Состав бизнес-планов различного назначения
Расчет экономического обоснования целесообразности создания коммерческой фирмы является существенной, но далеко не единственной задачей бизнес-плана. Бизнес-план является удобным методом планирования, сопоставления доходов и расходов.
С точки зрения организации и деятельности коммерческих структур можно условно выделить несколько видов бизнес-планов.
Бизнес-план, разрабатываемый учредителями компании. Необходим для проверки экономической обоснованности создания коммерческой фирмы и ее регистрации. Обычно такой бизнес-план состоит из следующих разделов:
• изложение цели создания коммерческой фирмы;
• обоснование выбранного вида деятельности (оптовый посредник, внешнеторговый посредник, консультационная фирма, риэлтерская фирма и т.д.);
• определение организационно-правовой формы фирмы;
• расчет экономического обоснования создания фирмы;
• поэтапный план развития коммерческой деятельности.
Бизнес-план, разрабатываемый учредителями для привлечения пайщиков или акционеров. Перечень разделов такого бизнес-плана значительно шире, и его положения должны быть более серьезно обоснованы. Основными разделами такого плана могут быть следующие.
1. Изложение цели создания коммерческой фирмы определенного профиля.
2. Результаты маркетингового исследования рынка с доказательными выводами по следующим проблемам:
• определение географического региона коммерческой деятельности фирмы;
• выделение наиболее перспективных сегментов рынка для выбранных товаров и услуг;
• оценка емкости сегментов рынка выбранных товаров и услуг, а также доли, которую может занять фирма на этом рынке;
• наличие поставщиков, выразивших готовность работы с фирмой на приемлемых условиях;
• степень насыщенности и уровень монополизации рынка коммерческими структурами аналогичного профиля;
• перспективность выхода с номенклатурой фирмы на внешние рынки стран ближнего и дальнего зарубежья;
• оценка предельных объемов реализации товаров и услуг в ближайшие годы и на перспективу;
• ожидаемая динамика рыночных цен на товары, входящие в номенклатуру фирмы.
3. Результаты предварительной проработки учредителями фирмы других коммерческих и организационных вопросов, среди которых могут быть следующие:
• предлагаемое месторасположение основного офиса и филиалов фирмы;
• обоснование требуемых площадей для административных и технических служб, а также объемов складских помещений;
• наличие в собственности учредителей земельных участков и зданий, которые могут быть внесены в уставный капитал фирмы, либо возможность приобретения или аренды необходимых зданий;
• состояние инфраструктуры в местах предполагаемого размещения административных, производственных и складских служб (электроснабжение, водоснабжение, связь, состояние дорог, отдаленность от железнодорожных станций, аэропортов, пристаней и т.д.);
• наличие у имеющихся зданий автостоянок для персонала и клиентуры фирмы;
• наличие в выбранном регионе квалифицированных кадров коммерческих работников и центров их обучения;
• оценка по годам объемов финансовых вложений в приобретение или долгосрочную аренду либо в капитальное строительство административных, производственных и складских помещений;
• обоснование размеров уставного капитала фирмы с указанием доли учредителей и акционеров;
• предлагаемые учредителями дополнительные выпуски акций в открытую или закрытую продажу с указанием сумм и сроков реализации;
• действующее в стране валютное регулирование для иностранных инвесторов;
• действующее в стране право, гарантирующее возможность владения иностранными инвесторами землей, зданиями и сооружениями;
• действующее в стране право на работу иностранных граждан с указанием диапазона занимаемых должностей;
• состояние предварительной договоренности о получении долгосрочных и краткосрочных кредитов в российских банках, размеры годовых процентов, требуемые гарантии;
• единичные расценки на электроэнергию, теплоснабжение, связь, автомобильные, железнодорожные и авиационные тарифы с оценкой динамики их изменения на перспективу;
• предлагаемая структура управления коммерческой фирмой и ее внешними службами;
• предлагаемые системы закупки и сбыта товаров с приложением географической карты региона, на которой указаны основные товаропотоки, промежуточные склады, фирмы, занимающиеся розничной продажей товаров, и пункты технического обслуживания;
• оценка сроков окупаемости капиталовложений и ожидаемые дивиденды в первые 5 лет и в последующий период.
В обоснование части из перечисленной информации учредители прилагают расчет экономического обоснования создания фирмы, выполненный в соответствии с изложенными в п.1.1 принципами с соответствующими комментариями.
В заключении бизнес-плана делается резюме, подчеркивающее наиболее выгодные для инвесторов стороны проекта создания коммерческой фирмы. Бизнес-план должен создавать, как теперь говорят, «прозрачные» условия для принятия инвесторами решений об инвестировании средств в конкретное коммерческое предприятие.
Учредители направляют перспективным инвесторам коммерческие предложения стать соучредителями создаваемой фирмы с выражением готовности ответить на дополнительные вопросы и с указанием срока действия предложения. К предложению прилагается бизнес-план.
Ни один из приведенных выше бизнес-планов не является ни типовым образцом бизнес-плана, ни конкретным руководством по его составлению, тем более что на практике не бывает двух одинаковых бизнес-планов. В учебнике показываются только принципы подхода к разработкам таких документов.
При создании конкретной фирмы учредители должны насыщать бизнес-план только теми сведениями, которые ведут их к поставленной цели. Естественно, что состав информации и подробность расчета экономического обоснования зависят от многих факторов. Например, если будет создаваться бизнес-план для привлечения инвесторов к развитию действующей коммерческой фирмы, то в нем должны превалировать не только прогнозные оценки рынка, но и конкретные результаты работы и подробные характеристики самой фирмы с указанием оборота, прибыльности, текущего финансового положения и ближайших перспектив.
Если действующая коммерческая фирма выступит с предложением заключить соглашение о сбытовой кооперации, то состав содержащейся в ней информации будет иным и после предварительного согласия партнера на такую кооперацию, скорее всего, обе стороны вместе разработают бизнес-план, включающий совместный расчет экономической целесообразности такой кооперации*.
* Формы сбытовой кооперации рассмотрены в разд. V учебника.