Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 2 страница

Несомненный интерес представляют публикации учебно-методического характера, содержащие дополнительные материалы по истории России, а также проблемные вопросы, задачи и т. п. Одна из первых в этом плане — работа С. Г. Смирнова «Задачник по истории России» (М., 1995). В учебнике С. Г. Горяйнова, А. А. Егорова «История России IX—XVIII вв.» (М., 1998) каждая тема дополнена выдержками из исторических документов и заданиями к ним. В дидактических материалах JI. М. Ляшенко «История России. XIX век» (М., 2000) и А. Г. Колоскова «История России. XX век» (М., 2000) представлены разнообразные обучающие и проверочные задания раз­личной сложности (традиционные вопросы, работа с документом, тесты, ма­териалы для докладов, дискуссий, исторических сочинений и др.). Вопросы и задания, содержащиеся в учебном пособии Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, А. Г. Колоскова, JI. И. Ларина «История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания)» (М., 2000) основаны на исполь­зовании широкого круга исторических источников, имеют обучающую и контролирующую направленность.

В альбом А. Т. Степанищева «История России: IX—XX вв.: Схемы» (М., 2001) включено более 330 логических, про­блемно-логических и структурных схем, графиков, охватывающих более чем одиннадцативековую

историю России. Учебное пособие этого же автора «Ис­тория России: преподавание в школе» ориентирует на понимание концеп­туально-методологических проблем преподавания и изучения истории, осво­ение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся и студентов. Значительное место уделено раскрытию проблем воспитания подрастающего поколения на истории Отечества.

Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраня­ется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обо­шлось без издержек и противоречий. Решать многие проблемы приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в усло­виях коренных изменений в политической системе общества, его экономи­ческих основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.

Задача преподавания истории в современных условиях — показать дей­ствительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность, историческую правду. Такой подход поможет исправить ошибки прошлого, даст подлинное пред­ставление об исторических событиях и явлениях.

Учителя школ и преподаватели высших учебных заведений осознают, что для подлинного понимания истории их ученики должны заглянуть за рамки учебни­ка, увидеть живую историю, понять ее смысл. В процессе преподавания они так или иначе несут «бремя доказательств» по крайней мере четырех истин:

1. ИСТОРИЯ ЕДИНА.

Отражается взаимосвязь между историческими судьбами народов и госу­дарств, показывается, что никто и никогда не мог «отгородиться» от всемир­но-исторического процесса ни высокими стенами, ни дальними расстояния­ми, ни золотом, ни силой. Да, Запад есть Запад, Восток есть Восток, но это лишь разные стороны единой истории человечества.

2. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННА.

Иллюстрируется неразрывность истории. Ни падение империй, на воца­рение новых царей, ни попытки уничтожения человеческой памяти не могут прервать ее. События многовековой давности живо перекликаются с совре­менностью. Они помогают более точно понять сегодняшний день еще и пото­му, что история все-таки повторяется, и потому, что нынешняя реальность зарождалась порой не только в прошлые десятилетия, но и в минувшие века.

3. ИСТОРИЯ КОНКРЕТНА.

История — это не только проявление общеисторических законов, но и па­мять о реальной жизни живых людей. Императоры и поэты, борцы за свободу и их палачи, мыслители и завоеватели. Жизнь каждого из них помогает нам не только более ярко увидеть их время, но порой и глубже понять сегодняш­ний день.

4. ИСТОРИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Историю, как и любой предмет, можно преподавать невообразимо скучно. Но кто сказал, что в этом виновата сама история? Важно, вдумываясь в истори­ческие события, задавать себе вопросы: «Почему все произошло именно так? Где причины и истоки?» Интересно вместе с учениками ставить такие вопросы и искать на них ответы.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобра­зовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творче­ского мышления. Курс «Отечественная история» является важным элемен­том в структуре цикла гуманитарных дисциплин. Его изучение призвано дать:

—представление об основных закономерностях и особенностях истори­ческого развития;

— понимание роли России в мировом историческом процессе;

—формирование исторического сознания, т. е. системы взглядов, идей, теорий, концепций, благодаря которым осознается прошлое;

—освоение духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определение собственного отношения к ним; приобщение слу­шателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям пред­шествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиоз­ных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;

—формирование умения использовать полученные знания, самостоя­тельно извлекать их из исторических источников, находить нужную инфор­мацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

—развитие способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;

—осмысление новых реалий современной отечественной истории с уче­том культурных и исторических традиций России.

Главная цель курса «Отечественная история» — формирование у учащихся исторического сознания, привитие им навыков исторического мышления.

В структуре целей и задач курса важное место занимает выработка обще- учебных и специальных навыков и умений:

общелогические умения (умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавли­вать причинно-следственные связи, закономерности общественного разви­тия, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи и т. д.);

поисково-информационные навыки (свободное обращение со слова­рями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нуж­ную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);

учебно-познавательные навыки (составление тезисов выступлений, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка реферата; умение уча­ствовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).

В настоящее время имеющиеся в распоряжении старшеклассников и аби­туриентов, студентов колледжей, вузов пособия устаревают либо просто исче­зают из продажи вследствие ограниченности тиражей. Все это делает актуаль­ным издание новых учебных пособий по истории России. Французский исто­рик Ф. Бродель утверждал: «Историю постоянно нужно переписывать, она вечно находится в стадии становления и преодоления самой себя». Это сужде­ние применимо не только к описанию исторического процесса, но и к осмыс­лению его науковедческого аспекта.

