Буржуазное государство и право в XX в. 3 страница

Отдел III. Глава империи Статья 1 68. Сан главы имприи дается одному из царствующих германскихмонархов. 69. Этот сан наследственен в доме монарха, которому он былпередан. Он переходит по наследству по мужской линии поправу первородства. 70. Глава империи носит титул: император германцев. 71. Резиденция императора там, где находится имперс- кое правительство. По крайней мере император должен там житьво время сессии рейхстага. Когда император не находитсяна месте пребывания имперского правительства, то одиниз имперских министров должен находиться непосредствен-но около него. Определение местопребывания имперскогоправительства предоставлено имперскому закону. 72. Император получает цивильный лист, который уста-навливает рейхстаг. Статья 2 73. Личность императора неприкосновенна. Император осуществляет переданную ему власть при посредстве назначенных им ответственных министров.74. Все правительственные действия императора требуют,для признания их действительными, контрассигнования, поменьшей мере одним из имперских министров, который, та-ким образом, принимает на себя ответственность за них. Статья 3 75. Император осуществляет международно-правовое представительство Германской империи и отдельных германских государств. Он назначает имперских посланников и консулов и ведет дипломатические сношения. 76. Император объявляет войну и заключает мир. 77. Император заключает союзы и договоры с иностранными державами, притом при содействии рейхстага, насколькооно оговорено в конституции. 78. Все договоры не чисто частно-правового содержа-ния, которые заключаются немецкими правительствами меж-ду собою или с иностранными правительствами, должныбыть доведены до сведения императора и, поскольку онизатрагивают интересы общегосударственные, должны бытьутверждены императором. 79. Император созывает и закрывает рейхстаг. Он име-ет право распустить народную палату. 80. Император имеет право предлагать законопроекты;он осуществляет законодательную власть сообща с рейх-стагом в рамках конституционных ограничений. Он опубли-ковывает имперские законы и издает необходимые для ихпроведения распоряжения. 81. В уголовных делах, которые входят в компетенциюимперского суда, император имеет право помиловать илисмягчить наказание. Воспрещение начала или продолженияследственного производства император может издать лишьс согласия рейхстага. По отношению к имперскому минист-ру, осужденному за свои служебные деяния, императоримеет право только тогда помиловать или смягчить нака-зание, когда предложит это та палата, от которой исхо-дило это обвинение. По отношению к министрам отдельныхгосударств эти права ему не предоставлены. 82. На императора возлагается охранение имперского мира.83. В распоряжение императора предоставлена вооруженная сила.84. Вообще император пользуется правительственной властью во всех делах империи, соответственно законам и консти-туции. Ему, как носителю этой власти, представлены враспоряжение все те права и полномочия, которые предос-тавлены в конституции имперской власти и не относятся крейхстагу. Отдел IV. Рейхстаг Статья 1 85. Рейхстаг состоит из двух палат:палаты государств и палаты народа. Статья 2 88. Члены палаты государств назначаются наполовину правительством, наполовину народным представительством соответствующих государств. 91. Членом государственной палаты может быть толькотот, кто: 1) является гражданином посылающего его госу-дарства; 2) старше тридцати лет от роду; 3) пользуетсявсеми гражданскими и политическими правами. 92. Члены палаты государств избираются на 6 лет; оникаждые три года наполовину пополняются новыми. Какимобразом, по истечении первых трех лет, должен совер-шиться выход в отставку одной половины членов, опреде-ляется имперским законом. Вышедшие в отставку могутбыть опять избираемы.Если по истечении этих трех лет и до окончания новыхвыборов в палату государств рейхстаг будет созван начрезвычайную сессию, то вступают прежние члены, покановые выборы не пройдут. Статья 3 93. Палата народа состоит из депутатов германского народа. Статья 5 99. Каждой палате предоставляется право вносить законопроекты, жалобы, производить расследование фактов, а также возбуждать обвинения против министров. 100. Постановление рейхстага считается действитель-ным только при согласии обеих палат. 101. Постановление рейхстага, на которое не последо-вало согласия имперского правительства, не может бытьповторено еще раз в эту же самую сессию. Если же одно ито же постановление было принято без изменения, в трех, непосредственноследующих одна за другой сессиях, то оно, хотя бы нанего и не последовало согласия имперского правительст-ва, после закрытия третьей сессии становится законом.Обыкновенная сессия, которая по меньшей мере продолжа-лась меньше 4 недель, не входит в этот счет. 102. Постановления рейхстага требуются в следующихслучаях: 1) Когда дело касается издания, отмены, измененияили объяснения имперского закона. 2) Когда разрабатывается общегосударственный бюджет,когда заключается заем, если империя производит расход,не предусмотренный росписью, или взимает дополнительныевзносы и налоги. Конституции и законодательные акты буржуазных госу-дарств XVII-XIX вв. М., 1957. Конституционная хартия Пруссии 31 января 1850 г. Титул I. О государственной территории 1. Все области монархии, в их нынешнем размере, образуютпрусскую государственную территорию. 2. Границы этой государственной территории могут быть изменены лишь законом. Титул II. О правах пруссаков 3.Конституция и закон определяют, при каких условиях приобретаются, осуществляются и утрачиваются качество пруссаков и гражданско-политические права. 4. Все пруссаки равны перед законом. Сословные преи-мущества уничтожаются. Общественные должности доступнывсем способным занять их, под условиями, указанными взаконе. 5. Личная свобода гарантируется. Закон определяетусловия и формы, при которых доступны ограничения ее, вособенности личное задержание. 6. Жилище неприкосновенно. Вторжение в него, домаш-ние обыски, арест писем и бумаг могут производитьсялишь в случаях и формах, указанных законом. 7. Никто не может быть изъят от подсудности своимзаконным судьям. Нельзя учреждать исключительных судовили чрезвычайных комиссий. 8. Наказания могут предписываться и налагаться лишьсогласно с законом. 9. Собственность неприкосновенна. Полная или частич-ная экспроприация может применяться только в интересахобщественного блага под условием предварительной упла-ты, в экстренных же случаях по крайней мере предвари-тельного исчисления вознаграждения. 10. Гражданская смерть и наказание конфискацией не мо-гут применяться. 12. Свобода религии, образования религиозных обществ(ст. ст. 30 и 31) и домашнего или публичного отправле-ния религиозных церемоний неприкосновенна. 20. Наука и преподавание ее свободны. 23. Все публичные и частные учебные и воспитательные заве-дения находятся под надзором чиновников, назначенныхгосударством. Учителя публичных заведений имеют права иобязанности государственных чиновников... 26. Специальный закон урегулирует все народное образование. 27. Каждый пруссак имеет право свободно выражать свои мне-ния словом, печатью и изображениями. Цензура не можетбыть введена; всякого рода другое ограничение свободыпрессы возможно только законодательным порядком... 29. Все пруссаки имеют право, без предварительногоразрешения властей, мирно и без оружия собираться взакрытых помещениях. Это постановление не относится ксобраниям под открытым небом, которые требуют предвари-тельного разрешения власти на основании закона. 30. Все пруссаки имеют право образовывать обществадля таких целей, которые не подлежат действию уголовныхзаконов. Закон регулирует, с точки зрения общественнойбезопасности, пользование правом, гарантированным этойстатьей и ст. 29. Политические союзы могут быть под-вергнуты ограничениям и временным запрещениям в законо-дательном порядке. 31. Условия, при которых даются или отказываютсякорпоративные права, будут определены законом. 32. Все пруссаки пользуются правом петиций. Коллек-тивные петиции разрешаются лишь чиновникам и корпораци-ям. 33. Тайна переписки неприкосновенна. Ограничения не-обходимы при уголовных следствиях и в случае войны ус-танавливаются законом.34. Все пруссаки подлежат воинской повинности. Объеми способ отправления этой обязанности определяются за-коном... 36. Вооруженные силы могут быть употреблены для по-давления внутренних беспорядков или для исполнения за-кона лишь в законно установленном порядке и формах илишь по требованию гражданских властей. В этом послед-нем отношении закон определяет исключения. Титул III. О короле 43.Личность короля неприкосновенна. 44. Министры короля ответственны. Все правительственныеакты короля для их действительности должны быть конт-рассигнованы министром, который и принимает за них от-ветственность. 45. Исполнительная власть принадлежит одному королю.Он назначает и отзывает министров. Он предписывает об-народование законов и издает распоряжения, необходимыедля их исполнения. 46. Королю принадлежит высшее командование армией. 47. Король назначает лиц на должности в армии и в других отраслях государственной службы, за исключением случаевпредусмотренных законом. 48. Король имеет право объявлять войну, заключатьмир и подписывать договоры с иностранными правительст-вами. Торговые договоры и те трактаты, которыми возла-гаются повинности для государства или частных лиц,должны, чтобы получить силу, быть одобрены палатами. 51. Король созывает палаты и закрывает их сессии. Онможет распустить их обе одновременно или только одну.Но в таком случае он должен созвать избирателей в60-дневный срок, следующий за роспуском, и палаты в90-дневный срок. Титул IV. О министрах 60. Министры, равно как и назначенные для замещения ихгосударственные чиновники, имеют доступ в обе палаты идолжны быть по их требованию выслушиваемы во всякоевремя. Палаты могут требовать личного присутствия ми-нистров. Министры имеют право голоса лишь в том случае,если они состоят членами палат. Титул V. О палатах62. Законодательная власть осуществляется совместно коро-лем и обеими палатами. Согласие короля и обеих палатнеобходимо для каждого закона. Проект финансовых зако-нов и государственные бюджеты вначале вносятся на расс-мотрение второй палаты. Бюджеты принимаются или отвер-гаются первой палатой целиком. 63. Только в случаях, когда того требуют сохранениеобщественной безопасности или устранение необычногобедствия и палаты не заседают, могут быть изданы и по-лучить законную силу распоряжения, не противоречащиеКонституции, под ответственностью всего государственно-го министерства. Однако эти распоряжения Должны бытьпредставлены на одобрение палат в их ближайшую же сес-сию. 64. Право законодательной инициативы принадлежит королюи каждой из двух палат. Законопроекты, отвергнутые од-ной из палат или королем, не могут быть вновь внесены втечение той же сессии. 70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет икоторый имеет избирательное право в той общине, в кото-рой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ населения выбирается один выборщик.Избиратели первой степени разделяются на три разряда -по размеру уплачиваемых ими прямых государственных на-логов - таким образом, что каждый разряд в целом платиттретью часть общей суммы налогов... Первый разряд обра-зуется избирателями, платящими наибольшее количествоналогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммыналогов. Второй разряд образуется избирателями, менееобложенными налогами и уплачивающими вместе вторуютреть общей суммы налогов. Третий разряд образуетсяплатящими третью часть. Каждый разряд выбирает отдельнотретью часть выборщиков... 72. Депутаты выбираются выборщиками. Титул VI. О судебной власти86. Судебная власть осуществляется независимыми,не подчиня- ющимися другой власти, кроме закона, судами. Решения объявляются и исполняются от имени короля. 87. Судьи пожизненно назначаются королем или от егоимени. Судьи могут быть смещены или временно удалены отдолжности лишь на основании судебного решения и по при-чинам, установленным законом. Временное удаление отдолжности, не вытекающее из текста закона, перемещениеили увольнение в отставку могут быть применены лишь попричинам и в формах, указанных в законе и на основаниисудебного решения. Эти постановления не применяются кперемещениям, вытекающим из видоизменения организациисудов и их округов.94. В уголовных делах вердикт о виновности обвиняе-мого может быть произнесен лишь судом присяжных, заисключениями, которые в законодательном порядке поста-новят обе палаты. Титул VIII. О финансах99. Все доходы и расходы государства должны исчисляться вперед и вноситься в государственный бюджет. Последний утверждается ежегодно законом.101. В области налогов не может быть установлено ника- ких привилегий. Титул X. Общие положения 107. Конституцияможет быть изменена обыкновенным законо- дательным путем.В этом отношении, для каждой палаты достаточно абсолютного большинства на двух голосованиях. 108. Члены обеих палат и все государственные чинов-ники приносят присягу в верности и повиновения королю иклянутся честно соблюдать Конституцию. Армия не присягает в соблюдении Конституции.* 111.Вслучае войны или восстания, если общественному порядкуугрожает неминуемая опасность, применение ст. ст. 5-7,27- 30 и 36 настоящей Конституции может быть временноприостановлено в местностях, где это покажется необхо-димым. Закон регулирует подробности. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. * Она приносит присягу только королю. Конституция Германской империи 16 апреля 1871 г. II Имперское законодательство 2. На протяжении... союзной территории империя пользуетсяправом законодательствовать, применяясь к содержаниюэтой конституции. Имперские законы имеют преиму-щество перед законами областными. 4. Надзору со стороны империи и ее законодательствуподлежат следующие предметы. 1) Определения, касающиеся свободы переселения, от-ношений к месту рождения и к месту жительства, правагражданства, паспортов, полиции, иностранцев, атакже касающиеся ремесла и страхования,сверхтого определения о колонизации и о переселении в иност-ранные, негерманские земли. 2) Законодательство таможенное и торговое и установ-ление налогов, необходимых для нужд империи. 3) Определение системы мер, весов и монет, а такжеосновные положения о выпуске бумажных денег, гаранти-рованных движимыми или недвижимыми ценностями. 4) Общие определения о банках. 5) Патенты на изобре- тения. 6) Охрана авторской собственности. 7) Органи- зация общей защиты германской торговли за грани- цей, германского мореплавания и распределение об- щего консульского представительства, установлен- ного на счет империи. 8) Железные дороги и пути сообщения: водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота. 10) Почта и телеграф. *Имеются в виду законы отдельных германских государств, вошедших в 1871 году в состав Германской империи. 13) Общее законодательство в гражданском праве, уголов-ное право и судопроизводство. 14) Армия и военный флот в империи. 16) Определения о прессе и о праве общения (союзов). 5. Имперское законодательство выполняется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том и другом соб-рании необходимо для имперского закона и устанавливаетего. Если в союзном совете произойдет разделение мне-ний, касательно законодательных проектов, относящихся кармии, флоту,... голос президента является решающим,если он высказывается за сохранение существующего уст-ройства. III Союзный совет 6. Союзный совет состоит из представителей государств, вхо-дящих в состав союза, между которыми голоса распределя-ются таким образом. 7. Союзный совет постановляет решения: 1) О предло- жениях, вносимых в рейхстаг и о принятых по- следним решением; 2) Об административных предписаниях и инструкциях, необ- ходимых для проведения имперских законов, поскольку онине определены прямо каким-либо имперским законом; 3) О недостатках, которые выступают при исполненииимперских законов. IV Президентство 11. Президентство в союзе принадлежит королю прусс-кому, который носит титул германского императора. Импе-ратор является представителем империи в международныхотношениях; от имени империи объявляет войну и заключа-ет мир, входит в союзы и в Другие договоры с иностран-ными государствами, аккредитует их, принимает послов. Для объявления войны от имени империи требуется сог-ласие союзного совета, кроме случая нападения на союз-ную территорию или ее границы. 12. Император созывает, открывает, отсрочивает изакрывает союзный совет и рейхстаг. * Пруссия включает голоса Ганновера, Кургессена,Гольштинии, Насау и Франкфурта, получая, таким образом,17 голосов из 58. 15. Председательство в союзном совете и руководство егоделами принадлежит имперскому канцлеру, который назна-чается императором. 17. Императору принадлежит выработка и публикацияимперских законов и надзор за исполнением последних. Постановления и распоряжения императора издаются отимени империи и нуждаются для законной силы в подписиимперского канцлера, который этим принимает на себя от-ветственность. 18. Император назначает должностных лиц империи,заставляет их присягать империи и дает в случае надоб-ности распоряжение об их увольнении. 19. Если государства, являющиеся членами союза, невыполняют согласных с конституцией союзных обязаннос-тей, они могут быть принуждаемы к тому посредством эк-зекуции. Эта экзекуция определяется союзным советом иприводится в исполнение императором. V Рейхстаг 20. Рейхстаг образуется посредством все- общих и прямых выборов с тайной подачей голосов. 22. Прения в рейхстаге происходят публично.Согласное с истиной изложение прений,происходящих в публичных заседаниях, рейхстага, остается свободным от всякой ответственности. 23. Рейхстаг имеет право предлагать законы в преде-лах имперской компетенции и направленные к нему пе-тиции передавать* союзному совету и имперскому канцле-ру. 24. Законодательный период рейхстага продолжается 3года Для роспуска рейхстага в течение этого периоданеобходимо реше ние союзного совета при согласии импе-ратора. 26. Без согласия рейхстага отсрочка его заседаний недоля превышать 30-дневного срока и не может быть повто-рена в ту самую сессию. 28. Рейхстаг решает абсолютным большинством голосов. законной силы его решения необходимо присутствие большинства законного числа членов. 29. Члены рейхстага суть представители всего народа и не cвязаны никакими поручениями и инструкциями. 32. Члены рейхстага не получают, как таковые,никакоголования или вознаграждения. XI. Военное дело империи 57. Каждый немец подлежит воинской повинности и не может заменить себя кем-либо другим для отправления этой обязанности. 59. Каждый немец, способный носить оружие, принадле-жит в течение 7 лет, по общему правилу, от 20 до 28 летот роду к составу армии. Первые три года он находитсяпод знаменем, а четыре остальных в резерве. 61. После обнародования этой конституции во всей им-перии немедленно должно быть введено общее прусское во-енное законодательство. 63. Общая военная сила страны составляет единую ар-мию, которая в военное и в мирное время подчинена импе-ратору. 64. Все германские войска обязаны безусловно следо-вать приказаниям императора. Эта обязанность входит ввоенную присягу. 68. Император может объявить каждую часть союзнойтерритории на военном положении, если что-либо угрожаетобщественной безопасности. XII Финансы империи 70. Для покрытия общих расходов служат прежде всего общие доходы от налогов и пошлин, от железных дорог, почт,телеграфов и др. учреждений. Если расходы не покрывают-ся этими доходами, то канцлер империи для пополнениябюджетной суммы назначает подати с отдельных союзныхгосударств, пропорциональные населению. 72. Имперский канцлер ежегодно представляет союзномусовету и рейхстагу в качестве оправдательного документаотчет об употреблении всех доходов империи. XIII Устав о конфликтах и наказаниях 76. Конфликты между различными государствами союза,которые не имеют частно-правового характера и потому невходят в компетенцию обычных судов, по требованию однойиз сторон представляются на рассмотрение союзному сове-ту. Конституционные конфликты тех государств, конституциикоторых не определяют, какая власть разрешает такиеконфликты по требованию одной из сторон, передаются со-юзному совету для мирного улаживания дела; если же та-ковое не удается, то они разрешаются путем имперскогозаконодательства. 77. Если в каком-либо союзном государстве имеет мес-то случай отказа в правосудии и этот дефект не можетбыть устранен обычным легальным путем, то союзный советобязан принимать жалобы на это и рассматривать их сог-ласно с конституцией и законами того государства, гдеимело место это правонарушение, и затем принимать необ-ходимые законные меры по отношению к тому правительст-ву, которое дало повод к жалобе. XIV Общие определения 78. Изменения конституции...считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете.

 

Раздел I

Клятвенное обещание императора Муцухито1869 г.11. Будет создано широкое собрание, и все государственные делабудут решаться в соответствии с общественным мнением.2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны еди-нодушно посвятить себя преуспеванию нации.3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому наро-ду будет позволено осуществлять свои собственные стрем-ления и развивать свою деятельность.4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; бу-дут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как онипонимаются всеми.5. Знания будут заимствованы во всем мире, и такимпутем основы империи будут упрочены. Конституции и законодательные акты буржуазных госу-дарств XVII-XIX вв. М., 1957. *Клятвенное обещание от имени императорского прави-тельства было провозглашено малолетним императором Му-цухито 6 апреля 1869 г.Конституция Японской империи11 февраля 1889 г. Статья 1.Японская империя управляется непрерывной на веч-ные времена императорской династией.Статья 3. Особа императора священна и неприкосновенна.Статья 4. Император - глава государства,он обладает вер-ховной властью и осуществляет ее в соответствии с пос-тановлениями настоящей конституции.Статья 5. Император осуществляет законодательнуювласть в согласии с имперским парламентом.Статья 6. Император утверждает законы и предписываетиз обнародование и исполнение.Статья 7. Император созывает имперский парламент, откры-вает и закрывает его, отсрочивает его заседания и рас-пускает палату депутатов.Статья 8. Император может в случае настоятельнойнеобходмости поддержать общественную безопасностьили устранить общественное бедствие, в промежуткахмежду сессиями парламент может издавать императорскиеуказы, имеющие силу закона.Эти императорские указы должны быть представлены им-перскому парламенту в ближайшую сессию и, если имперс-кий парламент их не одобрит, должны быть объявлены пра-вительством недействительными на будущее время.Статья 9.Император издает или повелевает издатьуказы, необходимые для исполнения законов, поддержанияобщественного спокойствия и порядка и содействия благо-состоянию подданных. Такие указы ни в коем случае недолжны вносить изменений в действующие законы.Статья 10. Император устанавливает организацию раз-личных отраслей государственного управления, назначаети увольняет всех гражданских и военных должностных лици определяет их оклады, поскольку в настоящей конститу-ции или в других законах не предусмотрено особых изъ-ятий.Статья 11. Император является верховным командующимармией и флотом.Статья 12.Император устанавливает организацию ичисленный состав армии и флота мирного времени.Статья 13. Император объявляет войну, устанавливаетмир и заключает договоры.Статья 14. Император объявляет осадное положение.Условия объявления и действие осадного положения опре-деляются законом.Статья 15. Император жалует дворянство, чины, орденаи иные знаки отличия.Статья 16. Император имеет право амнистии, помилова-ния, смягчения наказания и восстановления в правах. Глава IIО правах и обязанностях подданных Статья 19. Всякий японский подданный, удовлетворяю-щий условиям, требуемым законами и указами, одинаковоимеет доступ к гражданским и военным должностям и ковсякой иной публичной службе.Статья 20. Все японские подданные обязаны службой вармии или во флоте согласно постановлениям закона.Статья 22.Японским подданным предоставляется в ус-тановленных законом пределах свобода выбора и переменыместожительства.Статья 23. Никто из японских подданных не подлежитаресту, заключению, вызову к допросу или наказанию ина-че как сообразно с законами.Статья 24. Никто из японских подданных не может бытьлишен права быть судимым судьями, которых определяетзакон.Статья 25. Без согласия японского подданного нельзяни войти, в его жилище, ни подвергнуть это жилищеобыску, за исключением определенных законом случаев.Статья 26. Тайна переписки каждого японского подданногонеприкосновенна,за исключением определенных закономслучаев.Статья 27. Собственность каждого японского подданногонеприкосновенна.Изъятия, необходимые в интересах общест-венной пользы, определяются законом.Статья 28.Все японские подданные пользуются свобо-дой вероисповедания в пределах, совместимых с общест-венным спокойствием и порядком, а также с их обязаннос-тями подданных.Статья 29. Японские подданные пользуются в установлен-ных законом пределах свободой слова, печати, собраний исоюзов.Статья 30. Японские подданные имеют право подачи пе-тиций при условии соблюдения форм почтительности и всогласии с относящимися к этому особыми правилами.Глава IIIОб имперском парламентеСтатья 33. Имперский парламент состоит из двух палат:Палаты пэров и Палаты депутатов.Статья 34. Палата пэров в соответствии с указом о Палатепэров состоит из членов императорской фамилии,из носи-телей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нееимператором.Статья 35. Палата депутатов состоит из членов, изби-раемых народом в соответствии с постановлениями избира-тельного закона.Статья 37. Ни один закон не может быть издан безодобрения императорского парламента.Статья 38. Обе палаты голосуют предлагаемые прави-тельством законопроекты. Каждой из них принадлежитсверх того право законодательной инициативы.Статья 41. Имперский парламент созывается ежегодно.Статья 45. При роспуске Палаты депутатов имперскимуказом назначаются новые выборы.Статья 47. И в той и другой палате решения принимаютсяабсолютным большинством голосов. В случае равенства го-лосов голос председателя дает перевесСтатья 52. Никто из членов той или другой палаты неможет быть привлечен к ответственности вне палаты замнение, высказанное им в палате. Если, однако, самчлен огласил свои мнения в речах, в печати, в писанияхили каким-либо иным образом, то он подчиняется поста-новлениям общего права, к нему применякпся общие зако-ны.Статья 53. Никто из членов той или другой палаты неможет быть арестован во время сессии без согласия тойпалаты, к которой он принадлежит, за исключением случа-ев задержания на месте преступления или наказуемого де-яния, связанного с внутренними или внешними волнениями.Глава IVО государственных министрахв тайном советеСтатья 55. Каждый из государственных министров дает своисоветы императору и ответственен перед ним за них. Всезаконы, императорские указы и акты всякого рода, касаю-щиеся государственных дел, должны быть скреплены госу-дарственным министром.Статья 56. Тайный совет обсуждает, согласно поста-новлениям, касающимся организации Тайного совета, важ-нейшие государственные дела, когда император запрашива-ет его.Глава VО судебной властиСтатья 57. Судебная власть осуществляется судами именемимператора, согласно закону.Организация судовопределяется законом.Статья 58. Ни один судья не может быть отрешен отсвоей должности иначе как за наказуемые деяния, по при-говору уголовного или дисциплинарного суда.Правила о дисциплинарных взысканиях определяются за-коном.Статья 61.Суды не могут входить в рассмотрение ис-ков, касающихся прав, о которых утверждается, что онинарушены незаконными действиями административных влас-тей, и подлежащих ведению административного суда, особоустановленного законом. Глава VIО финансахСтатья 62. Введение нового налога или изменение ставок ужесуществующего налога может последовать только наосновании закона.Однако те пошлины или другие сборы по управлению,которые имеют характер вознаграждения за указанные ус-луги, не подпадают под действие предыдущего раздела.Заключение государственных займов или принятие ка-ких-либо иных финансовых обязательств, обременяющих го-сударственное казначейство, нуждаются, если они не пре-дусмотрены в государственном бюджете, в согласии им-перского парламента.Статья 64. Государственные доходы и расходы должныутверждаться имперским парламентом в форме годовогобюджета.Статья 68. Для удовлетворения особых нужд правитель-ство может испросить у имперского парламента согласиена известное ассигнование в качестве постоянных расход-ных фондов на определенное число лет.Статья 71. Если имперский парламент не вотировалбюджета или если бюджет не мог быть составлен, то пра-вительство применяет бюджет предшествующего года. Глава VIIДополнительные постановленияСтатья 73. Когда в будущем представится необходимостьизменить постановления настоящей конституции, то соот-ветствующий проект будет внесен в имперский парламентпо повелению императораВ этом случае ни одна из палат не может открыть пре-ний иначе как большинством в присутствии 2/3 общегочисла ее членов, и никакое изменение конституции не мо-жет быть принято иначе как большинством не менее 2/3присутствовавших членов.Статья 74.Изменения в статусе императорского дома неподлежат обсуждению имперского парламента.Никакое постановление настоящей конституции не можетбыть изменено статутом императорского дома.Конституции и законодательные акты буржуазных

 

 

(новейшая история)


СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Раздел I

Поправки к федеральной конституции XX в.

Поправка XVII к Конституции США1913 г. В состав Сената входят по два сенатора от каждого штата,избираемых его народом на шесть лет; и каждый сенаторимеет один голос. Избиратели в каждом из штатов должнысоответствовать требованиям, предъявляемым к избирате-лям наиболее многочисленной палаты легислатуры штата. Когда в представительстве какого-либо штата в Сенатепоявятся вакансии, исполнительная власть такого штатаиздает приказ о проведении выборов для заполнения этихвакансий при том условии, что легислатура может уполно-мочить исполнительную власть произвести временные наз-начения в том порядке, который может быть установленлегислатурой. Поправка XIX к Конституции США1920 г. Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспа- риваться или ограничиваться Соединенными Штатами иликакимлибо штатом по признаку пола. Конгресс имеет право обеспечивать исполнение положе-ний настоящей статьи посредством принятия соответствую-щего законодательства. * Ратифицирована 8 апреля 1913 г. * Ратифицирована 18 августа 1920 г. Поправка XX 1933г. Раздел 3. Если к тому дню, с которого начинается срок полно-мочий избранного Президента, наступит его смерть, Пре-зидентом становится избранный Вице-президент. Если Пре-зидент не был избран ко дню, с которого начинается срокего полномочий, или если избранный Президент не отвеча-ет требованиям, предъявляемым к кандидату на эту долж-ность, тогда избранный Вице-президент исполняет обязан-ности Президента до тех пор, пока Президент не сможетотвечать указанным требованиям; и Конгресс, если ниизбранный Президент, ни избранный Вице-президент не от-вечают требованиям, предъявляемым к кандидату на этудолжность, может посредством принятия закона устано-вить, кто именно будет исполнять обязанности Президен-та, либо определить порядок избрания лица, которомунадлежит исполнять обязанности Президента, и такое лицобудет исполнять соответствующие обязанности, пока Пре-зидент либо Вице-президент не сможет отвечать требова-ниям, предъявляемым к кандидату на эту должность. Поправка XXII 1951г. Раздел 1. Ни одно лицо не может быть избрано на должностьПрезидента более чем два раза, и ни одно лицо, если онозанимало должность Президента либо исполняло обязаннос-ти Президента в течение более двух лет, замещая лицо,избранное Президентом, не может быть избрано на долж-ность Президента более одного раза. Поправка XXIV 1964 г. Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов участвовать вголосовании на любых первичных или иных выборах за Пре-зидента или Вице-президента, за выборщиков Президентаили Вице- Ратифицирована 23 января 1933 г. * Ратифицирована 27февраля 1951 *Ратифицирована 23 января 1964 г. президента либо за сенаторов или представителей в Конг-рессе не должно оспариваться или ограничиваться Соеди-ненными Штатами либо каким-либо штатом вследствие неуп-латы какого-либо избирательного или иного налога. Раздел 2. Конгресс имеет право обеспечивать исполне-ние настоящей статьи посредством принятия соответствую-щего законодательства. Поправка XXV 1967 г. Раздел 1. В случае отстранения Президента от должностилибо его смерти или отставки Вице-президент становится Президентом. Раздел 2. Когда должность Вице-президента становится вакантной,Президент назначает Вице-президента,который вступает в должность по утверждению большинством голосов обеих палат Конгресса. Раздел 3. Когда Президент представит Председателюpro temроге Сената и Спикеру Палаты представителей своеписьменное заявление о том, что он не в состоянии осу-ществлять полномочия и обязанности по своей должности,такие полномочия и обязанности осуществляются Вице-пре-зидентом как исполняющим обязанности Президента до техпор, пока Президент не представит им письменного заяв-ления об обратном. Поправка XXVI 1971 г. Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов в возрасте во-семнадцати лет и старше участвовать в голосовании недолжно оспариваться либо ограничиваться СоединеннымиШтатами или каким-либо штатом в зависимости от возрас-та. Раздел 2. Конгресс имеет право обеспечивать исполне-ние настоящей статьи посредством принятия соответствую-щего законодательства. * Ратифицирована 10 февраля 1967. * Ратифицирована 1июля 1971 г. Поправка XXVII 1992 г. Ни один закон, изменяющий размеры вознаграждения сенато- ров и членов Палаты представителей, не должен вступатьв силу до проведения следующих выборов в Палату предс-тавителей. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законода-тельные акты. М., 1993. С. 45-49. * Ратифицирована 7 мая 1992 г. Раздел II Законодательство "Нового курса"Ф.Рузвельта Послание Ф. Д. Рузвельта Конгрессу 17 мая 1933 г. Еще до окончания специальной сессии Конгресса я ре- комендую принять две дальнейшие меры в нашей националь-ной кампании по обеспечению народа работой. Моя первая просьба, чтобы Конгресс обеспечил созда-ние механизма, необходимого для согласованного проведе-ния во всей индустрии (с целью достижения большей заня-тости) сокращения рабочей недели, при сохранении доста-точной платы за сокращенную неделю, и предотвращениянечестной конкуренции и гибельного перепроизводства... Другое предложение дает исполнительной власти полномочия приступить к большой программе "прямой занятости". Тща-тельное изучение убеждает меня в том, что приблизитель-но 3300 млн. долларов могут быть вложены в полезное инеобходимое общественное строительство и в то же времяпредоставят работу максимально возможному количествулюдей.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. , 1973 Закон о восстановлении национальной экономики 16 июля 1933 г. Статья 3 (а). По поступлении на имя президента соответст-вующих прошений от одной и более профессиональных илипромышленных ассоциаций или групп президент может ут-верждать кодекс или кодексы о справедливой конкуренциидля данной профессии или отрасли промышленности или ихотдельных организаций в соответствии с внесенными про-сителем или просителями предложениями, если он найдет(1) что эти ассоциации или группы не ставят никому неравных ограничений при принятии своих членов и что онидействительно являются представителями указанных про-фессий или отраслей промышленности или входящих в нихорганизаций, (2) что предложенные кодекс или кодексы осправедливой конкуренции не направлены на развитие мо-нополий или на уничтожение или подавление мелкогопредпринимательства и что они будут способствовать про-ведению в жизнь политики, предусмотренной настоящим за-коном. По утверждении президентом какого-либо из вышеупомя-нутых кодексов о справедливой конкуренции положенияэтого кодекса будут рассматриваться как нормы, регули-рующие справедливую конкурентную политику для даннойпрофессии или отрасли промышленности или входящих в нихорганизаций. Любое нарушение этих норм при совершениикакой-либо межштатной или внешнеторговой коммерческойсделки или затрагивающее эту сделку будет рассматри-ваться как нечестная коммерческая конкуренция. понимаяэтот термин так, как он трактуется в действующем законео правах Федеральной торговой комиссии. Все кодексы о справедливой конкуренции, а также сог-лашения или лицензии, одобренные, заключенные или вы-данные в соответствии с настоящим законом, должны предусматри- вать: (1) что все, работающие по найму лица, имеют право на органи- зацию и на заключение коллективных договоров через имисамими выбранных представителей и что работодатели илиих представители не могут вмешиваться, оказывать давле-ние или иным способом ограничивать их совместные дейс-твия при выборе ими своих представителей или самоорга-низации с целью ведения переговоров о коллективном сог-лашении или предпринятия других мер взаимопомощи илизащиты; (2) что ни одному работающему или ищущему рабо-ту по найму лицу не будет поставлено условием его на-хождения на работе вступление в тот или иной компанейс-кий союз или воздержание от вступления, организации илиоказания помощи выбранному им по собственному усмотре-нию рабочему союзу; (3) что наниматели согласны с мак-симальной продолжительностью рабочего дня, минимальнымуровнем оплаты и другими условиями найма, одобреннымиили предписанными президентом. Имея в виду проведение в жизнь настоящего закона,президент уполномочивается настоящим создать чрезвычай-ное федеральное управление общественных работ, все пол-номочия которого будут осуществляться федеральным чрез-вычайным администратором общественных работ. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. Закон о регулировании сельского хозяйства 12 мая 1933 г. Министр сельского хозяйства уполномочивается: С помощью заключаемых на основе добровольности соглаше- ний с производителями или с помощью других методов при-нимать меры по сокращению посевных площадей или товар-ного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов, а также принимать меры по обеспечениювыплаты платежей, проистекающих как из вышеука-занных соглашений, так и из соглашений, касающихся та-кой части продукции какого-либо из основных сельскохо-зяйственных продуктов, которая, по мнению министра, мо-жет быть по справедливости признана необходимой длявнутреннего потребления. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств 5 июня 1933 г. На объединенном заседании Сената и Палаты представителейконгресса Соединенных Штатов Америки решено, что: (а) любые, содержащиеся в том или ином обязательстве илисделанные в отношении того или иного обязательства ус-ловия, если они имеют своей целью дать держателю обяза-тельства право требовать уплаты ему долга золотом илитой или иной ходячей монетой или валютой по курсу валю-ты Соединенных Штатов, объявляются противными общест-венным интересам. Настоящим запрещается заключение вдальнейшем обязательств, которые содержали бы вышеука-занные условия или в отношении которых делались бы этиусловия. Любые обязательства, данные до или после нас-тоящего постановления, независимо от того, содержат лиони в себе подобные условия, будут считаться погашенны-ми после их оплаты по номиналу в любой ходячей монетеили валюте, которая ко времени истечения срока обяза-тельства будет признаваться законной для погашения какобщественных, так и частных долгов. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973.Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности 17 июля 1933 г. Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справедливойконкуренции устанавливается, что все предприниматели вхлопчатобумажной текстильной промышленности обязанывыплачивать всем работающим у них по найму лицам, заисключением учеников в течение шести недель их учени-чества, рабочих, занятых на очистке хлопка, и сезонныхрабочих, минимум заработанной платы 12 долларов в неде-лю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поя-се за 40 часов работы. Со дня вступления в силу настоящего кодекса о спра-ведливой конкуренции устанавливается, что предпринима-тели хлопчатобумажной текстильной промышленности должныпланировать работу всех работающих у них по найму лиц,за исключением ремонтных рабочих, механиков, электри-ков, пожарных, служащих, а также управленческого аппа-рата, транспортных, сторожевых и других бригад, работа-ющих за пределами территории предприятия таким образом,чтобы время их работы не превышало 40 часов в неделю, иработу механического оборудования таким образом, чтобыдля его обслуживания не требовалось введение более двухсмен, каждая из которых равнялась бы сорока рабочим ча-сам в неделю...

