Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 1 страница

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.

История России

 

Д36 История России : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.

 

 

В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура. Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся историей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие
Глава 1. Первобытная эпоха человечества
Глава 2. Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э.—IV в. н. э.)
Глава 3. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.)
Глава 4. Древняя Русь в IX—XIII вв
4.1.Древнерусское государство (IX—XII вв.)
4.2. Русские земли и княжества в XI—первой половине XIII в
4.3. Борьба Руси за независимость в XIII в
Глава 5. Образование Русского централизованного государства (конец XIII—первая половина XVI в.)
Глава 6. Российское государство в XVI в. Иван Грозный
Глава 7. Россия в XVII в
7.1. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время
7.2. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный век»
Глава 8. Русская империя в XVIII в
8.1. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII—первая четверть XVIII в.)
8.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов, 1725—1762 гг
8.3. Российская империя во второй половине XVIII в
Глава 9. Россия в XIX в
9.1. Российская империя в первой половине XIX в
9.2. Российская империя во второй половине XIX в
Глава 10. Россия в конце XIX—начале XX в
10.1. Экономическое и социальное развитие
10.2. Политический строй России в начале XX в
10.3. Революционные кризисы в России в начале XX в
10.4. Внешняя политика России в начале XX в
Глава 11. Советская Россия в 1917—начале 20-х гг
Глава 12. Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в
Глава 13. СССР во второй половине 20-х—30-е гг. XX
13.1. Общественно-политическая жизнь Советского государства в 20-30-е гг. XX в
13.2. Экономическое и социальное развитие СССР в 20-30-е гг
13.3. Внешняя политика советского государства (1921-1941 гг.)
Глава 14. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
Глава 15. Послевоенное восстановление и развитие СССР
Глава 16. СССР в 1953—1964 гг. Десятилетие Хрущева
Глава 17. СССР в середине 60—середине 80-х гг
Глава 18. Перестройка в СССР (1985-1991)
Глава 19. Россия в 90-е гг. XX в,—начале XXI в
Глава 20. Культура России (IX—начала XXI в.)
20.1. Культура древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX—XIII вв.)
20.2. Развитие культуры Московского государства (XIV-XVII вв.)
20.3. Культурная эволюция Российской империи (XVIII-XX вв.)
20.4. Советский период развития культуры России
20.5. Современная социокультурная ситуация в России
Правители

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам с вами выпало жить, учиться, работать в период смены веков, кардиналь­ных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира.

Известна истина — родителей не выбирают. В младенчестве и раннем дет­стве их любят за то, что они — родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех делах. Если родители неласковы или жестоки, вряд ли ребе­нок ответит им чем-либо, кроме холодности. Взрослея, человек однажды пы­тается взглянуть на отца и мать как бы со стороны, глазами любопытствую­щего наблюдателя, оценить достоинства и недостатки их характера так же, как оценивает он других, неродных людей. Постепенно он определяет для себя, в чем родители хороши, а в чем — плохи, т. е. начинает относиться к ним осознанно, как к чему-то объясненному, ставшему понятным.

Страна, в которой человек рождается, как мать и отец, может быть забот­лива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отно­шение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки,"следует знать историю своего отечества. Не только холодный пере­чень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей стра­ны, ее родословность. Необходимо попытаться понять, что представляет со­бой родина, как она стала такой и какая судьба ее ожидает.

Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое попол­няем с учетом собственного опыта. Это — знание законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование).

В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разру­шение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс. Он связан с разрушением

 

привычных стереотипов мышления и поведения, с появлением множества альтернативных позиций, с внезапным вторжением давно забытых и отбро­шенных взглядов.

Как же выбрать верный путь в будущее, не допустить роковой ошибки, отличить истину в этой пестрой палитре заманчивых идей? В этом может по­мочь история, которая содержит не просто увлекательное или скучное (в за­висимости от литературного дара летописца) описание прошедших событий, деяний исторических личностей и народов. Знание истории предполагает обобщение, осмысление прошлого опыта, каждая крупица которого оплаче­на дорогой ценой. При всей кажущейся уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство, и немалое, с тем, что уже пережили в прошлом народы, нашедшие выход из подобных кризисов. Необ­ходимо усваивать уроки истории, периодически пополняя полученные зна­ния на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас — ученик истории, прилежный или легкомысленный.

История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат­ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело­вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об­щества.

Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), гово­рили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти от­веты на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исто­рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен­ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значи­тельно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой по­ловине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, ха­рактеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоре­чивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этноге­нез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечествен­ная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.

История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоя­тельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической,

политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по веществен­ным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие срав­нительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким об­разом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и род­ственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), ну­мизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая си­стемы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукопис­ные памятники и старинное письмо) и др.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и исто­риография (история исторической науки), задача которой — описание и ана­лиз взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю со­вокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, поли­тику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, техни­ческих) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следую­щие группы:

— история мира в целом;

— история какого-либо континента, региона (история Европы, африка­нистика, балканистика);

— народа (китаеведение, японоведение);

— группы народов (славяноведение).

История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития на­шего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам? На наших глазах меняется Россия, отмирает старое, рождается

 

 

новое. Не всегда оно может быть оценено однозначно, не всегда оно — на благо России. Разобраться в современных процессах, определить свой соб­ственный взгляд на происходящее вокруг и внутри России, не растеряться в многообразии мнений — в этом нам поможет история.

Наше прошлое — эта наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, непо­хожая на другие страны история. И, несмотря ни на что, Россия внесла до­стойный вклад в мировую культуру и цивилизацию. Изучение истории России приводит к убеждению, что вся она создана силою русского духовного характе­ра. Верно заметил выдающийся мыслитель XX в. Иван Александрович Ильин: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломо­носова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Интересы современного общества, основные направления развития исто­рической науки и последовательное изучение истории в школе и высшем учебном заведении совпадают в некоторых принципах:

1) уважение ко всем без исключения народам и культурам. Необходимо при­знание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мо­тивы и законы их функционирования. При этом, изучая данный процесс, не­обходимо помнить о специфике каждого явления, об исторической дистан­ции. В этом видится смысл цивилизационного подхода;

2)осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества. История призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие обще­ственных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их вос­становление. Осознанию этого способствует понятие цены прогресса;

3) рассмотрение человека как части социального организма, сложной обще­ственной системы. Человек должен занять место в центре исторического ис­следования и исторического повествования. Ведь именно он реализует зако­номерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей;

4) самоценность индивидуального и свобода мысли. Люди требуют к себе столь же уважительного отношения, как и цивилизации. История должна быть насе­лена людьми, людьми живыми, конкретными, неповторимыми личностями. Цари, мудрецы, злодеи, художники были наделены не только социальной, но и индивидуальной психологией, не только были отражением своей эпохи, но и воздействовали на реальность. За ними должно признаваться право на свободу воли, на возможность значительно изменить ход истории. Тем самым за исто­рией признается право на случайность, альтернативность, а за историками — право размышлять о нереализованных возможностях;

5)принцип соразмерности и сопричастности. Этот принцип находит про­явление в исследовании образа жизни людей. Биографии вносят в историю соразмерность. Эта форма постижения истории доказала свою эффектив­ность. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастно-

сти — как история своей семьи, своего города, своей земли, включенная в контекст более масштабной истории;

6) принцип единства. История должна внушать понимание синхронности событий, понимание того, например, что Шекспир был современником Лжедмитрия. Интересно исследовать взаимодействие истории с географи­ческим пространством, изучить динамику взаимодействия человека и среды. История должна быть повествовательной, яркой, конкретной. Как кумуля­тивная наука, история должна интегрировать достижения предшественни­ков — не только их позитивный вклад, но и их концепции. Надо иметь в виду возможность существования разных подходов и точек зрения на проблемы.

Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых ис­точников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теорети­ческих знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Совре­менная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современ­ной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые крити­чески, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом поня­тие «социально-экономическая формация».

