Характеристика базовых понятий.
4.1 Этика(от греческого «этос» - обычай, нрав, характер).
Впервые этот термин ввел Аристотель для обозначения особой области человеческого знания.
Этот термин употребляется в 3 смыслах:
· Это область знания (научная дисциплина), изучающая мораль
· Совокупность нравственных правил, которые организуют поведение человека, целой группы, организации.
4.2 Мораль (нравственный) – система ценностей, которые признаются человеком. Именно мораль является важным способом регуляции всей системы человеческих отношений.
Мораль рассматривает важнейшие нравственные категории:
· Добро
· Зло
· Справедливость
· Свобода
· Совесть
· Честь
· Долг
· Ответственность
· Т.д
Все эти моральные нормы получают свое выражение в общих представлениях, заповедях, принципах, нормах поведения, в обычаях, традициях и т.д.
Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала. Содержание и смысл его меняется в зависимости от исторической эпохи и конкретной социальной группы.
В морали должное не всегда совпадает с сущным, то есть с реальностью.
В жизни каждого человека и деловой среде присутствует противоречие между должным и сущным.
Бизнес – это инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств, на свой риск, под свою ответственность и ее целью является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и для решения социальных проблем.
4.3 Деловая этика – это адаптированные практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях, к стилю его работы, к образу жизни, к характеру общения с людьми, к социальному облику делового человека.
Деловой этикет – составная часть деловой этики.
Поскольку этическую сторону бизнеса все равно определяют его реализаторы (предприниматели), то важно составить социально-психологический портрет российского делового человека:
· Быстрота обогащения
· Основные атрибуты богатства:
o Недвижимость
o Охрана
o Связь с криминалом или органами государственной власти
o Престижные автомобили, яхты, самолеты
o Дорогая одежда
· Источники обогащения:
o Связи
o Работа в аппарате
o Высокая должность
o Связь с криминальными структурами
o Связь с зарубежными фирмами
o Содействие родственников
· Близость к криминально среде и обход законов
· Социальная роль богатых людей еще до конца не определилась
· Жизнь деловых людей тяжелая:
o Висит угроза конкурентов
o Под давлением криминальных структур
o Под угрозой терроризма
o Слабое законодательство, слабая власть
o Недовольство народных масс
o Нестабильность экономики
· Люди и в нашей стране, и зарубежные деловые партнеры убеждены, что российский стиль поведения отличается:
o Необязательностью
o Неаккуратностью
o неумением держать слово
o больше заботы о своих доходах, чем о репутации
o в целом неумение себя вести.
Тема «Особенности этики предпринимательства в России, ее исторические традиции».