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.,1973.

Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера) 5 июля 1935г. Отказ работодателей признавать право работающих по найму лиц организовываться или заключать коллективные догово-ры ведет к возникновению стачек и других форм конфлик-тов и неспокойствия в промышленности, что затрудняетили прямо мешает деловой деятельности, так как все этиконфликты (а) нарушают эффективную работу деловыхпредприятий и их надежность;(б) затрудняют деловую деятельность, ограничивают изатрудняют движение сырья, полуфабрикатов и готовойпродукции и влияют на их стоимость; (г) снижают заня-тость населения и ведут к падению заработной платы втакой степени, что это существенно затрагивает и нару-шает состояние рынка, определяющего размеры товарообо-рота. Существующее при заключении трудовых соглашений не-равенство между лицами, которые работают по найму и ко-торые не пользуются полной свободой ассоциации или зак-лючения контрактов, и работодателями, которые организо-ваны в корпорации или другие формы ассоциаций владель-цев, существенно затрагивает и мешает деловой деятель-ности и ведет к обострению повторяющихся депрессий, таккак это неравенство способствует снижению уровня зара-ботной платы и покупательной способности лиц, работаю-щих по найму в промышленности, и мешает стабилизацииконкурирующих между собой уровней заработной платы иусловий труда внутри отдельных отраслей промышленностии между ними. Настоящим заявляется, что Соединенные Штаты будут проводить политику, направленную на уничто-жение причин, ведущих к возникновению определенных важнейших препятствий, кото-рые мешают свободному развитию бизнеса, и старатьсяустранять эти препятствия в случае их возникновения,поощряя практику и процедуру заключения коллективныхдоговоров, а также защищая право рабочих на полную сво-боду самоорганизации путем защиты права рабочих на пол-ную свободу ассоциации, самоорганизации и выбора своихпредставителей для ведения переговоров об условиях най-ма и труда или для достижения других целей взаимопомощии защиты. Настоящим предусматривается организация специальногоуправления, которое будет называться Национальным уп-равлением по трудовым отношениям и состоять из трехчленов, назначаемых президентом по совету и с одобренияСената.Лица, работающие по найму, имеют право на самоорга-низацию, на создание рабочих организаций, на вступлениев эти организации или оказание им помощи, на заключениеколлективных договоров через посредство ими самими выб-ранных представителей и на совместные действия в целяхведения переговоров о заключении коллективных договоровили в других целях взаимопомощи или защиты. Действия работодателя будут рассматриваться как не-совместимые с практикой трудовых взаимоотношений, еслион: (1) Путем вмешательства в действия работающих у негопо найму лиц будет препятствовать им в осуществленииправ, гарантированных настоящим законом. (2) Будет вмешиваться в их действия, направленные насоздание какой-либо рабочей организации или мешать имоказывать финансовую или какую-либо другую необходимуюподдержку такой организации. (3) Путем дискриминационных действий в отношениипредоставления работы или продолжительности занятости,или любого иного условия найма или труда будут поощрятьвступление в ту или иную рабочую организацию или выходиз нее, если только никакие положения, содержащиеся внастоящем законе об оздоровлении национальной промыш-ленности, учитывая здесь вносимые в него время от вре-мени исправления, или в любом кодексе или соглашении,одобренных или предписанных этим законом, или в любомдругом статуте Соединенных Штатов, не препятствуют ра-ботодателю заключить с рабочей организацией (созданной,существующей или получающей поддержку не с помощью ка-ких-либо действий, признаваемых настоящим законом про-тиворечащими трудовой практике) соглашение, предусмат-ривающее, что работа на дан- ном предприятии может предоставляться только членамэтой рабочей организации, имея здесь в виду, что вышеу-казанная организация действительно является представи-телем работающих по найму лиц. (5) Откажется вести переговоры о заключении коллек-тивного договора с представителями работающих по наймулиц. Представители, назначенные или выбранные для веденияпереговоров о заключении коллективного договора боль-шинством лиц, от имени которых ведутся данные перегово-ры, считаются исключительными представителями всех этихлиц при ведении переговоров о заключении коллективногодоговора, об уровне заработной платы, о продолжитель-ности рабочего дня и о других условиях труда. Имея в виду охрану преимуществ, которые проистекаютдля работающих по найму лиц из их права на самооргани-зацию и заключение коллективных договоров, а также сцелью проведения в жизнь настоящего закона другими спо-собами, Управление будет решать в каждом отдельном слу-чае, будет ли коллективный договор заключаться от именикомпанейского союза, профсоюза или заводской или цехо-вой организации. При обнаружении незаконных действий в трудовой прак-тике Управление имеет право обратиться по этому поводук любой выездной сессии окружного суда Соединенных Шта-тов, в любой окружной апелляционный суд СоединенныхШтатов или, если все окружные апелляционные суды распу-щены на каникулы, в любой районный суд Соединенных Шта-тов, работающий в данном округе или районе. Каждый, кто намеренно будет оказывать сопротивление,мешать или препятствовать любому из членов Управленияили любому из его агентов или агентств в исполнении имисвоих обязанностей, направленных на проведение в жизньнастоящего закона, будет подвергнут наказанию штрафомдо пяти тысяч долларов или тюремным заключением на срокне более одного года, или обоим видам наказания. Ни одно из положений настоящего закона не должно ис-толковываться как препятствующее или ограничивающее вкакой бы то ни было степени право на объявление ста-чек. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. Раздел III Изменения в законодательстве США о гражданских, политических и трудовых правахЗакон Смита 28 июня 1940 г. Статья 2. (а). Для любого лица является незаконным: 1) Умышленно учить,подстрекать, проповедовать необходи-мость, желательность или уместность свержения или унич-тожения правительства Соединенных Штатов силой или бун-том или путем убийства любого должностного лица, нахо-дящегося на правительственной службе. 2) С целью добиться свержения или уничтожения прави-тельства США печатать, издавать, распространять, прода-вать или выставлять для публичного обозрения любые ру-кописные или печатные материалы, учащие, подстрекающиеили проповедующие необходимость, желательность илиуместность свержения или уничтожения правительства Сое-диненных Штатов силой или бунтом. 3) Организовывать, помогать организовывать любое об-щество, группу или сборище лиц, которое учит, пропове-дует или подстрекает к свержению или уничтожению прави-тельства Соединенных Штатов силой или бунтом, или бытьчленом или присоединиться к такому обществу, группе илисборищу лиц, зная о их целях. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973.Закон Тафта-Хартли 23 июня 1947 г.Глава 7. Взаимоотношения между трудящимисяи администрацией. Подглава II Трудовые отношения в федерации 151. (Констатация и провозглашение политики) Опыт показал, что практика некоторых рабочих организа- ций, их должностных лиц и членов имеет иногда целью илинеизбежно влечет за собой осложнение или препятствова-ние коммерции. 