Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 8 страница

Конец XV столетия — это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Процесс смены раздробленно­сти единым государством — закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель в наиболее развитых странах Западной Европы проходило в связи с ростом материального производства, обуслов­ленного развитием товарно-денежных отношений, разрушением натураль­ного хозяйства как основы экономики, началом формирования капиталисти­ческих отношений.

Однако при наличии соответствующих социально-экономических при­чин и политических условий объединение может или вообще не произойти,

или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин (на­пример, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии).

Процесс завершения образования Российского государства хронологи­чески совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533).

После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Имен­но на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских, земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь:

• закончил собирание земель под властью Москвы;

• заложил основы российского самодержавия;

• укрепил государственный аппарат;

• повысил международный престиж Москвы.

Иван III явился фактическим создателем Московского государства. В го­ды его правления к Москве были присоединены великое княжество Ярослав­ское (1463), Пермский край (1472), великое княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), великое княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Великие и удельные князья отказались от верховных прав в сво­их владениях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490—1500 гг. политическое верховенство московского князя при­знали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронеж­ские и Мезецкие.

Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за со­здание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и чернигово-северские княжества. По ус­ловиям перемирия с великим князем литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 городов и 70 волостей.

Если до середины XV в. Московское княжество было лишь одним из не­скольких княжеств Северной Руси, то «теперь оно осталось здесь единствен­ным и потому стало национальным: его границы совпали с пределами вели­корусской народности» (В. О. Ключевский). При этом Иван III стремился взять под свое покровительство население Южной и Западной Руси. Он не­однократно заявлял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.

Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к та­тарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Стояние на Угре (1480) по­ложило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формаль­ный суверенитет.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византий­ского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархи­ческой власти в России. «Великий князь московский становится как бы пре­емником византийского императора, почитавшегося главою православного

Востока» (С. Г. Пушкарев). При московском дворе заводился пышный, стро­гий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца XV в. на пе­чатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победо­носцем, но и герб Византии с двухглавым орлом.

Изменение общественно-политического статуса великого князя Москов­ского отразилось и на его титуловании, теперь его называли: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... и иных». В международных отно­шениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только визан­тийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Рус­ской земли, но также и идея божественного происхождения его власти (в до­полнение к прежнему источнику власти от отца и деда).

В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном III, — «царь» и «самодержец» — подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси.

В это время появляется множество легенд, которые должны были обосно­вать законное первенство московских государей над всеми русскими князья­ми и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказаниях о князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего рим­ского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверж­дению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, завоеванного турками-османами, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства.

По мнению И. Н. Ионова, если в X в. христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.

Наконец, в конце XV в. о существовании Московского государства (Моско­вии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установ­лены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.

Новое значение великого князя Московского отразилось и на государ­ственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Васи­лию целый ряд политических преимуществ: «1) до сих пор все князья сона­следники совместно по участкам владели городом Москвой; Иоанн III предо­ставил финансовое управление всей столицей, сбор доходов с нее одному

великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголов­ным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям; 2) до сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предостав­лено было одному великому князю Московскому; 3) до сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по духовной Иоанна III, удельный князь, умирая бессыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к вели­кому князю; 4) по договорным грамотам со своими удельными братьями Иоанн III присвоил одному себе право вести сношения с иноземными госу­дарствами» (В. О. Ключевский). Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505—1533) являлся, по мнению В. О. Ключевского, «пер­вым государем в настоящем политическом смысле этого слова».

Присоединив к Москве Псков (1510), великое княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517—1523) и Смо­ленск (1514), Василий фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского го­сударя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боя­рами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг пе­ред Московским великим князем.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал склады­ваться аппарат управления.

Боярская дума состояла из 5—12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в думе заседали и местные князья из присоединенных зе­мель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещатель­ные функции о «делах земли».

Будущая- приказная система выросла из двух общегосударственных ве­домств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ве­дала финансами, государственной печатью, архивом.

В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому оп­ределенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожи­лое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного земле­владельца к другому.

В целом в отличие от передовых стран Западной Европы образование еди­ного государства в России происходило при полном господстве традицион­ного способа хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет по­нять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будут господствовать: крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законом.

Таким образом, завершился процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в одно государство. Образовалась крупнейшая в Ев­ропе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.


Глава 6. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. ИВАН ГРОЗНЫЙ

— Социально-экономическое развитие

— Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

— Опричнина

— Оценка опричнины в отечественной исторической науке

— Внешняя политика

— Особенности политического развития Московского государства в XVI в.

Социально-экономическое развитие. К концу XVI в. территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Шло освоение плодородных земель на южной окраине страны — Диком поле. Были пред­приняты попытки выхода к Балтийскому морю.

Население России в конце XVI в. насчитывало 9 млн... человек. Однако его плотность даже в наиболее населенных землях России составляла лишь 1— 5 человек на 1 кв. км. В Европе в то же время плотность населения достигала 10—30 жителей на 1 кв. км. Усиливался многонациональный состав населе­ния страны.

Экономика страны носила традиционный характер, основанный на гос­подстве натурального хозяйства.

Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными вотчинами были вотчины великого князя (царя), митро­полита (с 1589 г. патриарха) и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращаются в обычные вотчи­ны («обояривание князей»).

В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю произошли важ­ные изменения — заметно возросла доля поместного землевладения. Своеоб­разной чертой экономического развития средневековой России было терри­ториальное разделение двух форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феода­лов в центральных, давно обжитых районах и общинное крестьянское земле­владение на малонаселенных окраинах.

Общая тенденция социально-экономического развития страны в XVI в. — укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы:

• владельческие крестьяне, которые принадлежали феодалам;

• дворцовые крестьяне, которые находились во владении дворцового ве­домства московских великих князей;

• черносошные (позже государственные) крестьяне, которые жили волост­ными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Во второй половине XVI в. происходит значительное сокращение черно­сошного крестьянства в центре и на северо-западе страны. Значительное их количество осталось лишь на окраинах (север страны, Карелия, Поволжье, Сибирь).

В особом положении находилось население, жившее на осваиваемых зем­лях Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средняя и Нижняя Волга, Яик). Во второй половине XVI в. на южных окраинах России значительную роль стало играть казачество (от тюркского слова «удалец», «вольный человек»). Кресть­яне бежали на свободные земли Дикого поля. Там они объединялись в свое­образные военизированные общины; все важнейшие дела решались на ка­зацком кругу. С XVI в. правительство использовало казаков для несения по­граничной службы, снабжало их порохом, провиантом, выплачивало им жалование. Такое казачество в отличие от «вольного» получило название «слу­жилого».

К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов. Крупней­шим городом была Москва, население которой составляло около 100 тыс. че­ловек (в Париже и Неаполе в конце XVI в. проживало 200 тыс. человек, в Лон­доне, Венеции, Амстердаме, Риме — 100 тыс.). Остальные города России, как правило, имели по 3—8 тыс. человек. В Европе же средний по размеру город XVI в. насчитывал 20—30 тыс. жителей.

В XVI в. в городах развивались ремесла и торговля. В Москве появились первые казенные предприятия — Оружейная палата, Пушечный двор, Су­конный двор. По всей стране велось крупное по тем временам комплексное строительство.

По мере расширения торговли из различных слоев общества формирова­лась богатая прослойка купечества. В Москве были созданы привилегирован­ные купеческие объединения — гости, гостиная и суконная сотни. В правовом отношении они в значительной степени были уравнены с феодальными зем­левладельцами. За это купечество должно было нести государеву службу, спо­собствуя обеспечению государства доходами.

Крупнейшими купцами XVI в. были Строгановы. Выходцы из поморских крестьян, они начали свою деятельность в XV в. и стали основателями тор­гово-промышленной династии, которая продолжала свою деятельность до 1917 г. Купцы и промышленники Строгановы оказывали поддержку Ивану Грозному, снабжали его товарами и были его банкирами. Сам же Иван Гроз­ный благосклонно относился к Строгановым, поощрял их деятельность, на­граждал их грамотами на право владения землями, лесами и другими угодья­ми на Урале и в других частях России.

В целом анализ социально-экономического развития России в XVI в. по­казывает, что в стране в это время происходит процесс укрепления традици­онной феодальной экономики. Рост мелкотоварного производства в городах и торговли не привели к созданию базы для буржуазного развития.

Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного. После смерти в 1533 г. Ва­силия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского —

выходца из Литвы. При Елене Глинской (1533—1538) был проведен ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государ­ства:

• денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране;

• введение единых для всей страны мер длины и объема;

• строительство новых и реорганизация старых крепостей, в том числе Китайгородской стены вокруг московского посада;

• укрепление армии, новые поместные раздачи йетям боярским;

• ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды);

• предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы, расселение их по новым городам.

И в годы правления Елены, и после ее смерти (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произ­вол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Конец 40-х гг. «ознаменовался взрывами народного недовольства (В. Б. Кобрин). Несоответствие между старыми порядками и новыми условиями к тому времени «стало очевидно для всех» (Р. Г. Скрынников).

В 1547 г. Иван IV (родился в 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». В старой России наиболее сильный независимый правитель назывался «царь». Такой титул русские впервые применили к византийскому императо­ру, а затем к монгольскому хану.

Московский правитель мог претендовать на титул царя по двум причи­нам. Во-первых, он формально объявил о своей независимости перед своим прежним сюзереном — монгольским царем. Во-вторых, Византийская импе­рия была разрушена турками, и, таким образом, греческий православный мир жил без царя. И к тому же согласно византийской теории «гармонии» церкви и государства христианское общество нуждалось в двух главах — царе и пат­риархе. Таким образом, великий князь Московский как единственный неза­висимый православный правитель не только имел право, но и был обязан принять титул царя, если он не хотел оставить православное общество без за­щитника. Иван III и Василий III употребляли этот титул от случая к случаю. Иван IV Грозный был официально коронован царем в 1547 г. Четырнадцатью годами позже Константинопольский патриарх признал титул Ивана и послал ему свое благословение.

Правление Ивана IV продолжалось почти полвека (1533—1584) и было от­мечено многими важными событиями. Царь был натурой противоречивой. По мнению Г. В. Вернадского, наделенный большими интеллектуальными способностями, правитель с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особо развилась в последние двадцать лет его жизни.

