РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО - СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ МОНАРХИЯ

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Царь указал, а бояре приговорили». В соответствии с этой формулой почти два века функционировало верховное управление в Московском царстве. Речь идет не только о роли Боярской думы, в которую входили представители наиболее знатных ро­дов. На протяжении довольно длительного времени Россия была своеобразной «демо­кратической монархией». В XV-XVII вв. сословно-представительные монархии суще­ствовали во многих странах Европы и Азии. Не была исключением и Россия. В ней действовал Земский собор — представительное учреждение парламентского типа.

Сын Ивана III Василий III (1505-1533) продолжал «собирание» русских земель, присоединил к Московскому государству Псков, Смоленск, Рязань. Он правил решительно, самодержавно, «сам третий у постели». Но XVI в. определяется пре­жде всего личностью его сына Ивана IV. Иван Васильевич родился в 1530 г. В возрасте трех лет, в 1533 г., был провозглашен великим московским князем, в 1547 г. — царем, умер в 1584 г. За свои дела получил прозвище Грозный.

Формально Иван IV находился на престоле самый длительный период — 51 год, так как был провозглашен великим князем московским в возрасте 3 лет, а умер в 54 года. Фактически в 1533-1538 гг. страной управляла его мать Елена Глин­ская с фаворитом И. Ф. Овчиной-Телепневым-Оболенским, а затем за власть не­прерывно боролись боярско-княжеские группировки во главе с князьями Шуй­скими, Вельскими и Глинскими.

В 1547 г. Иван принял царский титул и формально сравнялся с западноевро­пейскими императорами. Совершенствовались церемониал, государственная сим­волика. Наследование осуществлялось по личному желанию самодержца. Иван Грозный рассматривал государство как личную собственность, вотчину, которой можно распоряжаться по своему усмотрению. «Самодержавство Российского царства началось по Божьему изволению от великого князя Владимира... до нас, смиренных скипетродержателей Российского царства... Ведь вольное царское са­модержавие наших великих государей — не то, что ваше убогое королевство: на­шим государям никто ничего не указывает... потому что наши государи — само­держцы Божьей милостью сидят на престоле... никто их вольных самодержцев не сменяет на престоле, не ставит и не утверждает», — объяснял характер своей вла­сти Иван Грозный в послании польскому королю. С 1555 г. появился «Государев родословец» — официальный справочник по вопросам родовитости феодальной знати. Он начинался со «Сказания о князьях владимирских», в котором обосно­вывалось происхождение московских царей от первого римского императора Октавиана Августа (правил с 27 г. до п. э. до 14 г н. э.). Русское слово «царь» яв­ляется адаптированным вариантом титула римских императоров — «кесарь», «цезарь». Дело в том, что фактическим основателем римской империи был по­жизненный консул Гай Юлий Цезарь (102 (100?)—44 г. до н. э.), дядя Октавиана Августа.

Нестабильность верховной власти, недовольство населения, необходимость ре­шения трудных внешнеполитических задач обусловили проведение первого в ис­тории России крупного цикла реформ. В их осуществлении молодой царь опи­рался на группу приближенных лиц, которая получила название Избранная рада (князь А. М. Курбский, дворянин А. Ф. Адашев, духовник царя Сильвестр, митро­полит Макарий и др.).

С 1549г. стали собираться Земские соборы — сословно-представительные уч­реждения наподобие английского парламента, испанских кортесов, французских генеральных штатов и т. д. В Земских соборах участвовали: Боярская дума, верхи духовенства, представители дворянства, купечества, другие приглашаемые лица. Царь вместе с Боярской думой, с Земскими соборами принимал многие важные решения по внешнеполитическим, финансово-хозяйственным, законодательным, и другим проблемам. Земские соборы Московского царства за менее чем 150 лет своего существования провели больше «сессий», чем французские генеральные штаты за 300 лет.

В 1550-е гг. появились приказы — органы центрального управления. Они со­здавались по отраслевому (Посольский, Разбойный, Холопий, Разрядный и др.) и территориальному (Казанский, Сибирский и др.) принципам. Их возглавляли князья и бояре. Дьяков и подьячих, служителей приказов, можно считать родона­чальниками российской бюрократии. Приказная система улучшила собираемость налогов, упорядочила управление государством. А. Адашев некоторое время воз­главлял Челобитную избу, в которую можно было пожаловаться на бояр, казна­чеев и дворецких.

1552 г. была составлена Дворовая книга. Полный список Государева двора включал в себя около 4 тыс. человек, которых и называли дворовые дети бояр­ские, или дворяне. Их записывали по тем уездам («городам»), где они владели землей. В 1555 г. стали вести Государев разряд (Разрядные книги). Поместный и Разрядный приказы вели записи о службе представителей различных родов, на основе которых регулировались отношения внутри слоя феодальной знати. Тем самым была легализована система местничества, в соответствии с которой должности занимались в зависимости от родовитости и тех мест, которые в свое время занимали на государевой службе предки.