157. (Право работников на организацию,ведение коллек-тивных переговоров и т.п.) Работники имеют право на самоорганизацию, на созданиерабочих организаций,вступление в них и содействие им, наведение коллективных переговоров через представителей,назначенных по собственному выбору, и на участие в инойсовместной деятельности, имеющей целью ведение коллек-тивных переговоров и другую взаимную помощь и защиту, атакже имеют право частично или полностью воздерживатьсяот подобного рода деятельности. 158. (Недобросовестная трудовая практика) Недобросовестной трудовой практикой со стороны рабочейорганизации или ее агентов признается: 1) воспрепятствование или принуждение при осуществленииработниками прав, гарантированных 157 настоящего раз-дела. 3) отказ вести коллективные переговоры с нанимате- лем 4) (1) вовлечение либо побуждение или поощ- рение физического лица, работающего по найму, к участию в забастовке 7) пикетирование или побуждение к пикетированию либо уг- роза пикетированием или призывом к пикетированию по от-ношению к нанимателю, если это имеет целью обязать илипринудить нанимателя признать рабочую организацию иливести с ней переговоры как с представителем его работ-ников или принудить работников предпринимателя принятьили избрать такую рабочую организацию в качестве кол-лективного договорного представителя. c) Выражение каких-либо взглядов, договоров или мне-ний либо распространение их в письменной, печатной,графической или визуальной форме не представляет собойили не может служить доказательством недобросовестнойтрудовой практики. d) Ведение коллективных переговоров рассматри-вается как исполнение взаимной обязанности нанимателя ипредставителя работников. При этом, однако, если имеется вступивший в силуколлективный договор, ни одна из сторон, участвую-щих в таком договоре, не в праве прекратить или изме-нить этот договор, если только сторона, желающая такогопрекращения или изменения:1) не вручила другой стороне письменное уведомлениео предполагаемом прекращении или изменении за 60 днейдо момента истечения срока его действия или в случае,когда момент истечения срока в договоре не указан, - за60 дней до момента предлагаемого прекращения или изме-нения; 3) в течение 30 дней после такого уведомления, еслик этому моменту не достигнуто соглашение, не сообщила оналичии спора Федеральной службе по посредничеству ипримерению. 159. Представители и выборыУправление устанавливает в каждом конкретном случае,какая единица (имеется в виду рабочая организация) яв-ляется пригодной для целей ведения коллективных перего-воров с точки зрения обеспечения наибольшей свободы восуществлении работниками прав, гарантированных настоя-щим (законом). 1) Управление не должно возбуждать официальное обви-нение по жалобе, поданной организацией в соответствии спунктом "е" 160 настоящего раздела, если такая рабочая организа-ция и национальная или международная организация, фили-алом или составным звеном которой является эта рабочаяорганизация, не представила до этого момента министрутруда копий своего устава и правил и может доказать,что до этого момента она представила министру труда фи-нансовый бюджет, показывающий все любого рода поступле-ния и источники таких поступлений. d) Обязанностью всех рабочих организаций являетсяежегодное представление министру труда отчетов в пред-писанной им форме, содержащих текущую информацию, ана-логичной той, которую она обязана сообщить в первона-чальном отчете, представленном в соответствии с настоя-щей статьей, и никакое официальное обвинение не можетбыть возбуждено на основании 160 по жалобе, поданнойрабочей организацией, если она не сможет доказать, чтоона и национальная или международная рабочая организа-ция, филиалом или составным звеном которой она являет-ся, выполнила обязанность, установленную настоящимпунктом. Управление не должно возбуждать официальное обвине-ние по жалобе, поданной, рабочей организацией в соот-ветствии с пунктом 160, если в Управление непредставлено каждым должностным лицом такой рабочей ор-ганизации и национальной или международной организации,филиалом или составным звеном которой она является,письменное показание под присягой подтверждающее, что он не является или не являлся членом Коммунисти-ческой партии и что он не придерживается или не придер-живался убеждения и не является или не являлся членоморганизации, которая придерживается убеждения или учит,что правительство Соединенных Штатов должно быть сверг-нуто с помощью силы или незаконных и неконституционныхметодов. 160. Предупреждение недобросовестной трудовой практики a) Управление полномочно, как это предусмотрено ниже, предупреждать совершение каким-либо лицом недобросовестнойтрудовой практики, затрагивающей коммерцию. b) Если какое-либо лицо обвиняется в том, что оноприменяло или применяет недобросовестную трудовую прак-тику, Управление либо назначенные для этих целей агентили агентство имеют право возбудить и распорядиться овручении такому лицу официального обвинения c) Управление должно издать и вручить та-кому лицу приказ, обязывающий его прекратить и воздер-живаться впредь от недобросовестной трудовой практики и совершить такиепредписанные ему действия, включая восстановление ра-ботников с оплатой или без оплаты за вынужденный про-гул. е) Управление правомочно предъявить в апелляционныйсуд Соединенных Штатов или в районный суд СоединенныхШтатов того района, где имела место незаконная трудоваяпрактика, иск о принудительном осуществлении такогоприказа. 162. (Преступления и наказания) Любое лицо, которое умышленно сопротивляется, препятству-ет, мешает или вмешивается в действия члена Управления,агента или агентства при исполнении ими обязанностей,предусмотренных настоящей подглавой, наказывается штра-фом до 5000 долларов, или тюремным заключением на срокне более одного года, или штрафом и тюремным заключени-ем вместе. 163. (Сохранение права на забастовку)Ничто в настоящей подглаве, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено, не следует толковать как какое-либо вме-шательство, воспрепятствование или умаление права назабастовку или как установление ограничений или огово-рок, касающихся такого права. Подглава III Примирительное урегулирование трудовыхспоров; чрезвычайные обстоятельства в федерации 172.(Федеральная служба посредничества и примирения) а) Настоящим учреждается независимое агентство,именуемое "Федеральная служба посредничества и примирения". 173.(Функции службы) а) В целях предупреждения или сведения к минимуму препятствий к свободному осуществлению коммерции, возникающих всвязи с трудовыми спорами, обязанностью службы являетсяоказание помощи сторонам, участвующим в трудовом спорена производстве, затрагивающем коммерцию, в урегулиро-вании такого спора путем посредничества и примирения. 178. (Забастовки, подлежащие судебному запрету)а)Президент может дать указание генерал-атторнею обратиться в районный суд Соединенных Штатов, юрисдикции кото-рого подчинены стороны, за получением судебного приказао запрещении забастовки или локаута, и если суд ус-тановит, что такая назревающая или происходящая забас-товка или локаут: 1) отражается на промышленности в целом или на важ-ной ее отрасли, затрагивающей торговлю, коммерцию,транспорт, связь или коммуникации между несколькимиштатами или с иностранными государствами, или затраги-вает производство товаров для коммерции и 2) если допустить, чтобы они произошли или продолжа-лись, что может создать угрозу для общественного здо-ровья или безопасности, то он имеет право запретить лю-бую такую забастовку или локаут или их продолжение ииздать другие приказы, как считает нужным. 