Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 52 страница

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культу­ры оказали изменения, происходившие как в годы «перестройки», так и в по­следующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преоб­ладать тенденции возвращения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские ново­сти», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съез­де кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее за­прещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма».

Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Жур­нал «Новый мир» начал публикацию романов А. И. Солженицына «Архипе­лаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведения­ми: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность при­обрели произведения, посвященные критике сталинизма, — повести В. Распу­тина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др.

После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласно­сти» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «же­лезного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры — боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени — «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется пу­тем личного волеизъявления индивида.

Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «...и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностя­ми. Прежде всего у нее слабые крылышки... И второе — у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти сме­лость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды?

В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособ­ный спрос является основным критерием оценки научного или художествен­ного творчества.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официаль­ное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинан­сирования и хозрасчета».

Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации яв­ляется «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный прин­цип» финансирования стал применяться в конце 20—начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен куль­турный уровень населения.

Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать програм­ма «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соот­ветствии с программой проводились реставрационные работы — по сохране­нию и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом

Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабрис­тов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.

Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кри­зису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отноше­ний в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуж­дены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инф­раструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной само­деятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организа­ций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.

Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учрежде­ниями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях ак­ционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспо­собными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы куль­туры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д.

Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение твор­ческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библио­текари, сотрудники музеев, парков, артисты театров — все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый опгток вы­сококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное чис­ло представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в ком­мерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на ком­мерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.

Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной те­матике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсан­тов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало про­смотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.

В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью от­вечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал вы­сокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншла­ги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Ин­тересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую

очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его дея­тельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получил всемирное признание и является гордо­стью отечественной культуры.

Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечествен­ном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и дру­гие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерче­ских студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значительной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современ­ников отмечены фильмы Э. Рязанова, И. Михалкова, Л. Шепитько и др.

Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоизда­тельскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличе­ние книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги сво­бодно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформле­нию. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в зна­чительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизи­тельно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоин­ствами. Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции.

В условиях духовного кризиса общества были сняты запреты на отправле­ние религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литера­туры и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать пред­ставители восточных и западных религий и церквей (в том числе представля­ющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская право­славная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие при­нятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоз­зрения, лежащего в основе той или иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродными по отношению к ней. Все меньше стано­вится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной

проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она су­ществует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила опреде­ленный интеллектуальный потенциал — резерв обновления образования, ко­торый реализовывали учителя-реформаторы В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, М. И. Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадежно отставала от требований времени. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали ухо­дить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко снизился интерес молодежи к получению образо­вания, у большей ее части была потеряна уверенность в необходимости обра­зования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтер­нативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, ли­цеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо открывались новые специальности); учащимся предоставлялась отно­сительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Однако учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, не привносили ничего нового. Студенты и аспиранты полу­чили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное ко­личество.

Главным направлением реформы высшей школы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип до­говорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента; отменялись различные льготы и привилегии при поступле­нии в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). В со­временных условиях необходимо обратить внимание на изменения следующих компонентов системы образования в России: инфраструктуры, кадрового со­става, программно-методических средств, финансового, материально-техни­ческого, информационного, научно-консультационного, нормативно-пра­вового обеспечения.

В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обуче­ния, у которого есть свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличе­ния нагрузки на учащихся существует необходимость в 12-летнем образова­нии. Кроме того, в последние годы у нас в России получает широкое распро­странение дистанционное обучение, возможное с использованием современ­ных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet. Однако в условиях глубокого экономического кризиса судьба ре­формы, без достаточного финансового обеспечения, будет плачевной.

Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской нау­ки. Прикладные отрасли научных знаний получили некоторое развитие, по­скольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и негосударственных сферах экономики. В то же вре­мя в условиях общего экономического кризиса и резкого снижения финанси­рования перспективных научно-исследовательских разработок произошло свертывание фундаментальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сектор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Большой протест со стороны научных кадров вызвало негласное реше­ние властей выплачивать с 1 мая 1998 года работникам высшей школы 56%, а работникам Академии наук 50% их официальной зарплаты. По стране со­стоялись забастовки и митинги с требованием привести уровень заработной платы в соответствие с прожиточным уровнем и уровнем квалификации ра­ботников.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идео­логизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как со­временности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее зна­чение имеет историческое образование. Ведь история — это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поко­лениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, по­могает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократиз­му и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалис­тов, преодолению духовного кризиса в обществе.

Вызывает озабоченность возникшая в последнее время негативная тен­денция сокращения времени, отводимого на преподавание истории. В неко­торых вузах преподаватели, в том числе и историки, вынуждены постоянно доказывать руководству важность и значимость гуманитарных дисциплин, убеждать своих коллег в том, что технократический подход в образовании без глубокого гуманитарного направления ведет в тупик и общество в итоге полу­чит ограниченных технократов с определенным менталитетом.