Государство не может существовать без казны, значительную часть которой составляют денежные поступления от населения в виде налогов. Иван III на при­соединенных к Москве территориях провел описание земель и платежеспособного городского и сельского населения. Результаты проведенной работы были зафик­сированы в специальных книгах, получивших название «писцовых». Эти книги представляли собой государственные описания, в которых фиксировалось рас­пределение земельного фонда между владельцами и учитывалась их платежеспо­собность для того, чтобы обложить налогами. Единицей обложения была «соха». Она не была унифицирована и в разных уездах включала неодинаковое число крестьянских дворов и различное количество пахотных земель.

Регулярные описания стали проводиться во 2-й половине XV в. и продолжа­лись на протяжении всего XVI в. и 1-й половины XVII в., охватывая огромные территории. Некоторые из них носили всероссийский характер.

Данные писцовых книг велись по уездам, внутри уездов по административ­ным единицам (погостам, волостям) или по видам землепользования (помещики, вотчинники, монастыри и др.). Основу писцовых книг составляли сведения о по­селениях (селах, деревнях, починках, пустошах и др.).

Государственные налоги и повинности конца XV — 1-й половины XVI в. были самыми разнообразными и четкой разницы между обязательными и необязатель­ными платежами не существовало.

Основным видом налогов и повинностей государству была дань, представляв­шая собой целый комплекс налогов. «Ям» являлся обязательной повинностью населения, включавшей ремонт дорог, заготовку и привоз камня и извести, по­стройку мостов и др. Иногда вместо «яма» население платило деньги. «Городовое дело» представляло собой работы по строительству городских укреплений, ост­рогов. Посошная служба заключалась в поставке определенного числа людей с каждой сохи на нужды армии для выполнения разного рода вспомогательных ра­бот. Население платило различные таможенные пошлины.

Государственными сборщиками податей являлись «даньщики» и «пошлинники», а также представители царской власти — наместники и городовые приказчики. Вся совокупность платежей в пользу государства и землевладельца называлась тяглом, а крестьяне, платившие их, — тяглецами. Тяглые крестьяне записывались в писцовые книги. Но платили налоги в казну далеко не все. Иногда государство освобождало от уплаты налогов землевладельцев. Больше всего льгот имели мо­настыри. Такие освобождения оформлялись особыми грамотами. На протяжении XVII в. государство неоднократно прибегало к чрезвычайным налогам, например в связи с войной.

В местном управлении была отменена система кормлений, при которой на­правляемые из Москвы наместники и волостели за выполнение административ­ных и судебных функций должны были получать «корм». Но они злоупотребля­ли своим положением. С 50-х гг. XVI в. население само стало выбирать губных старост (в местах с преобладанием феодального землевладения), земских ста­рост (в городах и черносошных волостях), целовальников и голов (сборщиков различных налогов и сборов), дьяков, подьячих, сторожей и других должностных лиц, включая палачей, в губных и земских избах. Выбираемые населением десятские, сотские помогали старостам в борьбе с разбоями, следили за порядком. Ор­ганы местного управления действовали под контролем приказов.

Были укреплены вооруженные силы. Порядок обязательной дворянской службы («по отечеству», по происхождению) определялся «Уложением о службе» 1556 г. С определенного количества земли дворянин выходил «коней, люден и оружен», а князья и бояре могли сами лично не служить, но выставляли воинов. Норма обеспечения землей на одного служилого человека — дворянина или помещика — составляла 100 четвертей, или четей. В пересчете на современные единицы пло­щади это означает 50 гектаров. Такой земельный участок обрабатывало обычно 10 семей. Фактически 10 крестьянских дворов должны были экипировать на во­инскую службу одного воина. Дворяне, дети боярские становились служилыми людьми «по отечеству» — их служба была наследственной. Дети боярские одного уезда вместе выходили на службу, решали судьбы выморочных поместий, опреде­ляли оклады жалованья (поместного и денежного) друг для друга.

«По прибору» (по набору) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др., а также иностранцы. В московском войске появились «служилые инородцы» — татары, калмыки, башкиры. Стрельцы, другие воины селились в городах и на границе, получали освобождение от налогов, землю и не­большое жалованье. В вооруженные силы обычно набирали посоха — ополченцев из черносошных и монастырских крестьян, а также из посадских людей. Их наби­рали от каждой «сохи» для ведения дорожных и фортификационных работ, перевоз­ки грузов и других вспомогательных работ. На время походов отменялось местниче­ство, т. е. порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности. В армии стало широко использоваться огнестрельное оружие, пушки, появилось военно-инженерное дело. В 1550 г. был утвержден царский Судебник. В нем сохранялось право крестьян на переходы от владельца к владельцу. Предусматривались суровые наказания за преступления против государства (бунт, крамола, фальшивомонетничество, взят­ка и др.). Широко применялись пытки, телесные и членовредительные наказа­ния, заключение в тюрьму. После принятия Судебника 1550 г. все указы и поста­новления собирались в приказах. Составлялись указные (или уставные) книги приказов, которые представляли собой хронологические сборники новых норм.

В годы своего царствования Иван IV также решал и накопившиеся церковные вопросы. В 1551 г. он созвал Собор, на котором была провозглашена верность древней вере, подтвержден византийский принцип единения Церкви и государст­ва. Собор унифицировал церковные обряды, принял меры по ограничению произ­вола высших церковных иерархов. На Стоглавом соборе Иван IV обвинил черное духовенство в неблагочинии, выразил недовольство теми, кто стригся в монахи ради наживы и телесного покоя. Собор запретил держать монастырям хмельное, а монахам рекомендовал пить квас. Было запрещено инокам жить в миру, бро­дяжничать и собирать деньги, играть на музыкальных инструментах, в шахматы, читать книги недостаточно благочинного содержания, общаться с иноземцами, устраивать «скоморошеские» представления. На Соборе говорили о том, что дво­рянские земли скудеют, а монастырские богатеют; был утвержден закон об ограни­чении церковного землевладения. Решения Собора представляли собой сто отве­тов на сто вопросов, адресованных к Церкви царем. Документ получил название Стоглав. Книга постановлений Собора надолго стала кодексом русского церков­ного права.

Новые попытки государственной власти ограничить монастырское землевла­дение и привилегии относятся к середине XVI в. В 1572 г. правительство запрети­ло земельные вклады в крупные монастыри и установило правило «доклада» вла­стям в случае мелких приношений монастырям.

Гроза над монастырями разразилась в 1573 г., когда Иван IV направил в Кирилло-Белозерский монастырь послание, в котором обвинил монахов в много­численных «послаблениях иноческого жития» — чревоугодии, пьянстве, заносчи­вости, сребролюбии и лицемерии.

Новая политика секуляризации церковного имущества связана с Собором 1575 г. Ряд высших церковных иерархов обвинили в различных предосудитель­ных для их сана поступках, на них были заведены судебные дела. Отношением царской власти к монастырям воспользовались крестьяне, между ними и мона­стырями обострилась борьба за землю.

Соборы 1580-1581 гг. подтвердили законность монастырских владений, но впредь монастырям запрещалось получать и приобретать земли. Закон просуще­ствовал недолго.

К сожалению, в 1565 г.была введена опричнина. Ее причинами большинство историков считают: стремление царя установить свою неограниченную власть; борьбу с феодальной аристократией (явной и мнимой оппозицией); желание ца­ря ликвидировать остатки феодальной раздробленности; личные качества царя (жестокость, мнительность, подозрительность и др.).

Иван Грозный разделил страну на земщину, где было свое управление (Дума, приказы и т. д.), и опричнину (от слова «опричь», «кроме»), которой управлял сам Иван Грозный. Он опирался на отборное, опричное войско и проводил в отно­шении земщины политику террора и грабежа. Были убиты многие видные люди, подвергся настоящему разгрому Новгород и другие местности. По Синодику (по­минальному списку) Ивана IV было уничтожено 22 тыс. человек. В ходе кара­тельной экспедиции в Новгороде погибло до 15 тыс. человек. (Число жертв оп­ричного террора является предметом споров историков.) Для 6 тыс. опричников были выделены земли, отобранные у 9 тыс. землевладельцев. Это привело к нару­шению организации укомплектованию поместного войска. Были нарушены сло­жившиеся поземельные отношения. Начался хаос. Многие люди бежали со своих мест.

В 1572 г.опричнина была формально отменена, так как опричники не вышли на войну с Крымским ханством, но методы опричнины применялись и далее.

Опричнину и в целом правление Ивана Грозного оценивают по-разному. В со­ветское время наиболее распространенной была точка зрения, что царь укреплял централизованное государство, продолжал политику отца и деда. Многие счита­ют его тираном, разрушителем с не вполне нормальной психикой. Большинство историков полагают, что опричнина имела ряд последствий:

1. Утверждение деспотического самодержавия,ставшего завидным примером для всех последующих правителей. Из 43 членов Боярской думы были каз­нены 19, пострижены в монахи — 3 человека. Ликвидация очагов оппозиции и сепаратизма, но не условий, порождавших борьбу за власть в стране.

2. Тяжелый экономический кризис: было разорено 40% крестьянских дворов.

3. Создание в стране обстановки, которая способствовала утверждению крепост­ного права. Правящий слой страны и впоследствии будет выходить из кризис­ных ситуаций за счет усиления эксплуатации основных масс населения.

Общий итог правления Ивана IV удручающ: была проиграна Ливонская вой­на (1558-1583), создалось тяжелое хозяйственное положение, намечался кризис престолонаследия, так как старшего сына Ивана царь сам убил, средний Федор и младший Дмитрий в плане психики внушали серьезные опасения.

Опричнина стала периодом фактических контрреформ, которые свели на нет боль­шую часть положительных результатов реформ. Алгоритм «реформы—контррефор­мы» не раз повторится в российской истории.