Состав бизнес-планов различного назначения

 

Расчет экономического обоснования целесообразности создания коммерческой фирмы является существенной, но далеко не единственной задачей бизнес-плана. Бизнес-план является удобным методом планирования, сопоставления доходов и расходов.

С точки зрения организации и деятельности коммерческих структур можно условно выделить несколько видов бизнес-планов.

Бизнес-план, разрабатываемый учредителями компании. Необходим для проверки экономической обоснованности создания коммерческой фирмы и ее регистрации. Обычно такой бизнес-план состоит из следующих разделов:

• изложение цели создания коммерческой фирмы;

• обоснование выбранного вида деятельности (оптовый посредник, внешнеторговый посредник, консультационная фирма, риэлтерская фирма и т.д.);

• определение организационно-правовой формы фирмы;

• расчет экономического обоснования создания фирмы;

• поэтапный план развития коммерческой деятельности.

Бизнес-план, разрабатываемый учредителями для привлечения пайщиков или акционеров. Перечень разделов такого бизнес-плана значительно шире, и его положения должны быть более серьезно обоснованы. Основными разделами такого плана могут быть следующие.

1. Изложение цели создания коммерческой фирмы определенного профиля.

2. Результаты маркетингового исследования рынка с доказательными выводами по следующим проблемам:

• определение географического региона коммерческой деятельности фирмы;

• выделение наиболее перспективных сегментов рынка для выбранных товаров и услуг;

• оценка емкости сегментов рынка выбранных товаров и услуг, а также доли, которую может занять фирма на этом рынке;

• наличие поставщиков, выразивших готовность работы с фирмой на приемлемых условиях;

• степень насыщенности и уровень монополизации рынка коммерческими структурами аналогичного профиля;

• перспективность выхода с номенклатурой фирмы на внешние рынки стран ближнего и дальнего зарубежья;

• оценка предельных объемов реализации товаров и услуг в ближайшие годы и на перспективу;

• ожидаемая динамика рыночных цен на товары, входящие в номенклатуру фирмы.

3. Результаты предварительной проработки учредителями фирмы других коммерческих и организационных вопросов, среди которых могут быть следующие:

• предлагаемое месторасположение основного офиса и филиалов фирмы;

• обоснование требуемых площадей для административных и технических служб, а также объемов складских помещений;

• наличие в собственности учредителей земельных участков и зданий, которые могут быть внесены в уставный капитал фирмы, либо возможность приобретения или аренды необходимых зданий;

• состояние инфраструктуры в местах предполагаемого размещения административных, производственных и складских служб (электроснабжение, водоснабжение, связь, состояние дорог, отдаленность от железнодорожных станций, аэропортов, пристаней и т.д.);

• наличие у имеющихся зданий автостоянок для персонала и клиентуры фирмы;

• наличие в выбранном регионе квалифицированных кадров коммерческих работников и центров их обучения;

• оценка по годам объемов финансовых вложений в приобретение или долгосрочную аренду либо в капитальное строительство административных, производственных и складских помещений;

• обоснование размеров уставного капитала фирмы с указанием доли учредителей и акционеров;

• предлагаемые учредителями дополнительные выпуски акций в открытую или закрытую продажу с указанием сумм и сроков реализации;

• действующее в стране валютное регулирование для иностранных инвесторов;

• действующее в стране право, гарантирующее возможность владения иностранными инвесторами землей, зданиями и сооружениями;

• действующее в стране право на работу иностранных граждан с указанием диапазона занимаемых должностей;

• состояние предварительной договоренности о получении долгосрочных и краткосрочных кредитов в российских банках, размеры годовых процентов, требуемые гарантии;

• единичные расценки на электроэнергию, теплоснабжение, связь, автомобильные, железнодорожные и авиационные тарифы с оценкой динамики их изменения на перспективу;

• предлагаемая структура управления коммерческой фирмой и ее внешними службами;

• предлагаемые системы закупки и сбыта товаров с приложением географической карты региона, на которой указаны основные товаропотоки, промежуточные склады, фирмы, занимающиеся розничной продажей товаров, и пункты технического обслуживания;

• оценка сроков окупаемости капиталовложений и ожидаемые дивиденды в первые 5 лет и в последующий период.

В обоснование части из перечисленной информации учредители прилагают расчет экономического обоснования создания фирмы, выполненный в соответствии с изложенными в п.1.1 принципами с соответствующими комментариями.

В заключении бизнес-плана делается резюме, подчеркивающее наиболее выгодные для инвесторов стороны проекта создания коммерческой фирмы. Бизнес-план должен создавать, как теперь говорят, «прозрачные» условия для принятия инвесторами решений об инвестировании средств в конкретное коммерческое предприятие.

Учредители направляют перспективным инвесторам коммерческие предложения стать соучредителями создаваемой фирмы с выражением готовности ответить на дополнительные вопросы и с указанием срока действия предложения. К предложению прилагается бизнес-план.

Ни один из приведенных выше бизнес-планов не является ни типовым образцом бизнес-плана, ни конкретным руководством по его составлению, тем более что на практике не бывает двух одинаковых бизнес-планов. В учебнике показываются только принципы подхода к разработкам таких документов.

При создании конкретной фирмы учредители должны насыщать бизнес-план только теми сведениями, которые ведут их к поставленной цели. Естественно, что состав информации и подробность расчета экономического обоснования зависят от многих факторов. Например, если будет создаваться бизнес-план для привлечения инвесторов к развитию действующей коммерческой фирмы, то в нем должны превалировать не только прогнозные оценки рынка, но и конкретные результаты работы и подробные характеристики самой фирмы с указанием оборота, прибыльности, текущего финансового положения и ближайших перспектив.

Если действующая коммерческая фирма выступит с предложением заключить соглашение о сбытовой кооперации, то состав содержащейся в ней информации будет иным и после предварительного согласия партнера на такую кооперацию, скорее всего, обе стороны вместе разработают бизнес-план, включающий совместный расчет экономической целесообразности такой кооперации*.

* Формы сбытовой кооперации рассмотрены в разд. V учебника.