Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 48 страница

Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребно­стью для образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д. П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызы­вать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (например, большой популярностью пользовалась книжная лавка Смирдина в Петербурге).

В конце XVIII—первой половине XIX в. в России законодательно офор­милась сословная система образования. Основным проводником просве­щения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было уч­реждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петер­бургский, Харьковский и Казанский. При университетах в губернских городах открывались гимназии, в уездных — училища. Открывались и специализирован­ные учебные заведения — кадетские корпуса, Техническое училище, Строганов­ское училище декоративно-прикладного искусства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Медико-хирургическая академия, Лазаревский инсти­тут восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодич­ные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне (особенно после проведения реформы П. Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли по­лучить основы грамотности у приходского дьячка.

Образцовым учебным заведением был Царско-сельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам — А. С. Пушкину, И. И. Пущину, А. А. Дельви­гу, М. Е. Салтыкову-Щедрину; дипломатам — А. М. Горчакову и Н. К. Гирсу; министру народного просвещения Д. А. Толстому; публицисту Н. Я. Дани­левскому и др.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство.

В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е гг. открылось несколь­ко школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их до­пустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70—80-х гг. В 70-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы

с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Казани, в Кие­ве и Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

Домашнее образование по-прежнему имело значительное распростране­ние. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словес­ности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Си­туация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положе­ние о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало преемственности между начальной и средней школами, но отчасти решило задачу обучения де­тей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (педагогические училища), получили распространение трехгодичные зем­ские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образо­вания либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д. А. Толстой, кото­рый начал борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головина.

Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицей­скими функциями, поставил во главе Советов училищ предводителей дворян­ства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежнему видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам противопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Средним звеном образования считались семилетние гимназии и прогимна­зии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и го­товили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. Д. А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» ха­рактер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как преподавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащихся от насущных общественно-политических проблем, сформировать у них офи­циально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попече­нии лиц, представляющих... ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое ко­личество детей.

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский университет был преобразован Ришель- евский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60—70-е гг. приняли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведений, среди

них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консерватории в Петербурге и Москве.

В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны, многие государственные деяте­ли осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. С другой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений наполнялись религиозным содер­жанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Наука. Становление капитализма в России требовало увеличения количе­ства технических работников, новых открытий. XIX в. — время расцвета есте­ственных и гуманитарных наук.

Появилась целая когорта талантливых ученых-естественников: физиков, химиков, биологов, математиков и др. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я. И. Кайданов и П. Ф. Горяи- нов. Переворот в математике произвел Н. И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевк­лидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математи­ками лишь полвека спустя. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К. М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконст­руировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он при­способил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попыт­ку создать электровоз.

В 1842 г. профессор Казанского университета И. И. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, употребляемого в качестве красителя в текстиль­ной промышленности. До этого подобный краситель добывался из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П. П. Аносову удалось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему найти тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая от­расль науки — металлография.

Совершенствовались медицинские знания. К середине XIX в. в России на­считывалось до 10 тыс. врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и граждан­ских лиц были спасены применением антисептических средств при хирур­гических операциях, предложенных замечательным хирургом Я. И. Пирого- вым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.

Во второй половине XIX в. русскую науку прославили имена С. В. Кова­левской (математика), Д. И. Менделеева, Я. Я. Зенина, А. М. Бутлерова (хи­мия), А. Г. Столетова, П. Я. Лебедева, А. С. Попова (физика), К. А. Тимирязева (биология), А. Ф. Можайского, Я. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского (самоле­тостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, пе­редана первая радиограмма, изобретена система электронного воспроизведе-

ния изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект давления света на твердые тела, обоснована гипотеза о существовании других населенных миров.

Крупный вклад в мировую науку сделали русские географы и путеше­ственники. В 1803—1806 гг. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путе­шествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.

Во время экспедиций русских мореплавателей М. П. Лазарева и Ф. Ф. Бел­линсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г. И. Невельской, В. М. Го- ловнин, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.

П. П. Семенов- Тян-Шанский, руководитель Русского императорского гео­графического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, орга­низовал в 1870—1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руковод­ством Н. М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай).

Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропаган­дировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, по­зволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и прове­дении совместных исследований. Велика роль Русского химического обще­ства, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Мате­матических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманитарии. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н. М. Карамзин, написавший «Ис­торию государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, историческо­го эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выразительный слог и яркие характеристики государственных деятелей по­зволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.

В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год начато издание его сборников. Стали издаваться научные журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

Тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и госу­дарства были характерны для К. Д. Кавелина, Т. Н. Погодина, Т. Н. Грановско­го, Н. Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели со­зданная С. М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен»,

«История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н. И. Костомаро­ва, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были работы русских этнографов — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. М. Пржевальского и восто­коведов — В. П. Васильева, В. С. Голенищева.

Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Я. И. Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приоб­щения к европейским достижениям. Они отвергали представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещи­кам и владельцам мануфактур практическими советами.

Появились оригинальные научные работы философов — С. С. Гогоцкого «Философский лексикон», Я. Я. Страхова «Мир как единое целое» и др. Круп­ный вклад в изучение русского языка внес филолог И. И. Срезневский.

Местом хранения вещественных памятников, представлявших истори­ческую, культурную и художественную ценность, стали общедоступные му­зеи. Музейное дело быстрыми темпами развивалось и в провинциальных го­родах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, эт­нографические коллекции. Все это было собрано графом К. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Россий­ская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрмитаже коллекция произве­дений искусства была открыта для публичного доступа.