В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки — Я. М. Карамзи­на, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Повествование о на­стоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не об­ращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого- энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

Исследователи имеют возможность познакомиться с многочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая яви­лась воплощением исторической концепции евразийства, выдающегося рус­ского историка (с 1920 г.— эмигранта) Георгия Владимировича Вернадского.

В 1989—1997 гг. были опубликованы труды последователя Г. В. Вернадско­го, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фактора), он, подобно Я. К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

Сегодня как никогда необходимо изучение отечественной истории. Зна­ние прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу буду­щего. Основным условием преодоления глубочайшего духовного кризиса мо­жет стать определение общенациональной идеи нашего народа и его будуще­го. Вся история России приводит к убеждению, что она создана силою русского духовного характера. Как верно заметил выдающийся мыслитель XX века Иван Александрович Ильин: «...От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся ис­тория России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут су­ществовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодей­ствии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными цен­ностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, когда народ забы­вал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом ка­честве и занимая достойное место среди других народов.

 

ПРАВИТЕЛИ

Хронологическая таблица

Великие князья — до 1547 г., русские цари — до 1721 г., российские императоры — до 1917 г.; все правители Руси представлены в полном хро­нологическом списке в соответствии с формированием русского государ­ства и с учетом междоусобиц в борьбе за великокняжеский или царский престол.

862-1598 гг. Династия Рюриковичей
1598-1613 гг. Междинастии. Смутное время
1613-1917 гг. Династия Романовых
Киевская Русь  
862-879 гг. Рюрик Новгородский
879-912 гг. Олег
912-945 гг. Игорь
945-972 гг. Святослав I Игоревич (945—957 гг. — Великая княгиня
  Ольга)
972-980 гг. Ярополк I Святославич
980-1015 гг. Владимир I Великий (Святой) Красное Солнышко
1015 г. Святополк I Ярополкович Окаянный
1015-1017 гг. Ярослав I Владимирович Мудрый
1017-1019 гг. Святополк I Ярополкович Окаянный
1019-1054 гг. Ярослав I Владимирович Мудрый (1024—1036 гг.
  совместно с братом Мстиславом)
1054-1068 гг. Изяслав I Ярославич
1068-1069 гг. Всеслав Брячиславич Полоцкий
1069-1073 гг. Изяслав I Ярославич
1073-1076 гг. Святослав II Ярославич
1077 г. Всеволод I Ярославич
1077-1078 гг. Изяслав I Ярославич
1078-1093 гг. Всеволод I Ярославич
1093-1113 гг. Святополк III Изяславич
1113-1125 гг. Владимир II Всеволодович Мономах
1125-1132 гг. Мстислав II Владимирович Великий
1132-1139 гг. Ярополк II Владимирович
1139 г. Вячеслав Владимирович
1139-1146 гг. Всеволод II Олегович
1146 г. Игорь II Олегович
1146-1149 гг. Изяслав II Мстиславич
1149-1150 гг. Юрий I Владимирович Долгорукий

1150 г.   Вячеслав Владимирович
1150 г.   Изяслав II Мстиславич
1150 г.   Юрий I Владимирович Долгорукий
1151-1154 гг. Изяслав II Мстиславич
1154 г.   Ростислав Мстиславич
1155 г.   Изяслав III Давидович
1159 г.   Ростислав Мстиславич
1159-1160 гг. Изяслав III Давыдович
1160-1167 гг. Ростислав Мстиславич
1167-1169 гг. Изяслав II Мстиславич

Северо-Восточная Русь

 

Столица с 1169 г. — г. Владимир
1169- гг. Андрей Юрьевич Боголюбский
1174— гг. Михаил Юрьевич
1175 г.   Ярополк III Ростиславич
1175- гг. Михаил Юрьевич
1176- гг. Всеволод III Юрьевич (Большое Гнездо)
1212- гг. Юрий II Всеволодович
1216— гг. Константин Всеволодович Добрый
1218- гг. Юрий II Всеволодович
1238- гг. Ярослав II Всеволодович
1246— гг. Святослав III Всеволодович
1248 г.   Михаил I Ярославич Хоробрит
1248- гг. Андрей Ярославич
1252— гг. Александр Ярославич Невский
1263— гг. Ярослав III Ярославич
1272— гг. Василий Ярославич
1276- гг. Дмитрий Александрович
1281- гг. Андрей Александрович
1283- гг. Дмитрий Александрович
1294- гг. Андрей Александрович
1304- гг. Михаил II Ярославич
гг. Юрий III Данилович
1322- гг. Дмитрий Михайлович Грозные Очи
1326- гг. Александр II Михайлович

Московская Русь

Столица перемещается в Москву

1328—1341 гг. Иван I Данилович Калита 1341 — 1353 гг. Семен Иванович Гордый


1353—1359 гг. Иван II Иванович Кроткий (Милостивый)

