Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 43 страница

В октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведе­нии в Чечне президентских выборов и откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. 27 января 1997 г. Президен­том Чеченской республики был избран полковник А. Масхадов, провозгла­сивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г. между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Дого­вор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладыва­ли решение главного вопроса — независимости Чечни — на будущее.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терро­ризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общена­циональную проблему. В течение этого периода контакты Москвы и Чечни были свернуты, русское население Чечни подвергалось дискриминации и пре­следованиям.

Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, закон­ное судопроизводство ликвидировано и заменено шариатским правлением. Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападение на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В. В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

Вторая чеченская война вызвала неоднозначную реакцию в мире. Прави­тельство дало понять мировому общественному мнению, что действия феде­ральных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррорис­тической операции на Северном Кавказе. И. о. президента В. В. Путин заявил о намерении действовать в Чечне исключительно с позиции сохранения це­лостности страны и ее спасения от терроризма. Россия также вынуждена учи­тывать тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследует Тур­ция, а также США и НАТО.

В ноябре 1999 г. группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати численность боевиков составляла 20—25 тыс. вооруженных боевиков, основу которых составляли 10—15 тыс. профессионалов-наемников, на чьей стороне оказался Масхадов.

Первый этап операции включал захват левобережья Терека и восстанов­ление законных органов власти в Наурском, Шелковском и Надтеречном районах. Вытеснение бандитов из столицы Чечни завершило вторую фазу войны. В дальнейшем федеральные войска провели еще рад успешных опера­ций: высадили воздушный десант на чечено-грузинскую границу, отрезав

боевикам пути отхода, установили контроль над Аргунским ущельем, освобо­дили селение Шатой, имеющее стратегическое значение. К марту 2000 г. ак­тивная фаза операции в Чечне считается завершенной. В военной области военачальники учли уроки первой кампании. Войска отказались от штурма городов в пользу тактики окружения и постепенного «выдавливания» про­тивника, стали уделять особое внимание разведке. Налажено взаимодействие армии и МВД.

Оценивая сложившуюся геополитическую ситуацию, ряд исследователей и политологов полагало, что в целях установления связей и получения под­держки со стороны исламских государств, заинтересованных в расширении своего геополитического пространства, власти Чечни могли осуществить программу «исламского порядка» вопреки интересам граждан, которые уже прожили несколько поколений при европейских правовых нормах. Поэтому российское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституци­онных органов власти в Чечне.

Современное положение в Чечне характеризуется продолжением обо­стрения кризисной ситуации. Взрыв Дома правительства в Грозном, взрыв комплекса административных зданий в Знаменском, кровавое покушение на А. Кадырова. Все это является следствием жесточайшей борьбы за власть. В чреде беспрецедентных террористических актов особое место занимает захват заложников в Москве в Доме культуры на Дубровке 23—26 октября 2002 г. Теракт унес жизни 128 человек. Ответственность за преступление ле­жит на чеченских террористах.

Для упорядочения ситуации в Чечне федеральными властями было реше­но провести подготовительную работу по принятию Конституции в регионе, которая даст народу Чечни возможность самостоятельно налаживать свою жизнь. Следствием этого процесса явилось проведение референдума в Чечне. Референдум стал своего рода договором между Российской Федерацией и Чечней. Именно так его восприняли почти 70% чеченцев, проголосовав­ших «за».

Эволюция российской государственности. Неотложным вопросом внутрен­ней политики было оформление российской государственности. Речь шла о выборе конкретной формы государственности:

президентской республики (сильный президент, формирующий прави­тельство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы);

парламентской республики (сильный парламент, назначающий подот­четное ему правительство);

смешанной, президентско-парламентской республики.

12 июня 1990 г. еще в рамках СССР была принята Декларация о суверени­тете РСФСР. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период «перестройки», привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей на исполнительную (в лице избранного в июне 1991 г. Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР).

В соответствии с изменениями от 9 и 10 декабря 1992 г., внесенными в Конституцию Российской Федерации, система государственной власти ос­новывалась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и пред­ставительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации яв­лялись доминирующими в системе государственного управления.

По прежней Конституции Президент Российской Федерации являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Отнесение поста Президента к исполнительной власти в рамках рассматриваемой Кон­ституции ставило, по существу, его деятельность под полный контроль Вер­ховного Совета.

В сложившейся конкретно-исторической обстановке в стране, после по­давления августовского путча и в условиях начавшихся широкомасштабных экономических реформ, стал постепенно нарастать конфликт между Верхов­ным Советом и Президентом. Он приобрел размах подлинной «войны зако­нов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно из распоря­жений двух ветвей власти не выполнялось.

С конца 1991 г. Президент был наделен чрезвычайными полномочиями, иначе бы «войны властей» не было. 21 сентября 1993 г. указом Президента была приостановлена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Указ № 1400 ломал действующую государственную систему и фак­тически вводил президентскую республику.

22 сентября Верховный Совет отстранил Б. Н. Ельцина от должности и возложил полномочия Президента на вице-президента А. В. Руцкого. Армия и милиция осадила здания Верховного Совета и штурмовала его 3—4 октября. В ходе кровавых событий с обеих сторон погибло 150 человек, а руководство оппозиции, призывавшее к штурму зданий телекомпании Останкино и мэ­рии, было арестовано.

Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, Президент и его сторонники приступили к завершению конституционной кампании. Начи­ная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета разрабатывал­ся проект новой Конституции. После августа 1991 г. работа над новым Основ­ным Законом становится более интенсивной, причем параллельно в различ­ных политических партиях готовятся альтернативные проекты, а весной 1993 г. появляется президентский вариант, который и был принят в результате рефе­рендума 12 декабря 1993 г.

Конституция установила принцип разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоя­тельной.

Главой государства является Президент, он избирается всенародно на 4 года и определяет основное направление внутренней и внешней политики государства. В Конституции 1993 г. глава о Президенте помещена перед гла­вой о парламенте (Федеральном Собрании), что само по себе подчеркивает в известной мере первостепенное значение данного поста в системе госу-

дарственной власти. Президент Российской Федерации является главой го­сударства, выступая как гарант Конституции, прав и свобод человека и граж­данина. Важнейшая его прерогатива — обеспечение согласованного функ­ционирования и взаимодействия органов государственной власти. Отсюда следует, что Президент выступает в качестве арбитра, посредника между раз­личными ветвями власти и государственными институтами, а также осуще­ствляет посредничество между самим государством и обществом.

Таким образом, статус Президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти и, более того, становится над ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними. Ключевое положение поста Президента определяет ряд его полномочий, в соответствии с которыми Президент осуществляет основ­ные направления внутренней и внешней политики (ст. 80, п. 3; ст. 86, п. «а»), принимает решение об отставке Правительства РФ (ст. 83, п. «в»), формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (ст. 83, п. «ж»), назначает и освобожда­ет высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83, пп. «б», «в») и некото­рые другие.

Кроме этого, Президенту принадлежит право представлять для назначе­ния с согласия Государственной Думы кандидатуры Председателя Прави­тельства РФ и Председателя Центрального Банка и для утверждения Советом Федерации — кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора.

Очевидно, что перечисленные полномочия Президента Российской Фе­дерации позволяют ему оказывать значительное воздействие на все ветви власти, ибо он принимает участие в законотворчестве, используя право зако­нодательной инициативы, подписи и обнародования законов, отлагательно­го «вето» и т. д.

Представительная, или законодательная власть — Федеральное Собрание (парламент) — состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Она принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотре­ние Совета Федерации, а после одобрения им — Президенту для подписания.

Исполнительная власть — Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Судебная — Конституционный Суд (разрешает дела о соответствии Кон­ституции федеральных законов и нормативных актов), Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд РФ (разрешает экономические споры). Су­дьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и Федеральному конституционному закону.

В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только 4-м политическим силам: КПРФ — 157 мандатов, пра­вительственный блок «Наш Дом — Россия» — 55, ЛДПР — 51 и «Яблоко» — 45. Левоцентристкое большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Пред­седателя Государственной думы коммуниста Г. Селезнева.

В июне 1996 г. прошли выборы Президента России (на этот пост претендо­вали Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, А. И. Лебедь, Г. А. Явлинский, В. В. Жири-

новский и др.). Б. Н. Ельцину удалось во 2-м туре выборов одержать победу над своим основным соперником — Г. А. Зюгановым. Генерал А. И. Лебедь в промежутке между I и П-м туром выборов был назначен секретарем Совета Безопасности (и уже в октябре 1996 г. был уволен с занимаемой должности).

Серьезной политической проблемой стало реформирование Вооруженных Сил (ВС) страны. Еще 18 июля 1996 г. Б. Н. Ельцин поставил перед их руковод­ством задачу по созданию к 2000 г. высоко организованной профессиональной армии. Однако решение такой сложной задачи в условиях мизерного финанси­рования и августовского кризиса 1998 г. (и его последствий) стало весьма проб­лематично.

Глубокий социально-экономический кризис, охвативший страну, усугуб­лялся «кадровой чехардой». С 1992 г. Б. Н. Ельцин освободил с должности «двух с половиной» премьер-министров (Гайдар всегда оставался и. о.), свы­ше 40 вице-премьеров и около 150 министров, а если иметь в виду «разжало­ванных» губернаторов, генералов, генпрокуроров, советников, помощников, представителей Президента в субъектах Федерации и прочих влиятельных должностных лиц, то счет уже пойдет на тысячи. Сам Б. Н. Ельцин с августа 1996 г. фактически отошел от дел, ненадолго появляясь на непродолжитель­ное время и осуществляя кадровые перестановки; перестал владеть обстанов­кой в стране.

Серьезнейшей внутриполитической проблемой остается преступность. В течение 1992—1998 гг. наибольший общественный резонанс вызвали ра­зоблачения финансовых махинаций и мошенничества, стала нарастать волна заказных убийств (среди жертв которых — журналист В. Холодов, директор ОРТ В. Листьев, член Государственной Думы Г. Старовойтова и др.).

С 1994 г. преступный мир стал практиковать захват заложников с целью по­лучения выкупа (захват автобуса с детьми в Ростовской области и др.), а в сере­дине 1996 г. произошел всплеск терроризма (связанный с Чеченской войной).

В послании Президента Федеральному Собранию 6 марта 1997 г. конста­тировалось бессилие властей в борьбе с коррупцией. В качестве эффективной контрольной меры намечено ввести декларирование расходов высших госу­дарственных чиновников, провести проверку всех источников их доходов. Расширение социальной базы власти, преодоление ее отрыва от народа — глобальная внутриполитическая проблема современной России.

Кризисы власти проявились в связи с отставкой премьер-министров: в марте-апреле 1998 г. — В. С. Черномырдина, в августе 1998 г. — С. В. Кири­енко, в мае 1999 г. — В. М. Примакова, августе 1999 г. — С. В. Степашина. В августе 1999 г. кабинет возглавил В. В. Путин.

После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осе­нью 1999 г., новый состав Государственной Думы представляют шесть избира­тельных объединений: КПРФ (24,22%), «Единство» (23,37%), движение «Оте­чество — вся Россия» (12,64%), «Союз правых сил» (8,72%), «Яблоко» (6,13%), «Блок Жириновского» (6,08%). Главной сенсацией выборов стала победа меж­регионального движения «Единство», созданного только в октябре 1999 г. (т. е. накануне выборов), и слабые результаты объединения «Яблоко».

Таким образом, в 90-е гг. XX в. в России сложилась особая форма госу­дарственного управления — президентская республика. Однако трудности экономического развития, нестабильность политической власти вели к кри­зисному состоянию общественного развития, которое усугублялось субъектив­ным фактором — плохим состоянием здоровья Президента и объективным — фактической криминализацией системы государственной власти.

Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. заявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру В. В. Путину. С это­го момента в соответствии с Конституцией Путин был назначен одновремен­но исполняющим обязанности Президента (с января 2000 г. он является Председателем Совета глав государств СНГ). В своей политике он добивался доверия и политического согласия в обществе и во властных элитах. Период его нахождения у власти совпал по времени с началом предвыборной прези­дентской кампании, которую В. В. Путин активно использовал, совершая ре­гулярные поездки по регионам.

26 марта состоялись выборы Президента Российской Федерации. Согласно данным Центризбиркома на 27 марта голоса за кандидатов распределились следующим образом: за В. В. Путина — 52,52% избирателей, Г. А. Зюганова — 29,44%, Г. А. Явлинского - 5,85%, М. А. Тулеева - 3,04%, В. В. Жириновско­го — 2,72%. Другие кандидаты (К. А. Титов, Э. А. Памфилова, С. С. Говору­хин, Ю. И. Скуратов, А. А. Подберезкин, У. А. Джабраилов) получили от 1,5 до 0,08% голосов.

В условиях ослабления роли центра и усиления политической самостоя­тельности местных экономических элит одним из первых шагов, предприня­тых новым Президентом, стала реформа федеральной власти, в соответствии с которой было создано семь федеральных округов во главе с полпредами Пре­зидента. Кроме того, президентской стороной был предложен проект рефор­мирования верхней палаты Федерального Собрания — Совета Федераций.

Таким образом, была предпринята попытка укрепления вертикали испол­нительной власти, восстановлен политический вес и авторитет Кремля. Со­став правительства и администрации президента в течение 2000 г. практиче­ски не менялся — в кадровом отношении был самым стабильным за послед­ние 10 лет.

Приняты законы, позволяющие президенту увольнять проштрафившихся губернаторов и распускать местные законодательные собрания. Губернато­ров лишили статуса (а вместе с ним и неприкосновенности) членов Совета Федерации. Вместо этого они вошли в новый орган при президенте — Госсо­вет. Началось приведение региональных законов в соответствие с федераль­ными. Утверждена символика России, призванная объединить общество, — советский гимн, царский герб и имперский флаг.

В целом первые годы деятельности В. В. Путина на посту Президента по­казали, что политический климат в стране улучшается. Этот прогресс связан с двумя главными факторами: во-первых, В. В. Путин инициировал принятие Госдумой пакета законопроектов, направленных на укрепление государ­ственности, и, во-вторых, политические деятели и магнаты бизнеса стали

глубже понимать необходимость поставить интересы Отечества выше партий­ных, что привело к сближению ряда партий, к консолидации сил, выступаю­щих в поддержку Президента и его курса реформ.

К концу 2000 г. сотрудничество и взаимопонимание между Президентом Российской Федерации и Госдумой существенно окрепли, что положительно сказалось на прохождении в парламенте ряда законопроектов, инициирован­ных Президентом: они были приняты в результате того, что их поддержали две влиятельные фракции — «Единство» и «Отечество». Между этими фрак­циями установились регулярные консультации и контакты, как на уровне ли- I деров, так и между рядовыми членами. В начале 2002 г. произошло слияние l двух структур в единое целое и образована самостоятельная партия. | Весной 2001 г. проблема партстроительства стала актуальной и для I партий, которые занимают правый фланг в политической жизни страны. В апреле-мае 2001 г. прошли съезды по самороспуску небольших партий ли­беральной ориентации — «Демократический выбор России», «Новая сила» I и др. Работа по подготовке создания единой партии правых длилась около I года и завершилась в начале 2002 г. В этом же году общественно-политиче- » ское движение «Яблоко» было преобразовано в партию «Яблоко». I Победа В. В. Путина на президентских выборах привела к изменению так- I тики КПРФ: она сочла необходимым отказаться от открытой враждебности, I наиболее ярко проявившейся весной 1999 г. в обвинении Президента Рос- I сийской Федерации Б. Н. Ельцина в государственной измене и попытке реа­лизовать импичмент. ' Новая тактика КПРФ проявилась в двух установках: во-первых, в доку­ментах партии, в публичных выступлениях Г. А. Зюганова и других лидеров на длительный срок исчезли нападки на Президента Российской Федерации, и, во-вторых, фракция КПРФ в Госдуме заняла лояльную позицию, выразила готовность конструктивно сотрудничать с фракцией «Единство» в работе Го­сударственной Думы. Это привело к тому, что две фракции поделили между собой почти 90% постов руководителей 28 комитетов нижней палаты. Следу­ет отметить, что это решение ущемило интересы фракций ОВС, СПС и «Яб­локо» и они в знак протеста в течение трех недель бойкотировали заседания Госдумы.

На протяжении всего 2000 г. и в январе—марте 2001 г. КПРФ сохраняла этот курс, что обеспечивало положительное отношение Госдумы к принятию пакета федеральных законов: о налоговой реформе, о реформе Совета Феде­рации и т. д. Лояльное отношение КПРФ к Президенту базировалось на двух факторах: во-первых, на факте взаимопонимания и сотрудничества с «парти­ей власти» (так в российских СМИ принято именовать движение «Единство») и, во-вторых, на убеждении лидеров КПРФ в том, что В. В. Путин, его поли­тика укрепления власти, возрождения России как великой державы отвечает интересам КПРФ, открывает возможность укрепить влияние левых сил на избирателей.

Однако уже в начале 2001 г. отчетливо проявился курс КПРФ на конфрон­тацию с Кремлем, который получил выражение в форме массовых демонст-

раций 1 мая и 9 мая 2001 г. В проведении этих демонстраций, помимо КПРФ, участвовали ее союзники по НПСР, «Трудовая Россия», «Конгресс советских женщин», «Союз российских офицеров», «Движение в поддержку армии». В двух манифестациях в Москве приняло участие свыше 40 тыс. человек; участники шествий несли транспаранты с призывами к борьбе против поли­тики В. В. Путина и М. М. Касьянова, против пенсионной реформы, «граби­тельского» КЗОТа, распродажи земли.

Переход левых партий к активным действиям против власти привел в ап­реле 2002 г. к кадровым перестановкам в Госдуме, в результате которых за КПРФ (представители КПРФ, помимо спикерского кресла, возглавляли де­вять комитетов и пост председателя мандатной комиссии) предлагалось оста­вить два комитета — по культуре и делам религий. Сразу после голосования по пересмотру «пакетного соглашения» думские коммунисты и «аграрии» объявили о том, что в знак протеста против его результатов их представители удаляются от руководства вообще всеми думскими структурами. Представи­тели КПРФ покинули председательские кресла оставленных им комитетов по культуре и туризму и по делам общественных организаций и объединений, а «аграрии» — Комитета по делам национальностей и мандатной комиссии. В свою очередь Г. А. Зюганов на состоявшейся пресс-конференции заявил, что «левые» не будут бойкотировать работу Думы, но перейдут в жесткую оп­позицию нынешней власти и создадут теневое правительство.

В перспективе в партийном строительстве возможно создание в России трехпартийной политической системы, предполагающей наличие в стране мощной партии власти, которая занимает центристские позиции и служит главной опорой политической системы. Предусматривается наличие оппо­зиции, но в отличие от оппозиции в любой западноевропейской стране, по мнению политтехнологов, у нее не должно быть шансов выиграть на оче­редных выборах, тем самым создав возможность изменить курс страны. Оппозиция в такой схеме будет на двух противоположных флангах — левом и правом.

Особенно актуальное значение имеет процесс партийного строительства во время выборов. Во время первой президентской кампании общенацио­нальным делом, заменяющим собой пиар, была начатая Путиным Вторая че­ченская война, защита чести и достоинства Российской армии, борьба с тер­роризмом — дело восстановления территориальной целостности России. Борьба за территориальную целостность России поставила тогда Путина выше партии и партийных склок, выше борьбы между «левыми» и «правы­ми», создала предпосылки для национального примирения.

На июньской широкомасштабной конференции с представителями средств массовой информации (предыдущие состоялись 18 июня 2001 г., 24 июня 2002 г.) была дана оценка состоянию социально-экономической и политической ситуации в России. В частности, прозвучали серьезные упреки в адрес Правительства: неустойчивость экономического роста, падение тем­пов, опасная зависимость экономики от мировых цен на нефть, засилье и не­компетентность бюрократии.

Политических успехов набралось больше. Основные: целостность и ста­бильность страны, восстановление порядка и верховенства российской Кон­ституции во всех регионах и республиках. Идет судебная реформа, приняты Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Трудовой и другие кодексы. Быстрее стали приниматься законы. Однако о темпах строительства гражданского общества Президент говорил очень сдержанно: «сдвинулись с места», «сделан первый шаг». Это касается земельной, военной и админист­ративных реформ, налогового законодательства, пенсионной реформы, реформы естественных монополий.

На ближайшие годы (вплоть до 2010 г.) Президент выделил три основ­ные цели:

— преодоление бедности;

— увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) в два раза;

— перевод армии на профессиональную основу (к 2008 г. срок службы призывников, по его словам, должен сократиться до одного года).

В качестве достижимой цели Президент назвал полную конвертацию рубля. Президент говорил о необходимости «крупных национальных проектов», способных обеспечить экономический прорыв, и критиковал правительство за «боязнь делать ответственный выбор». Необходимостью названа админист­ративная реформа, которая должна наконец покончить с засильем чиновни­ков и с «неэффективностью государства».

В послании была и ожидаемая сенсация. Президент объявил о готовности изменить принцип формирования Правительства — на основе парламентского большинства по результатам предстоящих выборов в Государственную Думу. Задача — сделать правительство ответственным перед политическими парти­ями, которые его формируют.

В целом для политики В. В. Путина характерна открытость, стремление к сильной власти, без которой невозможен прорыв ни в одной из кризисных областей, желание вернуть России статус великой державы.

Социально-экономические реформы. В конце 1991 г. Россия была вынужде­на приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Этому про­цессу способствовали объективные условия, в которых оказалась Россия:

— валютные резервы СССР и золотой запас Государственного банка к то­му времени были истощены;

— зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США;

— рост инфляции достигал 30% в месяц;

— продолжалось падение курса рубля;

— нарастали невыплаченные государственные долги;

— экономика приобрела бартерный характер.

Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кри­зиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.

Однажды замечательный русский историк В. О. Ключевский сделал сле­дующее обобщение: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необхо­димость ускоренного движения вдогонку ведет к перениманию чужого на­скоро».

Закон, который сформулировал Ключевский, действительно характерен для стран так называемой запоздалой модернизации, к которым относится и Россия. «Ускоренное движение вдогонку» тут просто необходимо, посколь­ку обогнавшие страны являются не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки модернизации в обществах периферии слабее, чем в странах центра — как в широких слоях населения, так и в интеллектуальной элите. Ценности модернизации и ее институты еще не успели здесь прочно укрепиться. Исторические же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки. А всякое форсированное развитие чревато социальными конф­ликтами.

Что же требуется реформаторам для успеха в этих условиях? Во-первых, какой-то минимум поддержки в общественном мнении и структурах власти. Во-вторых, то, что можно назвать профессионализмом, — адекватное осо­знание целей реформ, возможностей и механизмов их осуществления, спо­собность реалистически оценивать ближайшие и отдаленные последствия реформ для общества, как позитивные, так и негативные. Иначе говоря, тре­буется не просто некоторая сумма знаний или даже квалифицированное изу­чение опыта аналогичных реформ в других странах, но, главное, понимание того, как рецепты, взятые из иного опыта, могут быть применены в конкретных условиях собственной страны, в контексте соответствующих национальных и культурных традиций.

Если деятельность реформаторов не находится на уровне этих требова­ний, тогда «перенимание чужого» осуществляется и «наскоро», и неэффек­тивно. Оно не только не даст пользы обществу, но способно принести значи­тельный вред. Именно это не раз случалось в процессе реформ в России.

В настоящее время период социально-экономических реформ в России прошел пять этапов и вступил в шестой:

1) 1992-1993 гг.;

2) 1994-1996 гг.;

3) март 1997—март 1998 гг.;

4) апрель 1998—август 1998 гг.;

5) август 1998 г.—2000 г.;

6) 2000 г.-2003 г.

1 января 1992 г. правительством, которое возглавлял Е. Гайдар, был при­менен набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия. ограни­чение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюд­жетных расходов, приватизация государственных предприятий.

Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индекса­ции зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%.

Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыноч­ной основе.

Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедли­вой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы соб­ственников, как предполагали некоторые экономисты) была инфляция. Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.

За год рост цен произошел в 100—150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вкла­ды населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков.

Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кре­диты Центрального банка России:

1) Правительству РФ;