это может иметь приспособительное значение?
3. Как вы думаете, что такое портальная гипертензия? Когда она может возникнуть? Чем сопровождается эта патология в тяжелых случаях?
4. С чем связана артериальная гипертензия − повышение диастолического давления − при поражении почек? Почему она бывает, как правило, достаточно стойкой, а особенно диастолическое давление. К чему она приводит при длительном течении?
5. Высокое кровяное давление считается непосредственным результатом отвердевания стенок артерий (склероз) и причиной сердечно−сосудистых заболеваний. Как вы понимаете это выражение?
6. По мере продвижения крови по капиллярам гидростатическое давление в них заметно падает с 30–35 мм рт.ст. в артериальном конце до 12–17 мм рт.ст. в венозном конце. Какое биологическое значение это имеет?
7. В какой вене отмечается: а) наиболее высокое давление; б) самое низкое давление: воротной или полой венах?
8. Каким образом осуществляется регуляция тока крови по сосудам?
9. С чем связана артериальная гипертензия − повышение диастолического давления − при поражении почек? Почему она бывает, как правило, достаточно стойкой, а особенно диастолическое давление. К чему она приводит при длительном течении?
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ПОДПИСЬ)