Особенности учебных задач
Содержание и структура учебной деятельности
Содержаниеучебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач. В других видах деятельности усвоение выступает как побочный продукт. В учебной деятельности усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности.
Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2) учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец:
3) действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
4) действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.
Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого.
Учебные ситуации (задачи) характеризуются следующими особенностями:
1) школьники усваивают общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач;
2) воспроизведение образцов этих способов выступает как основная цель учебной работы.
Конкретно-практические задачи имеют непосредственное жизненное содержание, и их решение приводит к столь же жизненно значимым результатам. К таким задачам можно отнести письмо под диктовку (требуется орфографическая правильность письма), поиск ответов в математической текстовой задаче (необходимы расчеты, соответствующие какой-либо ситуации, выполнение поделки из бумаги и т.д.).
Подобные многообразные задачи можно научиться решать путем длительного опыта работы над каждой отдельной задачей из той или иной области (грамматической, математической, практической). При этом будут постепенно накапливаться сведения о приемах ориентировки в условиях таких задач. Однако внутри учебных ситуаций умение решать конкретно-практические задачи усваивается иначе. Прежде всего, преподаватель ставит младшего школьника перед лицом таких обстоятельств, когда необходимо искать общий способ решения всех конкретно-практических задач данного класса. Затем под руководством учителя дети находят и формируют этот способ. Воспроизведение его отдельных операций и усвоение системы условий по применению этого способа – следующий этап работы школьников. Впоследствии, встречаясь с соответствующими конкретно-практическими задачами, дети сразу применяют усвоенный общий способ их решения, обнаруживая умение, предварительно сформированное в условиях учебной ситуации.
Например, письму под диктовку предшествует работа, в ходе которой дети изучают состав слов и закономерности сочетания в них букв, формулируют общие требования к правописанию. Решению текстовых задач по математике предшествует изучение общих свойств и зависимостей величин, приемов их выявления в тексте и способов их изображения с помощью математических действий.
Во всех этих случаях дети работают в системе учебных ситуаций, внутри которых они получают, с одной стороны, мотив усвоения данного материала (зачем нужно изучать состав слов или зависимости величин), с другой – образец общих способов решения конкретных задач данного класса. Воспроизведение образцов этих специально выделенных общих способов характеризует учебную работу в отличие от других видов усвоения. Такая работа предшествует решению конкретно-практических задач и практическому применению понятий. Если же дети овладевают этими способами в самом процессе решения задач, то подобное усвоение не приобретает формы собственно учебной деятельности и протекает по другим закономерностям.
Таким образом, потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, мотивы учебных действий – к овладению способами их построения, направленными на решение учебных задач (задача – это единство цели действия с условиями ее достижения). Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым школьники осуществляют некоторый микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний.