Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 2 страница
Несомненный интерес представляют публикации учебно-методического характера, содержащие дополнительные материалы по истории России, а также проблемные вопросы, задачи и т. п. Одна из первых в этом плане — работа С. Г. Смирнова «Задачник по истории России» (М., 1995). В учебнике С. Г. Горяйнова, А. А. Егорова «История России IX—XVIII вв.» (М., 1998) каждая тема дополнена выдержками из исторических документов и заданиями к ним. В дидактических материалах JI. М. Ляшенко «История России. XIX век» (М., 2000) и А. Г. Колоскова «История России. XX век» (М., 2000) представлены разнообразные обучающие и проверочные задания различной сложности (традиционные вопросы, работа с документом, тесты, материалы для докладов, дискуссий, исторических сочинений и др.). Вопросы и задания, содержащиеся в учебном пособии Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, А. Г. Колоскова, JI. И. Ларина «История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания)» (М., 2000) основаны на использовании широкого круга исторических источников, имеют обучающую и контролирующую направленность.
В альбом А. Т. Степанищева «История России: IX—XX вв.: Схемы» (М., 2001) включено более 330 логических, проблемно-логических и структурных схем, графиков, охватывающих более чем одиннадцативековую
историю России. Учебное пособие этого же автора «История России: преподавание в школе» ориентирует на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории, освоение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся и студентов. Значительное место уделено раскрытию проблем воспитания подрастающего поколения на истории Отечества.
Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраняется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обошлось без издержек и противоречий. Решать многие проблемы приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в условиях коренных изменений в политической системе общества, его экономических основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.
Задача преподавания истории в современных условиях — показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность, историческую правду. Такой подход поможет исправить ошибки прошлого, даст подлинное представление об исторических событиях и явлениях.
Учителя школ и преподаватели высших учебных заведений осознают, что для подлинного понимания истории их ученики должны заглянуть за рамки учебника, увидеть живую историю, понять ее смысл. В процессе преподавания они так или иначе несут «бремя доказательств» по крайней мере четырех истин:
1. ИСТОРИЯ ЕДИНА.
Отражается взаимосвязь между историческими судьбами народов и государств, показывается, что никто и никогда не мог «отгородиться» от всемирно-исторического процесса ни высокими стенами, ни дальними расстояниями, ни золотом, ни силой. Да, Запад есть Запад, Восток есть Восток, но это лишь разные стороны единой истории человечества.
2. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННА.
Иллюстрируется неразрывность истории. Ни падение империй, на воцарение новых царей, ни попытки уничтожения человеческой памяти не могут прервать ее. События многовековой давности живо перекликаются с современностью. Они помогают более точно понять сегодняшний день еще и потому, что история все-таки повторяется, и потому, что нынешняя реальность зарождалась порой не только в прошлые десятилетия, но и в минувшие века.
3. ИСТОРИЯ КОНКРЕТНА.
История — это не только проявление общеисторических законов, но и память о реальной жизни живых людей. Императоры и поэты, борцы за свободу и их палачи, мыслители и завоеватели. Жизнь каждого из них помогает нам не только более ярко увидеть их время, но порой и глубже понять сегодняшний день.
4. ИСТОРИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Историю, как и любой предмет, можно преподавать невообразимо скучно. Но кто сказал, что в этом виновата сама история? Важно, вдумываясь в исторические события, задавать себе вопросы: «Почему все произошло именно так? Где причины и истоки?» Интересно вместе с учениками ставить такие вопросы и искать на них ответы.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. Курс «Отечественная история» является важным элементом в структуре цикла гуманитарных дисциплин. Его изучение призвано дать:
—представление об основных закономерностях и особенностях исторического развития;
— понимание роли России в мировом историческом процессе;
—формирование исторического сознания, т. е. системы взглядов, идей, теорий, концепций, благодаря которым осознается прошлое;
—освоение духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определение собственного отношения к ним; приобщение слушателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиозных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;
—формирование умения использовать полученные знания, самостоятельно извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;
—развитие способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;
—осмысление новых реалий современной отечественной истории с учетом культурных и исторических традиций России.
Главная цель курса «Отечественная история» — формирование у учащихся исторического сознания, привитие им навыков исторического мышления.
В структуре целей и задач курса важное место занимает выработка обще- учебных и специальных навыков и умений:
—общелогические умения (умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи и т. д.);
—поисково-информационные навыки (свободное обращение со словарями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нужную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);
—учебно-познавательные навыки (составление тезисов выступлений, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка реферата; умение участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).