Сложность исторического развития человечества, многообразие миро­воззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е. Н. Трубецкой — объяс­нение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Со­ловьев — постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;

2) естественно-научный (натуралистический): а) географический детерми­низм. Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхно­сти являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер истори­ческого развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные ци­вилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с от­крытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необуздан­ное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н. Гумилев различает со­циальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарность;

3) социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле­нин и историки советского периода — человеческое общество в процессе

своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Фор­мации различаются между собой способом материального производства, осо­бенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается спе­цифика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);

4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культу­ры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер ис­торического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) N. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;

5) мир — системный анализ Иммануила Валлерстайна — попытка интегри­ровать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.

Для выявления объективной картины исторического процесса истори­ческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователя­ми материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы полу­чения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономер­ности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они су­ществуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех яв­лений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассмат­риваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаи­мосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.

Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содер­жании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в со­вокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обес­печении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.

Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономи-

ческой области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречи­ях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотно­сить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учи­тывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оцен­ке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечелове­ческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимодополнять.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществле­ния того или иного события, явления, процесса на основе анализа объектив­ных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользован­ные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

— общенаучные;

— собственно исторические;

— специальные (заимствованные у других наук).

Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фак­тов новых знаний.

К общенаучным методам исследования относятся исторический, логи­ческий методы и метод классификации. Исторический метод позволяет вос­произвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обоб­щает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих мето­да дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои позна­вательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выде­лить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, системати­зирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению но­вых законов.

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы:

1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования про­цессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхро­нистический, метод периодизации;

2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей истори­ческого процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод ис­торического моделирования), структурно-системный.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод

 

 

предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хроноло­гического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной сто­роны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных мес­тах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить из­менения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенден­ции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восста­новить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать зако­номерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, поли­тические, культурологические системы общественного устройства в опреде­ленных хронологических рамках.

Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.

В основе изучения курса «История России» лежат следующие методологи­ческие положения.

Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающе­го сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненны­ми устоями.

В изучении курса, на наш взгляд, необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. При этом особое внимание сле­дует уделить наиболее значимым для истории России вопросам: становлению и развитию этносов, судьбам цивилизаций на территории России, нацио­нальным обычаям и традициям, духовным ценностям и т. д.

Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное разви­тие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими фак­торами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию За­пада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособле­ния России от общего исторического развития; история России рассматрива­ется в рамках становления мировой цивилизации.

По мнению современных исследователей, путь российской истории (как бы его ни называли: модернизацией, цивилизационным циклом, евразий­ским путем и др.) представляет не «отставание» и не «задержку» развития, а просто другое, самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу обще­го и специфического, внутреннего и внешнего, собственного и зарубежного опыта. И в этом плане, последовательно изучая историю России, в истори­ческих исследованиях допустимо использовать разнообразные категории и понятия, преимущественно социологические (модернизация, стадийность, формация), культурологические (тоталитаризм), экономические (индустриа­лизм и постиндустриализм).

Изучение курса истории России предполагает усвоение знаний историо­графического характера. Классики отечественной историографии — Н. М. Ка­рамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский — внесли значительный вклад в русскую историческую науку. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

Основная трудность при изучении истории России — это разнообразие учебной исторической литературы, авторы которой придерживаются различ­ных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы отечественной истории.

Современные исследования российских авторов представлены учебника­ми, учебными пособиями, справочными изданиями:

1) учебники, учебные пособия: «Обзор русской истории» С. Г. Пушкарева (Ставрополь, 1993), первое издание которого вышло в 1953 г. в США; «Рус­ская история» Г. В. Вернадского (М., 1997) — сына В. И. Вернадского, учени­ка В. О. Ключевского, Р. Ю. Виппера, А. А. Кизеветтера, эмигрировавшего на Запад и признанного там крупнейшим специалистом по русской истории; «Русская история» М. И. Покровского (М., 2002) — один из самых монумен­тальных трудов в мировой истории и, вне всякого сомнения, самый капиталь­ный из классических трудов по истории России;