Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 38 страница

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе выс­ших органов власти. В частности, освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял JT. И. Брежнев.

Следующим актом политической борьбы было неожиданное смещение Жукова с поста министра обороны (во время его визита в Албанию). По-ви­димому, эта сильная и популярная в стране личность внушала некоторые опасения Хрущеву, мешала установлению его контроля над армией. Поэто­му, несмотря на отсутствие между ними конфликтов, Хрущев решил «под­страховаться». На пост министра обороны назначен маршал Малиновский, связанный с Хрущевым родственными узами.

Устранение консервативной (отчасти — просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксаль­но, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого момента

берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампа­нии тех лет. В политической сфере демократизация была временно при­остановлена.

По мнению исследователей, обозначившееся в 1957—1958 гг. известное отступление от политики демократического обновления, проводившейся под знаком десталинизации, объяснялось, видимо, завершением начального эта­па преобразований, который можно охарактеризовать в целом как эмоцио­нально-критический. На очередь дня встала проблема перехода «от митинго­вого демократизма» к длительной практической реализации программы ре­форм. Но эта объективная потребность в силу политической (и общей) культуры Хрущева была реализована им в виде дальнейшей концентрации власти и попыток гигантских скачков к коммунизму.

Одновременно происходит формирование культа Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х гг. Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государствен­ную власть.

Но если формально Хрущев и выглядел как носитель власти, не уступав­шей по объему той, которой обладал Сталин, то использовал он эту власть иначе и с иными целями. Хрущев не был авторитаристом и не был склонен к применению силовых репрессивных методов в политике. Высшую цель своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, что­бы дать мир и благосостояние советскому народу. К сожалению, он не устоял перед соблазном возвеличивания собственной личности — и в 60-е гг. началось неумеренное восхваление личных заслуг и достоинств «дорогого Никиты Сер­геевича», достигшее своей кульминации в дни празднования его 70-летия в апреле 1964 г. (А. Н. Мячин).

В 1959 г. внеочередной XXI съезд КПСС (созванный для принятия вместо провалившейся шестой пятилетки семилетнего народно-хозяйственного плана на 1959—1965 гг.) констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Отсюда следовал вывод о вступлении Советского Союза в период развернутого строительства коммунизма.

XXII съезд (1961) принял новую, третью, Программу партии — программу строительства коммунизма уже к 1980 г. Для этого предполагалось обогнать ведущие капиталистические державы по производству продукции на душу населения, добиться изобилия материальных и культурных благ, ликвидиро­вать тяжелый физический труд и т. п. В программе содержались задачи по резкому повышению благосостояния населения и широкой демократизации общества (но, разумеется, без введения политического плюрализма). Сделан вывод, что государство диктатуры пролетариата в СССР превратилось в об­щенародное государство. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматри­вающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (об­новления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Возможно, приверженность Хрущева коммунистическим идеалам была вполне искренней, он действительно верил в то, что говорил о скором по­строении коммунизма на многочисленных митингах и собраниях трудящих­ся. Конец 50-х гг. был ознаменован последним всплеском искреннего энту­зиазма и веры советских людей в построение светлого будущего. Конечно, в создании такой психологической атмосферы в обществе сыграл свою роль и миф о коммунизме, но гораздо большее значение имели реальные успехи социально-экономической политики Хрущева в первое пятилетие его нахож­дения у власти.

Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х гг. наблюдались противоречивые тенденции. С одной сторо­ны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой сто­роны, продолжала существовать административно-командная система. Хру­щев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.

Преобразования в экономике и социальной сфере. Во второй половине 1953 г. начались преобразования в экономике страны. Необходимость преобразова­ний в сельском хозяйстве была вызвана следующими причинами:

— с 20-х гг. деревня развивалась как сырьевой придаток города;

— обмен продукцией не был эквивалентным;

— из-за низких закупочных цен затраты на ведение сельского хозяйства превышали прибыль;

— повышались налоги;

— становились дорогими услуги МТС;

— жестко регламентировалась деятельность всех сельскохозяйственных предприятий;

— преобладала низкая оплата труда.

Существовала необходимость перемен в сельскохозяйственном произ­водстве, его ускоренный подъем с целью обеспечения населения продоволь­ствием и легкой промышленности сырьем. Повышение благосостояния на­рода объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Централь­ное место в ней занимали:

1) увеличение капиталовложений в сельскохозяйственное производство. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. раз­мер направляемых в агросферу средств составил 18% общих капиталовложе­ний (в 1955 — лишь 7%);

2) повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию. Из­менялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции;

3) совершенствование налоговой политики. Были снижены налоги с лич­ных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложе­ния (с единицы земельной площади);

4) расширение экономической самостоятельности колхозов. Были упоря­дочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

Однако административные методы руководства и стремление к немедлен­ному успеху обусловливали непоследовательность этой линии в аграрной по­литике.

Пленум ЦК КПСС 1954 г. взял курс на освоение целинных и залежных зе­мель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты). Причина освоения земель в зоне рискованного земле­делия — продовольственный кризис. Освоение целины, проводимое штур­мом, перекрыло путь капиталовложениям, технике, кадрам в сельское хозяй­ство европейской части страны и замедлило ход реформы. Положительные факторы: создана крупная база производства ценных сортов пшеницы, повы­силась роль Западной и Восточной Сибири в развитии сельского хозяйства, начался подъем сельского хозяйства.

Начало реформ принесло положительные результаты (за три года произ­водство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%). Однако в мае 1957 г., на собрании представителей колхозников, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в основном по производству мяса и молоч­ных продуктов). 1957—1959 гг. отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»). В 1957 г. были ликви­дированы МТС, техника которых передавалась колхозам в собственность по­средством выкупа. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств. Прогрессив­ная реформа не была продумана до конца, так как колхозы и совхозы не име­ли достаточно средств для покупки техники.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. Ее целью стало образование крупных объединений, которые могли бы в дальнейшем способ­ствовать индустриализации сельского хозяйства. Стремясь выполнить завы­шенные обязательства, руководители колхозов начинают наступление на приусадебное хозяйство (обрезают приусадебные участки, принуждают про­давать личный скот колхозу и т. д.). В марте 1962 г. было перестроено управле­ние сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управ­ления (КСУ), в областях и республиках — аналогичные комитеты.

Реформы 50—60-х гг. не улучшили положения в сельском хозяйстве, на­против, способствовали углублению кризиса: в 1963 г. впервые за всю исто­рию СССР зерно было закуплено за рубежом.

Причины кризиса сельского хозяйства (которые с этого времени стали постоянным атрибутом советской экономики) были многоплановы:

1) прежде всего сказывалась нехватка средств на финансирование деревни. В условиях «коммунистического скачка» и развертывания масштабных соци­альных программ (прежде всего в городах) сельское хозяйство и обслуживаю-

щие его отрасли вновь превратились в «пасынка» экономики. К тому же из 97 млрд.. руб., направленных государством на развитие сельского хозяйства, 30,7 млрд.. было израсходовано на освоение целины;

2)крайне негативно сказалось на сельском хозяйстве отступление от по­литики бережного отношения к деревне, характерной для середины 50-х гг. Вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности кол­хозников в результатах труда. Начались бесчисленные, порой явно непроду­манные административно-хозяйственные реорганизации и кампании. Пере­стройка управления сельским хозяйством, преобразование части колхозов в совхозы, укрупнение хозяйств, реорганизация государственных машинно-тракторных станций с продажей их техники колхозам, повсеместное насаж­дение кукурузы, даже в тех районах, где она не вызревает (в 1955—1962 гг. площади под кукурузой были увеличены более чем в 2 раза, с 18 до 37 млн.. га), волюнтаристский призыв Хрущева об утроении производства мяса за 3 года и, наконец, курс на ограничение и даже ликвидацию личного подворья крес­тьян — все это наносило невосполнимый урон деревне;

3) глубинные причины кризиса советской деревни заключались в начав­шихся переменах в колхозном строе после ликвидации сталинской системы реп­рессий. Выдача паспортов крестьянам позволила им обрести свободу передви­жения и двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни. Ликвидация угрозы репрессий за невыполнение установленного числа «тру­додней» в колхозе подорвала важный стимул труда в «общественном хозяй­стве», поскольку работа на личном подворье была гораздо выгоднее. Данное обстоятельство, а также стремление приблизиться к полностью обобществ­ленному коммунистическому хозяйству подтолкнули Хрущева к попыткам ликвидации личного крестьянского подворья. Это не только нанесло огром­ный ущерб сельскохозяйственному производству, но и вытолкнуло новые миллионы крестьян в города, послужив важным этапом «раскрестьянивания» советской деревни.

Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой про­мышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В 1955 г. стал вос­станавливаться принцип приоритетного развития производства средств про­изводства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959—1965 гг.). На рубеже 50—60-х гг. почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А» (производство средств производства). Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процес­сов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строи­тельство.

Началась некоторая децентрализация руководства промышленностью, передача предприятий в республиканское подчинение, был упорядочен и со­кращен центральный аппарат. Другой столь же очевидной в середине 50-х гг. проблемой было возрастание роли научно-технического прогресса. XX съезд КПСС и состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратили внимание

на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достиже­ний науки и техники. Освоение космоса, химизация народного хозяйства и другие направления НТР были подкреплены крупными государственными программами.

Во второй половине 50-х гг. развитие промышленности страны поднялось на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и ви­дов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управле­ния тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее струк­туре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В 1957 г. принят закон о перестройке управления промышленностью и строи­тельством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система ру­ководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране создано 105 экономических районов на базе существую­щего административного деления. Все промышленные предприятия и строй­ки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнар­хозов, кроме оборонных предприятий. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Эффект реформы ока­зался непродолжительным. В целом он проявлялся до тех пор, пока новые органы управления не окрепли и не сложились в устойчивую систему. Сохра­нив сущность административно-командного механизма, реформа на место недостатков отраслевой системы управления поставила проявившиеся вско­ре пороки территориальной системы с отраслевой несбалансированностью и местническими тенденциями совнархозов. Более того, была нарушена еди­ная техническая и технологическая политика внутри промышленных отрас­лей. В результате проведения реформы управление промышленностью стало более сложным и менее квалифицированным.

Таким образом, реформы Хрущева в области сельского хозяйства и про­мышленности стимулировали децентрализацию управления экономикой. Однако они носили непродуманный характер, что сказалось на экономиче­ском и социальном развитии.

В социальной области были осуществлены мероприятия по повышению бла­госостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. принят Закон о государственных пен­сиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление програм­мы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его тем­пов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Разработаны новые принципы за-

стройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. В 1954 г. начато строительство домов индустриаль­ным методом, что позволило выселить людей из подвалов, расселить многие коммунальные квартиры. По существу, впервые в СССР было развернуто массовое жилищное строительство.

В 1958—1964 гг. проводилась реформа образования. Большинство выпуск­ников шло в вузы, но не хватало рабочих рук на производстве. В 1958 г. при­нят закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии сис­темы народного образования в СССР. Вводилось всеобщее среднее одиннад­цатилетнее образование, школа приобретала «политехнический профиль». После окончания восьмилетней школы все учащиеся, желающие получить среднее образование, должны были учиться либо в школе с политехническим профилем, либо в ПТУ или техникуме.

К концу 50-х гг. произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн.. че­ловек против 190,7 млн.. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной степени вызвана необдуманными реформами и штурмовщи­ной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: события в Новочеркасске, где в 1962 г. прошла демонстрация трудящихся, вызванная повышением цен на продукты и их де­фицитом. Демонстрация была подавлена властями. 1962 г. считается годом окончания «хрущевской оттепели».

Таким образом, в экономике и социальной сфере чувствовалось то, что руководство страны приступило к масштабной, долгосрочной работе, не имея продуманной программы. Кроме того, людям, которые находились на высших постах в руководстве страной, не хватало образования. Сам Хрущев, обладая живым умом и практической сметкой, тем не менее не мог даже гра­мотно писать и в отличие от Сталина никогда не занимался всерьез самообра­зованием.

Либерализация внешнеполитического курса. На XX съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и много­вариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвраще­ния новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и не-

зависимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. минист­ром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко.

Основные направления внешней политики:

1) развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;

2) новый курс в отношениях со странами Запада;

3) поддержка стран «третьего мира»;

4) СССР в борьбе за мир и разоружение.

Экономические отношения социалистических стран, в том числе коорди­нация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Орга­низация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Орга­низация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по междуна­родным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объеди­ненные вооруженные силы и общее командование для руководства их дея­тельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Вместе с тем во взаимоотношениях государства все чаще появлялись конф­ликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной сто­роны, признаны многовариантность путей движения к социализму, суверен­ность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независи­мых государств. Так, например, в июне 1953 г. советские войска принимали участие в подавлении выступлений трудящихся ГДР. После кризиса 1953 г. СССР отказался от получения с ГДР оставшейся суммы репараций, предо­ставил дополнительные кредиты и т. д. Серьезный кризис, вызванный про­цессом десталинизации в СССР, охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с про­граммой реформ, предложенных В. Гомулкой, — кризис разрешился мирно. В Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, но также и антикоммунистическое и антисоветское восстание. Организаторы выступления требовали, в частно­сти, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Буда­пеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами го­сударств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республи­кой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения под­писанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР ве­лась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них по­мощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалис­тическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕЛТО). Военно-политические блоки созда­вались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и националь­но-освободительного движения колониальных народов.

На протяжении 1954—1956 гг. были восстановлены дипломатические свя­зи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния вой­ны с Японией, в сентябре 1959 г. Н. С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом остава­лась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуа­ции. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием совет­ской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и дав­лением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями необходимостью поддержания образа «внеш­него врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Эйзенхауэра накануне очередных пре­зидентских выборов сорвала и его ответный визит в СССР, и встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада. События 1961 г. в ГДР — демонстрации мо­лодежи с требованиями свободного выезда в ФРГ и изменения политическо­го строя страны — привели к возведению Берлинской стены и обострению ситуации вокруг Западного Берлина, который оставался одной из «болевых точек» мировой политики.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда раз­разился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную эко­номическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло ре­шение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Про­тивостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Меж­ду президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была уста­новлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.

В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициа­тивных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем

порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,$ млн.. человек в 1955 г. до 2,5 млн.. в 1960 г.), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом про­должалось наращивание и совершенствование более современных видов ору­жия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистически­ми ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

В начале 60-х гг. внешняя политика СССР активизировалась, чему спо­собствовало появление у СССР новейшего оружия. Активизация проявилась в поддержке национально-освободительного движения и предоставлении кре­дитов развивающимся странам.

Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государ­ствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонези­ей, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

Особо доверительные отношения строились с теми из стран «третьего мира», которые были отнесены советской пропагандой к разряду «стран со­циалистической ориентации». Военная и дипломатическая помощь Вьетна­му в его борьбе за независимость, открытая поддержка Египта (вплоть до готовности послать советских добровольцев) в отражении в 1956 г. агрессии против него Великобритании, Франции и Израиля (из-за национализации Суэцкого канала), поддержка национально-освободительной войны Алжира в 1954—1962 гг. чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза среди стран «третьего мира». СССР с большими стратегическими надеждами при­ветствовал революцию 1959 г. на Кубе, особенно после заявлений Ф. Кастро о социалистическом выборе острова Свободы, политически поддержал про­возглашение независимости 17 африканскими странами в 1960 г. («год Африки»). Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно эко­номическую помощь. Ошибочность подобных идеологических оценок и лег­ковесных расчетов стала ясна уже в ближайшей исторической перспективе.

Мирная политика СССР проявилась в сокращении Вооруженных Сил (почти в два раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о за­прещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет и завершившиеся под­писанием договора. Вскоре к договору присоединились более 100 государств.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появле­нием новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили раз­витие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н. С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испы­таний ядерного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договорен­ности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского

Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и числен­ность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водо родного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Таким образом, в середине 50—начале 60-х гг. либерализация курса наме­тилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств при­вели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на За­паде, так и на Востоке.


1 Харизматический лидер — лидер, чьи слова воспринимаются как истина в послед­ней инстанции.

 

Глава 17. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-СЕРЕДИНЕ 80-х гг.

— Смена политического курса и конституционное строительство

— Противоречия экономического и социального развития

— Международное положение

— Правозащитное движение

— Власть и общество накануне «перестройки». Причины экономического кризиса

Период середины 60—середины 80-х гг. в отечественной литературе оце­нивался сторонниками коммунистической перспективы как «развитой социа­лизм». В годы «перестройки» и кризиса исторической науки этот период полу­чил название «застой», что означало топтание на месте, чуть ли не движение вспять. В современных исследованиях существует всесторонняя оценка сложных и многоплановых процессов, происходивших в эти годы в различ­ных сферах общества. В этот период выделяется два этапа — 1964—1968 гг. и 1968—1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух тенден­ций — демократической и консервативной. С победой консервативной тен­денции происходит нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социа­лизма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-ко­мандной системы.