Правление Ивана Грозного в исторических исследованиях делят на два периода:

1) конец 40-х—50-е гг. — крупные внутри- и внешнеполитические успехи, период реформ;

2) 1560—1584 гг. — период опричнины и ее последствий.

Окружением царя — так называемым правительством Избранной рады

(1549—1560) — были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Люди, входившие в Избранную раду, пользовались не только поддержкой, но и симпатией Ивана IV — Алексей Адашев, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, отец и брат Алексея Адашева Федор и Данило Адашевы, родственники жены царя Анас­тасии бояре Захарьины, друг детства Андрей Курбский, митрополит всея Руси Макарий.

В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор — совещательный орган при царе, куда входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей (впоследствии в Земских соборах участвова­ли и горожане). На соборе была обсуждена программа преобразований.

Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость изда­ния нового свода законов — Судебника 1550 г. Он упорядочил и дополнил прежний, ограничил права наместников и волостителей. В Судебнике под­тверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

В 1551 г. был созван церковный собор. Ответы собора на сто царских во­просов составили Стоглав — кодекс правовых норм внутренней жизни рус­ского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра, другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден цер­ковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по воз­можности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми;

запретил новаторство в иконописи;

унифицировал порядок исполнения церковных обрядов;

наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников;

осудил пороки в светской и церковной жизни;

запретил приглашать на свадьбы скоморохов;

монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у ца­ря без нужды новые угодья и льготные грамоты;

8) также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ива­на (с 1533 г.).

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой мос­ковский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торго­вых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинно­стей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства едини­ца взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400—600 де­сятин земли.

Серьезные изменения коснулись и центрального государственного управ­ления. Вместо двух прежних учреждений — Государева дворца и Казны, обла­давших различными, переплетавшимися функциями управления, была со­здана целая система специализированных приказов. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда го­ворили) боярам. Так появились первые приказы — учреждения, ведавшие от­раслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (ар­тиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иност­ранными делами управлял Посольский приказ, финансами — приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, — Поместный приказ, холопами — Холопский приказ. Были приказы, ведавшие определен­ными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца — присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чи­новник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложне­нием задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Большого внимания заслуживают реформы местного управления (попытки ее осуществления предпринимались начиная с 30-х гг. XVI в.), а также воен­ная, проводившиеся одновременно и в тесном переплетении друг с другом. «Самые крупные законодательные меры, — отмечал В. О. Ключевский, — были прямо связаны с этой двойной реформой, земскою и военной».

Поначалу Избранная рада не собиралась радикально менять сложивший­ся порядок местного управления. Судебник Ивана IV всего лишь уточнил права и обязанности кормленщиков (наместников — в уездах и волостите- лей — в волостях, которым в их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями).

В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост

(губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост — из числа зажиточных слоев черносотенного населения там, где нё было дво­рянского землевладения, городовых приказчиков, или «излюбленных голов», — в городах.

Перед центральным правительством приходилось отвечать не только ста­ростам, но и самым мирам, которые наделялись отныне новой ответственно­стью — мирской порукой за своих выборных управителей (старост и судей). Заменив служилых кормленщиков «мирскими органами правительства», из­бранная рада пошла по пути усиления государственной централизации.

Важное значение имели военные реформы.

— Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была по­сажена на землю «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян, кото­рые, по замыслу царя, должны были стать его опорой.

— Впервые было составлено Уложение о службе.

— Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

— Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

— В 1550 г. вместо отрада пищальников (появившихся в начале XVI в.) создается постоянное стрелецкое войско (на первых порах стрельцов набрали три тысячи человек).

— В армию стали привлекать иностранцев (число которых было незначи­тельно).

— Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору). Кроме стрельцов, туда входили пушкари (ар­тиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского центра­лизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили во­енную мощь страны.

Опричнина (1565—1572). 3 декабря 1564 г. Иван IV с семьей и приближен­ными внезапно выехал из Москвы. Поселившись в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех фео­далов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется.

Московский посол вынудил делегацию московских бояр просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать

по своему усмотрению. Иван IV поделил все государство на две части: оприч­нину (от слова «опричь» — кроме), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину.

В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И. М. Висковатым.

Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собольи головы и метлы как знаки преданности царю и го­товности вымести любую измену в государстве. Фактически опричное войс­ко представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5—6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анаста­сии В. М. Юрьев, А. Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заклю­чен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М. Т. Черкас­ский. Среди опричников выделялись князь А. И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г. JI. Скуратов-Вельский (Малюта Скуратов), ведавший казнями и пытками.

Причины введения опричнины. Переход к опричнине был обусловлен объек­тивными противоречиями и личными мотивами Ивана IV.

Объективные противоречия (политические и социальные) внутреннего ус­тройства Московского государства:

— отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядо­ченными и неурегулированными;

— активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять инте­ресы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интере­сам служилого класса.

«Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVI в. создавали государственный кризис» (С. Ф. Платонов).

Личные мотивы царя Ивана IV:

— в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время его тяжелой бо­лезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;

— в 1557—1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развя­зывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Из­бранной рады;