179. (Действия закона по мирному урегулированиюспора в период судебного запрета) а) Если районный суд выдал приказ..., запрещающийдействия или практику, создающую или способную создатьугрозу здоровью или безопасности в федерации, стороныучаствующие в трудовом споре, обязаны приложить уси-лия для разрешения и урегулирования разногласий, ис-пользуя содействие Федеральной службы. б) После издания такого приказа Президент созываетследственную комиссию, которая ранее представила отчето данном споре По истечении 60-дневного периода (если ктому времени спор не был урегулирован) комиссия предс-тавляет Президенту отчет. В течение последующих 15дней Национальное управление по трудовым отношениямпроводит тайное голосование работников каждого из нани-мателей, участвующих в споре для выяснения того, сог-ласны ли они принять окончательное предложение их нани-мателя по урегулированию спора, и затем в течение 5последующих дней удостоверяет результаты такового перед генералом-атторнеем. 180. (Отмена запрета)После удостоверения результатов такого голосования или по-сле урегулирования спора соглашением генерал-ат-торней обращается в суд с ходатайством об отмене запре-та, и это ходатайство должно быть удовлетворено и зап-рет отменен. 188. (Забастовка государственных служащих)Объявляется незаконным со стороны физического лица, вы- полняющего работу по найму для Соединенных Штатов иликакого-либо их органа, принимать участие в забастовке. Сборник документов по истории государства и правазарубежных стран / Сост. Б. Баланик, В.Н. Струнников.М.,1971. Закон "О внутренней безопасности"(Закон Маккарэна - Вуда) 23 сентября 1950 г.2. Из свидетельств, представленных различным комитетамСената и Палаты представителей, Конгресс заключает, что: 1) Существует мировое коммунистическое движе- ние, которое по своему происхождению, развитию и практике, осущест-вляемой в настоящее время, представляет собой всемирноереволюционное движение, целью которого является уста-новление коммунистической тоталитарной диктатуры встранах всего мира через посредство всемирной коммунис-тической организации. 6) Организации коммунистических действий, созданныеи используемые в различных странах, пытаются осу-ществить цели мирового коммунистического движения путемсвержения существующего политического строя, и ус-тановления коммунистических тоталитарных диктатур...Хотя такие организации обычно именуют себя коммунисти-ческими партиями, фактически они являются звеньями все-мирного коммунистического движения. 12. (а) Настоящим учреждается комитет, который бу-дет называться Комитетом по контролю подрывной деятель-ности и будет состоять из пяти членов, назначаемых Пре-зидентом по рекомендации и с согласия Сената. Не болеетрех членов Комитета могут принадлежать к одной полити-ческой партии(д) В обязанности Комитета входит: 1) по заявлению генерал-атторнея или любой другой органи- зации... определить, является ли та или иная организа-ция "коммунистически действующей организацией"... или"организацией коммунистического фронта" и 2) по заявлению министра юстиции или любоголица определить, является ли то иное лицо членомтой или иной коммунистически действующей организации,которая зарегистрировалась.Верховный суд США с 1963 г. начал признавать неконс-титуционность ряда положений этого закона В настоящеевремя закон не действует или которой Комитетом было предъявлено требование заре-гистрироваться. Если имеется вступивший в силу окончательный приказКомитета о признании организации организацией коммунис-тического действия или организацией коммунистическогофронта, признается противозаконным. 1 Со стороны члена такой организации - (b) за- нимать любую невыборную должность или выполнять работу по найму для Соединенных Штатов; или (c) при со- искании, принятии или сохранении какой-либо невы- борной должности или выполнении работы по найму в обо-ронной технической системе - скрывать или не выполнятьобязанность по раскрытию факта своего членства в такойорганизации; или (d) в случае, когда такая организация является орга-низацией коммунистического действия, - выполнять работупо найму в оборонной технической системе; или (e) занимать должность или работать по найму в рабо-чей организации. Если коммунистическая организация зарегистри-рована..., признается незаконным со стороны любого чле-на такой организации, - (1) обращаться за получением или возобновлением пас-порта, который подлежит выдаче или возобновлению непос-редственно в пределах компетенции Соединенных Штатов;или (2) пользоваться или пытаться воспользоваться такимпаспортом. Каждая организация коммунистического действия подлежит регистрации генерал-атторнеем. Регистрация должна сопровождаться регистраци-онным заявлением и содержать следующую информа-цию: Название организации и адрес ее главной конторы. (2) Фамилию и последний известный адрес каждого физиче- ского лица, которое является или являлось долж-ностным лицом организации. (3) Отчет о всех средствах, полученных и израсходо-ванных организацией (включая источники поступления ицели, на которые они были израсходованы) за период 12полных календарных месяцев, предшествующих подаче заяв-ления. Обязанность каждой организации, зарегистрированной всоответствии с настоящей статьей, является представле-ние генералатторнею ежегодного отчета. Признается незаконным со стороны организации, в от-ношении которой имеется приказ Комитета о призна-нии ее коммунистической организацией - (1) пересылать или принуждать к пересылке почтой Соеди-ненных Штатов или с помощью средств и инструментовмежштатной или внешней коммерции любую публикацию, ко-торая предназначена или в отношении которой есть ра-зумные основания полагать, что она предназначена дляраспространения или передачи двум или более лицам . (2) передавать или принуждать к передаче по радиоили телевидению Соединенных Штатов какую-либо програм-му. (3) использовать почту Соединенных Штатов или любыесредства, предприятия или инструменты межштатной иливнешней коммерции для обращения с просьбой пре-доставления денег, имущества, предметов или услуг Если имеется вступивший в силу приказ Комитета обобязательной регистрации. (1) такая организация на основании обвинительногоприговора о невыполнении обязанности зарегистрировать-ся, подать заявление о регистрации и представить еже-годный отчет наказывается за каждое такое нарушениештрафом до 10000 долларов, и (2) каждое физическое лицо, обязанное зарегист-рироваться или подать заявление о регистрации наосновании обвинительного приговора о невыполнении обя-занности зарегистрироваться, подать заявление о ре-гистрации или представить ежегодный отчет, подлежит на-казанию в виде штрафа до 10000 долларов или тюремногозаключения на срок до 5 лет либо штрафа и тюремногозаключения одновременно за каждое такое нарушение. 102. (а) Если произойдет любое из нижеследующих событий: : 1) Вторжение на территорию США или ее владений; 2) Объявление войны Конгрессом, 3) Восста- ние внутри США, имеющее целью помогать внешне- му врагу, и если, когда произойдет одно из этих событийили все вместе, Президент сочтет провозглашение чрезвы-чайного положения необходимым для сохранения и защитыконституции и защиты и безоп