Литература. В литературе XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, пат­риотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важ­ным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Ярчайшим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Я. М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к лич­ности, частной жизни человека.

В начале XIX в. широкое распространение и в России, и в других европей­ских странах получает романтизм. В русском романтизме прослеживается ряд течений:

— творчество В. А. Жуковского — «салонный романтизм». В балладах он вос­создавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительно­сти, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, друж­бе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским;

— одним из талантливейших поэтов был К. Я. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в за­граничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости

жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об ис­тории и ценности человеческой жизни (»К Дашкову», «Тень друга», «Таври­да» и др.);

3) поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бес­тужев- Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостни­ческих порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.

Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались ро­мантические повести Н. А. Полевого, В. Ф. Одоевского, исторические романы М. П. Загоскина, И. И. Лажечникова.

Во второй четверти XIX в. в русской литературе начал утверждаться реа­лизм. В творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Нек­расова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

XIX в. — время расцвета литературных салонов и объединений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в общественной жизни страны. Наиболее влиятель­ными и противостоявшими друг другу в то время литературными объедине­ниями были «Беседа»(Г. Р. Державин, А. С. Шишков) и «Арзамас»(В. А. Жу­ковский, Д. Н. Блудов, А. И. Тургенев и др.).

Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основате­лем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н. А. Некра­сов и В. Г. Белинский. В 40-е гг. XIX в. «Отечественные записки» объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургене­ва, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих жур­налах возникло новое явление для России — литературная критика. «Совре­менник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объеди­нений и выразителями разных общественно-политических взглядов.

Архитектура. XIX век — время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. С наиболь­шей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. И. Росси.

Крепостной графа Строганова А. Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Каза­кова. Главное дело его жизни — возведение в 1801—1811 гг. Казанского собо­ра в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др. В эти же годы А. Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.

А. Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохранившихся сооружений, создан­ных А. Д. Захаровым, является Адмиралтейство. В начале XIX в. несколько

крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупней­шему зодчему Петербурга — К. И. Росси: здание Главного штаба и Министер­ства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.

В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рожде­нием нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, ин­дийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.

С именем О. И. Бове связано строительство в Москве Торговых рядов, со­здание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больни­цы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университе­та, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А. А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — са­мое высокое здание России того времени и возведена Александровская ко­лонна на Дворцовой площади столицы.

В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одес­се по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с по­лукруглыми зданиями.

Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реа­лизм получили достаточное распространение. Академия была консерватив­ным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощ­ряла написание картин на библейские и мифологические темы.

Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В. А. Жуковско­го, А. С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Киприен- ский — первый художник, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».

В. А. Тропинин, как и О. А. Киприенский, был сыном крепостных, по ми­лости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живо­писи. Известен его портрет А. С. Пушкина. В историю русской живописи В. А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого не­сложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А. Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (карти­ны «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский

полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е. П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А. А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П. А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майо­ра», «Завтрак аристократа» и др.).

В 50—60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение дей­ствительности. Таковы произведения В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н. В. Неврев, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников и др.

Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художни­ков был Н. И. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм.

В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии худо­жеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петер­бургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выста­вок», в котором состояли И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Леви­тан, В. Д. Поленов, И. Е. Шишкин, В. И. Суриков, И. Е. Репин и др.

Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой рус­ской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших нацио­нальных музеев мира — Третьяковской галереи.

Скульптура. В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф. П. Толстой, И. П. Витали (многофигурные композиции на зда­ниях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), Я. К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно вы­сочайшее мастерство.

Музыка. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с роман­сом привело к появлению особого жанра — русского романса {А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Начало нового этапа в развитии русской музыки тесно связано с именем М. И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечатель-

ными поэтами А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским. М. И. Глин­ка создал первые классические образцы национальной оперы, симфониче­ской и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Суса­нин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно- сказочному. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Ка­маринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А. С. Дар­гомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).

Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. под­готовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся компо­зиторов: М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского- Корсакова, Ц. А. Кюи. Девизом союза стали слова М. П. Мусоргского: «К но­вым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным обра­зом традиций народной музыки.

Театр. Для театральной жизни России характерно существование различ­ных видов театров: 1) крепостные — принадлежащие русским аристократи­ческим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.); 2) го­сударственные — Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве; 3) частные — «развлечение и польза», «Московский худо­жественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.

В театре XIX в. господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появи­лись романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Ку­кольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатири­ческие комедии Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. В 30—40-е гг. XIX в. под влия­нием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждать­ся реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Комиссаржев- ская, К. А. Варламов и др. — закладывали основы русской театральной жизни.

3. Русская культура на рубеже XIX—XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)

Культура России конца XIX—начала XX в. имела основу в художествен­ных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чув­ство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в са­мых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество

и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный пери­од, который его современники назвали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.

У исследователей нет единого мнения о хронологических рамках «серебря­ного века». Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а кон­цом — речь А. А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

Россия переживала в тот период времени невероятно интенсивный интел­лектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н. А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Это — не столько хроноло­гический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.

Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусст­во, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страш­ных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих совре­менниках А. А. Блок.

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщен­ностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем мно­жеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новиз­ну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). В то же время в политике правительства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребно­стей государства. Около 10% государственного бюджета тратйлось на куль­турные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой сто­роны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации образования, усиление цензуры и влияния церкви на общество.

В этих условиях размежевание творческих сил способствовало расколу ху­дожественного мира на два полярных сознания, основанных на альтернатив­ном восприятии эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах ис­кусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуриз-