Характеристика базовых понятий.

4.1 Этика(от греческого «этос» - обычай, нрав, характер).

Впервые этот термин ввел Аристотель для обозначения особой области человеческого знания.

Этот термин употребляется в 3 смыслах:

· Это область знания (научная дисциплина), изучающая мораль

· Совокупность нравственных правил, которые организуют поведение человека, целой группы, организации.

4.2 Мораль (нравственный) – система ценностей, которые признаются человеком. Именно мораль является важным способом регуляции всей системы человеческих отношений.

Мораль рассматривает важнейшие нравственные категории:

· Добро

· Зло

· Справедливость

· Свобода

· Совесть

· Честь

· Долг

· Ответственность

· Т.д

Все эти моральные нормы получают свое выражение в общих представлениях, заповедях, принципах, нормах поведения, в обычаях, традициях и т.д.

Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала. Содержание и смысл его меняется в зависимости от исторической эпохи и конкретной социальной группы.

В морали должное не всегда совпадает с сущным, то есть с реальностью.

В жизни каждого человека и деловой среде присутствует противоречие между должным и сущным.

Бизнес – это инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств, на свой риск, под свою ответственность и ее целью является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и для решения социальных проблем.

4.3 Деловая этика – это адаптированные практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях, к стилю его работы, к образу жизни, к характеру общения с людьми, к социальному облику делового человека.

Деловой этикет – составная часть деловой этики.

Поскольку этическую сторону бизнеса все равно определяют его реализаторы (предприниматели), то важно составить социально-психологический портрет российского делового человека:

· Быстрота обогащения

· Основные атрибуты богатства:

o Недвижимость

o Охрана

o Связь с криминалом или органами государственной власти

o Престижные автомобили, яхты, самолеты

o Дорогая одежда

· Источники обогащения:

o Связи

o Работа в аппарате

o Высокая должность

o Связь с криминальными структурами

o Связь с зарубежными фирмами

o Содействие родственников

· Близость к криминально среде и обход законов

· Социальная роль богатых людей еще до конца не определилась

· Жизнь деловых людей тяжелая:

o Висит угроза конкурентов

o Под давлением криминальных структур

o Под угрозой терроризма

o Слабое законодательство, слабая власть

o Недовольство народных масс

o Нестабильность экономики

· Люди и в нашей стране, и зарубежные деловые партнеры убеждены, что российский стиль поведения отличается:

o Необязательностью

o Неаккуратностью

o неумением держать слово

o больше заботы о своих доходах, чем о репутации

o в целом неумение себя вести.

Тема «Особенности этики предпринимательства в России, ее исторические традиции».