Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка. Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения.
Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. У подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, которая питается развивающимся чувством взрослости и признанием взрослости подростка другими людьми. Появление такой позиции означает, что подросток субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности. Они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (по определению Л.С. Выготского).
Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе – характерная особенность детей подросткового возраста. Потребность осознать свои особенности и недостатки возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Условием этого выступает знание себя. Особое внимание к своим недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста; у многих недовольство собой возрастает. Размышления подростка о себе имеют преднамеренный характер, расцениваются им как необходимые. Важнейший стимул возникновения у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга.
Большинство подростков одновременно равняются на нескольких человек, т.е. желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей:у одного человека мысленно заимствуются одни качества, у другого – другие или сходные с первыми и т.д. Подростки равняются на взрослых, ребят старше себя и сверстников, причем сверстники занимают очень большое место. Среди образцов преобладают реальные люди, а не литературные герои. Две группы качеств занимают доминирующее положение:
–– нравственные качества (большое место занимают товарищеские качества);
–– качества мужественности (волевые).
Общение с товарищами и друзьями очень существенно для развития у подростка средств познания другого человека и себя, для формирования у него представления о себе. Благодаря участию в обсуждениях формируется умение выделять, сравнивать и оценивать нравственное содержание, мотивы, цели и последствия поступков, видеть и осознавать правильность и ошибочность оценок, суждений, доказательств, как собственных, так и других участников обсуждения. Все это нужно для понимания и правильной оценки другого человека и себя.
В подростковом возрасте представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но ребята очень различаются по степени знания себя и адекватности самооценки. У многих подростков самооценка некоторых качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей.
У подростка ярко выражена потребность в высокой оценке и хорошем отношении окружающих. Именно поэтому он очень чувствителен к оценкам его качеств и возможностей, к успеху и неуспеху, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно тех людей, отношение и мнение которых имеют для него большое значение. Так называемое самоутверждение подростка может проявляться в очень разнообразных формах.
Особенность подростка — забота о собственной самостоятельности. С возрастом сфера претензий на самостоятельность интенсивно расширяется. Они касаются не только конкретных действий и поступков, но и некоторых выборов, мнений. Подростку хочется быть в представлении других людей и в собственных глазах человеком, который имеет свое «Я». В подростковом возрасте начинается формирование собственной позиции по некоторым проблемам, прежде всего морально-этическим.
Важнейшим моментом развития личности в подростковом периоде является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы, лично значимые задачи и цели. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменение себя, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности.
Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
У подростка могут наблюдаться и некоторые нарушения поведения – акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметны. Такое усиление отдельных проявлений характера делает человека избирательно уязвимым к отдельным психогенным воздействиям, сохраняя его устойчивость к другим.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую.
Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы: она заметна, обращает на себя внимание, создает проблемы в отношениях.
Скрытая акцентуация проявляется лишь в конфликтных стрессогенных ситуациях. В обыденных же условиях акцентуированные черты выражены слабо, даже могут не проявляться совсем.
Выделяют следующие виды проявления акцентуаций характеров у подростков: гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, психастеническая, шизоидная, эпилептоидная, истероидная, неустойчивая, конформная, смешанная.