Учебная деятельность и труд подростков

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения. Для многих привлекатель­ность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение нередко страдает от этого. Для подростка урок – это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростка появляются лич­ные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная и интересная информация, которую интенсивно поглощает подро­сток из разных источников, тоже конкурирует со знаниями, по­лучаемыми в школе. Обогащение и расширение опыта, связей с окружающим миром и людьми уменьшает поглощенность подро­стка учением. Учебная деятельность протекает в иных, чем рань­ше, условиях.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются, по многим параметрам. Такие различия существуют:

1) в отноше­нии к учению — от очень ответственного до довольно равнодуш­ного;

2) в общем развитии – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;

3) в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы – от от­личного ее усвоения до наличия существенных пробелов в зна­ниях по основным предметам;

4) в способах усвоения учебного материала – от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной ра­боты в сочетании с привычкой заучивать дословно;

5) в умениях преодолевать трудности в учебной работе – от значительного упорства до специфического иждивенчества в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;

6) в интересах – от ярко выраженных познаватель­ных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого.

Степень внешней выраженности дефектов учебной деятельности может быть равной. Если не ликвидировать дефекты вовремя, они могут привести к по­следствиям необратимого характера: неспособности самостоя­тельно усваивать новый, постепенно усложняющийся материал. Первый показатель неблагополучия в учении подростка – ухуд­шение успеваемости по сравнению с младшими классами. При­чины этого могут быть связаны с дефектным отношением к уче­нию, с неправильными способами усвоения учебного материала и естественным следствием того и другого — увеличением про­белов в знаниях.

При переходе в среднюю школу значительно осложня­ется учебная работа подростков: вместо одного учителя появля­ется пять-шесть новых. У них разная манера объяснения и оп­роса, неодинаковые требования и отношение к учащимся. Процесс приспособле­ния к новым и разным требованиям учителей, как правило, проходит трудно для класса в целом. Когда сразу появляется много разных учителей, то возникают и существуют сравне­ние и оценка педагогов по разным параметрам. Вследствие этого, во-первых, появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», а во-вторых, развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая – особенностей отношения учителя к подросткам, причем в начале подросткового возраста именно умение или неумение учителя правильно построить отношения с детьми определяет степень трудности его работы в данном классе.

Подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедли­вых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально про­дуктивной для всех и каждого. В 7-9 классах особенно ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стрем­ление дать дополнительные к учебнику знания; не нравятся педа­гоги, отрицательно относящиеся к самостоятельным суждениям ребят.

У младших подростков отношение к учебному предмету прежде всего зависит от отношения к учителю и получаемых отметок. Многим нравится то, что дается легко и приносит ус­пех, но все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности. Дифференцировка учебных пред­метов на «интересные» и «неинтересные» во многом определяет­ся качеством преподавания и личными интересами подростка, а деление уроков на «нужные» и «ненужные» связано с формиро­ванием профессиональных намерений. Сохранение этого интереса, его развитие находится в руках учителя. Его мастерство определяет многое: будет ли подросток работать на уроке или заниматься собственными делами, добро­совестно готовить домашние задания или бездельничать, ста­риться понять и знать материал или довольствоваться мини­мумом для получения желаемой отметки. Из-за смены учителя нередко меняется характер работы и поведение всего класса, и из «трудного» он может превратиться в «нормальный» и наоборот.

Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается. Однако отношение к учению и знаниям может качественно раз­личаться у разных учащихся. Отчетливо выделяются две край­ние группы:

Ø подростки с устой­чивой склонностью к умственной работе и стремлением овладеть новыми знаниями и умениями, стойким интересом к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники или искусства;

Ø подростки, у которых объем знаний гораз­до больше требуемого по школьной программе. Это груп­па способных, но плохо работающих в классе и дома подрост­ков. Склонность к интеллектуальной деятельности у них проявляется не при усвоении содержания учебных предметов, а в самостоятельной деятельности, содер­жание которой выходит за пределы школьных программ.

 

Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и подго­товки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характе­ра, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Имен­но в подростковом периоде появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профес­сиональных намерений, идеала и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). В его самостоятель­ных занятиях появляются далекие и близкие цели, они органи­зуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приоб­ретает личный смысл и превращается в самообразование. Этот качественно новый и высший тип учебной деятельности возни­кает и начинает формироваться в подростковом периоде.

Однако именно в подростковом возрасте учение в школе мо­жет стать деятельностью формальной. Только одно абстрактное понимание необходимости учения в школе – недостаточный для подростка стимул к работе. Пози­ционные мотивы (например, стремление быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать иное положение по сравнению с остальными) обладают большой побудительной си­лой. Однако отношение к отметке как к главному в учении при отсутствии интереса к усваиваемым знаниям ведет к распаду учебной деятельности. Учение превращается в неинтересный, тяжелый труд, а знания имеют формальный характер.

Рассмотрим возрастные особенности трудовой деятельности подростков.

Как правило, подростки охотно занимаются трудом. Это объясняется следующими причинами:

Ø возрастная черта подростков – активность;

Ø в серьезном труде они получают возможность реализо­вать формирующееся у них чувство взрослости, а этой возмож­ностью подростки очень дорожат;

Ø труд обычно прохо­дит в коллективе, а для подростка значение жизни и деятель­ности в коллективе очень велико.

Таким образом, трудовая деятельность подростков – это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих трудовых обязанностей, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно след­ствие неправильного воспитания.

В коллективном труде формируются очень ценные в обще­ственном отношении качества личности подростков – целе­устремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, ини­циативность. Особенно высок у подростков интерес к совместному труду в коллективе взрослых. Московский педагог М. Ященко проделал интереснейший опыт. Он предложил мальчикам-подросткам московских школ несколько вариантов проведения летних каникул. В числе их были работа на стройке в Калинин­ской области в составе студенческого строительного отряда и отдых в туристском лагере у Черного моря. Из шести предло­женных вариантов наиболее популярной оказалась нелегкая ра­бота на стройке вместе со студентами. Ее предпочли 40 процен­тов опрошенных подростков. Труд в средней полосе России ре­бята предпочли активному отдыху в одном из красивейших уголков нашей страны! Вот какую притягательную силу имеет для подростка перспектива работать в коллективе взрослых, где он получает возможность «стопроцентного» удовлетворения фор­мирующегося у него чувства взрослости.

Организации труда подростков следует уделять большое вни­мание. Это касается и труда в школьных мастерских, и работы на учебно-опытном пришкольном участке, и домашнего труда, и общественно полезного труда в его различных видах и формах. К сожалению, во многих школах в последние годы охладели к организации детского труда, что сказывается и на школьниках.

Исследования психологов и педагогов показали, что труд имеет воспитательное значение в подростковом возрасте только тогда, когда он соответственно организован, в частности, когда он является общественно полезным, коллективным, творческим, интересным и посильным для подростка.