Практическое занятие № 6, 7
Тема:«АНАТОМИЯ СОСУДОВ, СЕРДЦА, ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА»
Цель:сформировать знания по теме «АНАТОМИЯ СОСУДОВ, СЕРДЦА, ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦЕ»; навыки работы с микроскопом; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах органы ССС, проводить исследование пульса и его характеристик; умения определять верхушечный толчок сердца и его границы
Задание 1
Провести сравнительную морфофизиологическую характеристику кровеносных сосудов
Название сосуда | Функции | Строение стенки | Типы |
Задание 2
Изучить гистологическое строение стенки артерии и вены (мышечного типа). Зарисовать и обозначить оболочки стенки артерии: интима, медиа, адвентиция | Изучить и зарисовать гистологическое строение сосудов МЦР. Обозначить: капилляры; прекапилляры; посткапилляры; артериолы; венулы |
Задание 3
![]() | Обозначить: | Изучить и зарисовать гистологическое строение стенки сердца. Обозначить: эндокард, миокард, эпикард. Указать их элементы |
Задание 4
Изучить физиологические особенности сердечной мышцы, сердечного цикла и его фазы
Особенности сердечной мышцы: ___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности сердечного цикла: _____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фазы сердечного цикла: ___________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Изучить схему проводящей системы сердца, указать значение каждого элемента.
Обозначить: синусо-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, предсердно-желудочковый пучок, ножки Гиса, волокна Пуркинье
![]() |
Задание 6
Заполнить таблицу «Факторы, влияющие на деятельность сердца»
Фактор | Частота и сила сокращения миокарда |
1. Симпатическая нервная система 2. Парасимпатическая нервная система 3. Адреналин 4. Ацетилхолин 5. Норадреналин 6. Тироксин 7. Са++ 8. К+ |
Сделать вывод на основе проделанной работы:
а) расположите по степени сложности задания:________________________________________________________________
б) хорошо усвоены следующие вопросы:______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________ в) затруднения вызвали следующие вопросы: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Решить задачи:
1. Какие дефекты строения сердца вам известны? Чем они опасны?
2. Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?
3. Как будет изменяться работа сердца:
А) При раздражении блуждающих нервов: слабом, кратковременном, сильном и длительном раздражении.
Б) При раздражении симпатических нервов.
В) При избытке в крови К+, ацетилхолина.
Г) При избытке в крови Са+, адреналина.
4. Чем отличается регуляция работы сердца от регуляции работы скелетной мускулатуры?
5. Почему говорят, что физические упражнения уменьшают риск заболевания сердца?
6. У взрослого человека, живущего в Минске, частота сердечных сокращений составляет 70 уд в 1 мин. После приезда на турбазу у подножья Эльбруса сердечный ритм вырос до 92 уд в 1 мин. Через 2 недели пребывания на базе ЧСС возвратилась к исходному уровню. Как вы объясняете механизм этих явлений?
7. Как вы думаете в какую фазу сердечного цикла кровоснабжается сердце и почему?
8. Экспериментальными исследованиями установлено, что ранение основания межжелудочковой перегородки в 100% приводит к гибели подопытных собак и кроликов. Аргументируйте.
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)