В настоящее время имеющиеся в распоряжении старшеклассников и абитуриентов, студентов колледжей, вузов пособия устаревают либо просто исчезают из продажи вследствие ограниченности тиражей. Все это делает актуальным издание новых учебных пособий по истории России. Французский историк Ф. Бродель утверждал: «Историю постоянно нужно переписывать, она вечно находится в стадии становления и преодоления самой себя». Это суждение применимо не только к описанию исторического процесса, но и к осмыслению его науковедческого аспекта.
Особенность предлагаемой нами работы состоит в том, что авторы, не претендуя на исчерпывающее изложение отечественной истории, стремились на основе авторского подхода дать анализ основным событиям и явлениям отечественной истории. В нашем учебном пособии содержатся плюралистические подходы и оценки, дополняющие и обогащающие друг друга; использованы альтернативные исторические концепции, мнения различных научных школ, которые представлены взглядами отечественных и зарубежных авторов на исторический путь России.
Глава 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
• Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории
• Происхождение человека
• Разложение первобытно-общинного строя
• Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества
• Культура первобытного общества
Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории. Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд... лет тому назад. Солнце — одна из множества звезд нашей Галактики — возникло 10 млрд... лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд... лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн... лет тому назад.
Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:
— каменный век (от возникновения человека до IV—III тыс. до н. э.);
— бронзовый век (IV—III тыс. — до начала I тыс. до н. э.);
— железный век (с I тыс. до н. э.).
В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).
Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.
Первобытная эпоха человечества характеризуется:
— низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием;
— коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
— равнообеспечивающим распределением;
— социально-экономическим равенством;
— отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.
Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.
Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой
борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.
Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.
Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.
Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов ^ч^ соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый — археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый — палеоантропы
(неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, — неоантропы, современные люди.
Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «генезис» — происхождение).
Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез — изучение причин и процессов расово-генетических различий.
Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.
В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный мате-
риал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.
Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5—1,6 млн... лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «антропос» — человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 300—200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).
Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.
Общая схема эволюции человека следующая:
— человек австралопитековыщ
— человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);
— человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).
В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности:
— индоевропейская;
— угрофинская;
— тюркская;
— иберийско-кавказская.
Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:
1) славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.);
2) западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.;
3) восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.
Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов — европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная — в Африке, монголоидная — в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас — монголоидной, негроидной и европеоидной — возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и американская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.
Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индустриальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.
Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV—V тысячелетии до н. э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенсификация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) появление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина — земледелец и воин — стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен.
Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой — ослабевшие и обедневшие.
Признаки распада родового строя:
— возникновение имущественного неравенства;
— выделение знати;
— сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;
— частые вооруженные столкновения;
— обращение пленных в рабов;
— превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие — рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Периоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответствуют основной периодизации (принятой в археологии).
Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне — около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические памятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.
В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых архео-
логических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно- гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.
Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.
Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.
В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие — рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории нашей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой — от каменного века к бронзовому, от бронзового — к железному.
Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.
Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Черно- козова, первобытная культура — это сложное явление, которое поражает воображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему состоянию.
Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следующие факты:
1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический период 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном периоде. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека — существа весом около 500 килограммов — до человекоподобного существа размером с кошку;
2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобными (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях насильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о каменных орудиях, а о каменном оружии.
В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.
Археологические находки — это в основном орудия труда, соответствующие определенным историческим эпохам. В период палеолита — остроконечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длинными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно метать на большое расстояние.
Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высекание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым способом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.
Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.
К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, историческому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.
У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов природы. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.
Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.
В условиях первобытного общества получает развитие магическое искусство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека — и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.
В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.
Глава 2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАКАВКАЗЬЯ, СРЕДНЕЙ АЗИИ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ.
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ (I тыс. до и. э.-IV в. н. э.)
• Особенности образования древнейших рабовладельческих государств
• Предшественники древних славян
• Прародина славян и их этногенез
Особенности образования древнейших рабовладельческих государств. Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III—V вв. н. э.
Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях — рабовладельческой, в других — феодальной. Процесс перехода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на несколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н. э., а у некоторых народов он начался только в XIX в. н. э.
На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению феодального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.
В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли. Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм — на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обладающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного общества рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).