1359—1362 гг. Дмитрий Константинович

1362—1389 гг. Дмитрий Иванович Донской

1389—1425 гг. Василий I Дмитриевич

1425—1433 гг. Василий II Васильевич

6. 1434 гг. Юрий Дмитриевич

7. 1462 гг. Василий II Васильевич Темный

Русское централизованное государство

1462- гг. Иван III Васильевич
1505- гг. Василий III Иванович
1533- гг. Иван IV Васильевич Грозный
1533- гг. Елена Глинская
1584- гг. Федор Иванович
1598- гг. Борис Федорович Годунов
1605 г.   Федор Борисович Годунов
1605— гг. Лжедмитрий I
1606— гг. Василий Иванович Шуйский
1610- гг. Семибоярщина

Династия Романовых (1613—1917)

1613—1645 гг. Михаил Федорович Романов

1645—1676 гг. Алексей Михайлович Тишайший

1676—1682 гг. Федор Алексеевич

1682—1696 гг. Иван V и Петр I Алексеевичи Романовы

(1682—1689 гг. Софья Алексеевна)

Российская империя (с 1721 г.)

Столица с 1703 — г. Санкт-Петербург

1689— -1725 гг. Петр I Великий
1725- 1727 гг. Екатерина I
1727- -1730 гг. Петр II Алексеевич
1730— 1740 гг. Анна Иоанновна
1740- -1741 гг. Иван VI Антонович
(1740- -1741 гг. Анна Леопольдовна)
1741- 1761 гг. Елизавета Петровна
1762- 1796 гг. Екатерина II Великая
1796— 1801 гг. Павел I Петрович
1801 — -1825 гг. Александр I Павлович Благословенный
1825— -1855 гг. Николай I Павлович Незабвенный
1855- -1881 гг. Александр II Николаевич Освободитель

1881 — 1894 гг. Александр III Александрович Миротворец

1894—1917 гг. Николай II Александрович Кровавый

Итак, всего было 53 великих князя, 11 русских царей, 14 российских им­ператоров. Из них 56 — из династии Рюриковичей, 4 — не принадлежащих к династиям, 18 — из династии Романовых. Иван Грозный относится как к числу великих князей, так и к числу русских царей. Петр I — к числу рус­ских царей и к числу российских императоров.

По причине малолетства государей, а иногда из-за жажды власти Росси­ей управляли так называемые правители-регенты. Великая княгиня Ольга правила за своего сына Святослава (945—957 гг.), Елена Глинская — за сына Ивана IV (1533—1538 гг.), Софья Алексеевна — за братьев Ивана и Петра (1682—1689 гг.), Анна Леопольдовна — за сына Ивана VI Антоновича (1740-1741 гг.).

В истории России известны факты, когда наряду с законными государями страной управляли вторые лица. Алексей Федорович Бяконт — в годы прав­ления Ивана II Даниловича и Дмитрия Донского (1355—1368 гг.), Борис Фе­дорович Годунов — при Федоре Ивановиче (1584—1598 гг.), Федор Никитич Романов — совместно со своим сыном Михаилом (1619—1633 гг.), Борис Иванович Морозов — с Алексеем Михайловичем (1645—1648 гг.), Александр Данилович Меншиков — при Екатерине I и Петре II (1725—1727 гг.), Эрнст Иоганн Бирон — с Анной Иоанновной (1730—1740 гг.).

Известны случаи, когда у государства было по два законных правителя. Так, например, с 1024 по 1036 гг. Киевской Русью управляли два брата — Ярослав I и Мстислав, с 1608 по 1609 гг. — Василий IV Шуйский и Лжедмитрий II, с 1575 по 1576 гг. — Иван IV Грозный и Симеон Бекбулатович Касимовский, с 1682 по 1696 гг. — Петр I и Иван V.

Изучая родословные правителей государства Российского, нетрудно за­метить, что династия Романовых заметно отклонялась от управления Росси­ей в одном случае и истощалась в другом. В 1730 г. к власти пришла Анна Иоановна (племянница Петра 1, дочь Ивана V), но страной стали управлять не Романовы, а пришельцы из Курляндского герцогства во главе с Э. И. Бироном. Мужем Анны Ивановны был также герцог Курляндский — Фридрих Вильгельм.

Затем Россией правила Анна Леопольдовна (племянница Анны Иванов­ны) за своего сына Ивана VI, отцом которого являлся герцог Брауншвейг- Люксенбургский Вольфенбютельский Антон Ульрих. Сама же Анна Леополь­довна была дочерью Карла Леопольда, князя Макленбург-Шверинского. В 1761 г. умерла императрица Елизавета Петровна и императором стал ее пле­мянник Петр III. Он был сыном дочери Петра I Анны и Карла Фридриха гер­цога Шлезвиг Гол штейн-Готторпского. Являясь наполовину нерусским, Петр III еще и женился на немецкой принцессе Софье Фредерике Августе Ан- гальт-Цербстской. Кроме того что они являлись супругами, они были также троюродными братом и сестрой. Шесть наследников этой ветви были импера­торами России.