ДЕРЖАВЫ И ПРАВИТЕЛИ

Порты

Морские зоны

Перевалы

Язык Цвет языковой зоны

Языковая зона

Прочие элементы карты

Ещё 4 элемента карты имеют значение для игры.

 

Суша на карте закрашена разными цветами, отображающими 5 языковых зон. Каждый город находится в одной языковой зоне. Исключение: города, находящиеся на территории, закрашенной бледно-жёлто-коричневым, лежат вне этих языковых зон. Города языковой зоны иногда называются «говорящими» на этом языке, например, город в английской языковой зоны считается «англоговорящим».

 

английский бледно-красный

французский бледно-голубой

немецкий серый

итальянский бледно-фиолетовый

испанский бледно-жёлтый

 

Связь (линия), показанная пунктирной линией – перевал. 3 перевала находятся в Пиренеях между Испанией и Францией, 6 – в Альпах в районе северной Италии и 7 – на Балканах. Армии, двигающиеся через перевал, должны потратить 2 очка действия (по-английски CP, в дальнейшем будем использовать это обозначение) вместо обычного 1 CP.

Также перевалы:

· затрудняют распространение религиозных идей

· блокируют весеннее развертывание подразделений

· предотвращают перехват соседними вражескими подразделениями, находящимися за перевалом

· не даёт подразделению возможности брать под контроль соседний город или устранять в нём

Подразделения могут отступать или избегать битвы через перевалы.

 

На карте находятся 14 морских зон, каждая подписанная синим курсивным шрифтом. Границы между ними показаны синими штрихпунктирными линиями.

Только морские подразделения и флотоводцы могут занимать морские зоны; сухопутные войска должны заканчивать каждое действие на суше (в городе).

 

Большинство (но не все) прибрежных городов одновременно являются портами, имеющими выход в одну или более морских зон. Порт, имеющий выход в одну морскую зону, обозначается одним символом якоря. Порт, соединённый с двумя морскими зонами, имеет два якоря – каждый на своей зоне.

 

Следующие морские зоны несоединены:

· Ионическое и Тирренское моря (двухзональный порт Мессина)

· Берберское побережье и Атлантический океан (двухзональный порт Гибралтар)

· Черное и Эгейское моря (двухзональный порт Стамбул)

 

Тем не менее, если порт между этими зонами (Мессина, Гибралтар или Стамбул) находится под дружественным контролем, морские подразделения могут входить в порт в ходе одного действия движения по морю и выходить в любую зону во время следующего действия.

 

Следующие морские зоны СОЕДИНЕНЫ (показано двойной стрелкой):

Северное и Ирландское моря

Северное и Балтийское моря

 

В На том стою лучше всего играть втроём или вшестером. Но игры вчетвером и впятером также возможны. Основные правила, описанные здесь, для игры вшестером. Незначительные изменения в правилах для меньшего числа игроков описаны в разделе «Игра для трёх-пяти человек» в Книге Сценариев. Вне зависимости от того, сколько человек играет, все великие державы задействованы в игре. В этом разделе описаны понятия игрок, держава и правитель.