Особенность предлагаемой нами работы состоит в том, что авторы, не претендуя на исчерпывающее изложение отечественной истории, стреми­лись на основе авторского подхода дать анализ основным событиям и явле­ниям отечественной истории. В нашем учебном пособии содержатся плюра­листические подходы и оценки, дополняющие и обогащающие друг друга; использованы альтернативные исторические концепции, мнения различных научных школ, которые представлены взглядами отечественных и зарубеж­ных авторов на исторический путь России.

Глава 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

• Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории

• Происхождение человека

• Разложение первобытно-общинного строя

• Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

• Культура первобытного общества

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории. Со­временная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд... лет тому назад. Солнце — одна из мно­жества звезд нашей Галактики — возникло 10 млрд... лет тому назад. По свиде­тельству ученых, наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд... лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн... лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схе­мой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:

— каменный век (от возникновения человека до IV—III тыс. до н. э.);

— бронзовый век (IV—III тыс. — до начала I тыс. до н. э.);

— железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палео­лит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) мате­риалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответ­ствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется:

— низким уровнем развития производительных сил, медленным их совер­шенствованием;

— коллективным присвоением природных ресурсов и результатов произ­водства;

— равнообеспечивающим распределением;

— социально-экономическим равенством;

— отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение мате­риальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных эта­пов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой

борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются ору­дия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд эта­пов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) при­способление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяй­ству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особен­ность — географическая неравномерность развития общества. Области с не­благоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появле­нию на планете особого растительного и животного мира в сложнейших кли­матических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов ^ч^ соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый — археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый — палеоантропы

(неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, — неоантропы, современные люди.

Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и формирования че­ловеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «ге­незис» — происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхожде­ние человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез — изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключа­ющих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, косми­ческого (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животно­го мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный мате-

риал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность раз­вития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человеко­образных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообраз­ных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия тру­да. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появ­лению 1,5—1,6 млн... лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «антропос» — человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 300—200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантро­пами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообраз­ных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

— человек австралопитековыщ

— человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);

— человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандер­тальцы и верхнепалеолитические люди).

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования лю­дей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Вос­точную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современ­ный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории зем­ли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности:

— индоевропейская;

— угрофинская;

— тюркская;

— иберийско-кавказская.

Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:

1) славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.);

2) западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.;

3) восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.

Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов — европеоидный, монголоид­ный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, вклю­чает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроид­ная — в Африке, монголоидная — в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном на­правлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас — монголоид­ной, негроидной и европеоидной — возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и амери­канская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исклю­чена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее ста­новился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индуст­риальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV—V тысячелетии до н. э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенси­фикация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) по­явление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) раз­витие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из жен­ских рук в мужские, и мужчина — земледелец и воин — стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая се­мья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт посте­пенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает пере­ходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семей­ных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для муж­чин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен.

Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Скла­дывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми дела­ми. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с иму­щественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой — ослабев­шие и обедневшие.

Признаки распада родового строя:

— возникновение имущественного неравенства;

— выделение знати;

— сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;

— частые вооруженные столкновения;

— обращение пленных в рабов;

— превращение рода из кровнородственного коллектива в территориаль­ную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вы­шестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые госу­дарства, другие — рабовладельческие, многие народы миновали рабовладель­ческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Пе­риоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответству­ют основной периодизации (принятой в археологии).

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к ранне­му палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представ­ляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей ма­монтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи за­ботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне — около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические па­мятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жили­ща более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, со­стоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосущество­вании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются зна­чительные изменения в размещении культур, образуется много новых архео-

логических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменени­ем этнического состава неолитического населения, перемещением неоли­тических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно- гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и на­конечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрыва­лась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетров­ская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали зани­маться земледелием, другие — рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории на­шей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высо­кой — от каменного века к бронзовому, от бронзового — к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономи­ческая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваиваю­щего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделе­ния труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному об­ществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Черно- козова, первобытная культура — это сложное явление, которое поражает во­ображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему со­стоянию.

Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следую­щие факты:

1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический пе­риод 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном перио­де. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека — существа весом около 500 килограммов — до че­ловекоподобного существа размером с кошку;

2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобны­ми (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях на­сильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о ка­менных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки — это в основном орудия труда, соответствую­щие определенным историческим эпохам. В период палеолита — остроко­нечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длин­ными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно ме­тать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высе­кание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым спо­собом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.

Формирование зрелой формы социального организма связано со становле­нием материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, исто­рическому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологиче­ские существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов приро­ды. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фети­шизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искус­ство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в пол­ной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и об­ряды воздействовали на человека — и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физиче­ски вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплочен­ность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.

Глава 2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАКАВКАЗЬЯ, СРЕДНЕЙ АЗИИ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ.

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ (I тыс. до и. э.-IV в. н. э.)

• Особенности образования древнейших рабовладельческих государств

• Предшественники древних славян

• Прародина славян и их этногенез

Особенности образования древнейших рабовладельческих государств. Пер­вые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в по­лосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладе­ние просуществовало как господствующая во всемирно-историческом мас­штабе форма организации жизни до III—V вв. н. э.

Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях — рабовладельческой, в других — феодальной. Процесс пере­хода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на не­сколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н. э., а у некоторых народов он начался только в XIX в. н. э.

На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению фео­дального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.

В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свобод­ные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли глав­ной хозяйственной роли. Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господ­ском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их гос­подина и не имевших своих средств производства, а феодализм — на принуди­тельной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обла­дающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного обще­ства рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).