ЗАМЕТКИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ
Задачи для решения на практическом занятии.
Задачи для домашнего решения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассчитать коэффициент парной линейной корреляционной зависимости, сделать вывод по знаку коэффициента корреляции и о степени связи между следующими величинами
а)
Амплитуда вызванных потенциалов мозга (мкВ) | 2,3 | 4,0 | 7,4 | 4,5 | 6,7 | 10,0 | 9,2 | 10,8 | 8,3 | 15,2 |
Латентный период (мс) | 15,7 | 20,6 | 25,6 | 34,6 | 48,5 | 66,6 | 96,1 | 127,2 | 73,5 | 178,4 |
б)
Вес щитовидной железы (г) | ||||||||||
Площадь стеннографического изображения (см2) |
Рассчитать коэффициент парной корреляционной зависимости, сделать вывод по знаку коэффициента корреляции, о степени связи между величинами, построить корреляционное поле и провести линию регрессии для следующих рядов значений:
а)
Объем циркулирующей крови (л) | 4,83 | 5,09 | 3,81 | 5,34 | 4,06 | 5,37 | 4,32 | 5,59 | 4,57 | 5,80 |
Рост (см) |
б) (атеросклороз)
Площадь поражения артерий таза (%) | 22,3 | 3,1 | 48,3 | 17,0 | 7,5 | 40,2 | 23,1 | 16,0 | 2,8 | 6,3 |
Возраст (в годах) |
Цель большинства исследований состоит в сборе данных, которые впоследствии помогают получить информацию в какой-либо области знания. Данные основываются на измерениях одной или нескольких переменных. Термин «переменная» означает количественный показатель, способный изменяться. Например, мы можем собрать основную клиническую и эпидемиологическую информацию о больных со специфической болезнью. Переменные, вызывающие интерес, могут включать пол, возраст и рост больного, различные физиологические или биохимические параметры и т.д.. Обычно мы получаем данные из выборки индивидуумов, которые представляют популяцию. Наша цель состоит в том, чтобы сгруппировать эти данные и извлечь из них нужную информацию. Именно статистические методы исследования, являясь мощным инструментом обработки больших массивов информации, позволяют извлечь необходимую информацию с целью обнаружения закономерностей, лежащих в основе изучаемых явлений и проверки обоснованности выдвигаемых предложений. Медицинские исследования требуют объективного анализа полученных данных, так как неправильные выводы из полученных результатов могут нанести ущерб здоровью человека. Современные вычислительные средства, в частности, такие мощные вычислительные пакеты прикладных программ как SPSS и Statistica, позволяют превратить трудоемкие расчеты в увлекательное занятие и сводят требования к математической подготовки пользователя практически к нулю. Однако эти же обстоятельства резко увеличивают требования к способности пользователя интерпретировать полученные результаты, что в свою очередь, требует ясного понимания используемых для интерпретации результатов вычислений. Отсутствие, во многих случаях такого понимания, зачастую приводит к написанию текстов, напоминающих камлания шаманов, а не научную работу. Поэтому, приведенные ниже два раздела преследуют цель дать аспирантам и соискателям понимание основных понятий, используемых при решении двух, наиболее часто встречаемых задач при статистической обработке диссертационных материалов: сравнения средних и изучения связи между переменными. Безусловно, эти заметки не нацелены на то, чтобы дать пользователям инструмент для вычислений. Реальные вычисления необходимо производить с помощью указанных выше пакетов прикладных программ или других программ. Однако проведение расчетов на примере простейших задач позволяет снять налет мистики с получаемых в расчетах параметров и, тем самым, обеспечить понимание, а значит и возможность правильной интерпретации. Кроме того, уверенность в понимании решения предлагаемых в данных заметках двух задач безусловно снимет барьер «страха» перед математическими методами статистических расчетов в других задачах.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ.