ДЕРЖАВЫ И ПРАВИТЕЛИ
Порты
Морские зоны
Перевалы
Язык Цвет языковой зоны
Языковая зона
Прочие элементы карты
Ещё 4 элемента карты имеют значение для игры.
Суша на карте закрашена разными цветами, отображающими 5 языковых зон. Каждый город находится в одной языковой зоне. Исключение: города, находящиеся на территории, закрашенной бледно-жёлто-коричневым, лежат вне этих языковых зон. Города языковой зоны иногда называются «говорящими» на этом языке, например, город в английской языковой зоны считается «англоговорящим».
английский бледно-красный
французский бледно-голубой
немецкий серый
итальянский бледно-фиолетовый
испанский бледно-жёлтый
Связь (линия), показанная пунктирной линией – перевал. 3 перевала находятся в Пиренеях между Испанией и Францией, 6 – в Альпах в районе северной Италии и 7 – на Балканах. Армии, двигающиеся через перевал, должны потратить 2 очка действия (по-английски CP, в дальнейшем будем использовать это обозначение) вместо обычного 1 CP.
Также перевалы:
· затрудняют распространение религиозных идей
· блокируют весеннее развертывание подразделений
· предотвращают перехват соседними вражескими подразделениями, находящимися за перевалом
· не даёт подразделению возможности брать под контроль соседний город или устранять в нём
Подразделения могут отступать или избегать битвы через перевалы.
На карте находятся 14 морских зон, каждая подписанная синим курсивным шрифтом. Границы между ними показаны синими штрихпунктирными линиями.
Только морские подразделения и флотоводцы могут занимать морские зоны; сухопутные войска должны заканчивать каждое действие на суше (в городе).
Большинство (но не все) прибрежных городов одновременно являются портами, имеющими выход в одну или более морских зон. Порт, имеющий выход в одну морскую зону, обозначается одним символом якоря. Порт, соединённый с двумя морскими зонами, имеет два якоря – каждый на своей зоне.
Следующие морские зоны несоединены:
· Ионическое и Тирренское моря (двухзональный порт Мессина)
· Берберское побережье и Атлантический океан (двухзональный порт Гибралтар)
· Черное и Эгейское моря (двухзональный порт Стамбул)
Тем не менее, если порт между этими зонами (Мессина, Гибралтар или Стамбул) находится под дружественным контролем, морские подразделения могут входить в порт в ходе одного действия движения по морю и выходить в любую зону во время следующего действия.
Следующие морские зоны СОЕДИНЕНЫ (показано двойной стрелкой):
Северное и Ирландское моря
Северное и Балтийское моря
В На том стою лучше всего играть втроём или вшестером. Но игры вчетвером и впятером также возможны. Основные правила, описанные здесь, для игры вшестером. Незначительные изменения в правилах для меньшего числа игроков описаны в разделе «Игра для трёх-пяти человек» в Книге Сценариев. Вне зависимости от того, сколько человек играет, все великие державы задействованы в игре. В этом разделе описаны понятия игрок, держава и правитель.