К середине XV в. созрели предпосылки для восстановления суверенитета, полной са­мостоятельности русского государства в форме Московского княжества.

ИВАН III — ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Москва — Третий Рим, и четвертому не бывать». В этих словах сформулирована государственная идеология раннего Московского царства, которое стало складываться при Иване III. Образованные русские люди считали, что Древний Рим пал под ударами варваров (в 476 г. н. э.), потому что погряз в разврате и язычестве. Второй Рим — Кон­стантинополь — стал христианским при императоре Константине в начале IV в. Но в 1439 г. православная Византия пошла на союз с Папой Римским. Уния с католиками за­ключалась в расчете на помощь Западной Европы в борьбе Византии с Османской им­перией. Уния фактически означала подчинение Византии власти Папы Римского.

Московское княжество не признало и осудило унию. Вскоре жизнь показала, что византийские греки напрасно понадеялись на западную помощь. В 1444 г. объединен­ные западноевропейские силы потерпели поражение от турок при Варне. В 1453 г. по­сле осады османы взяли штурмом Константинополь. Папа Римский ничем не помог. Последний византийский император погиб в бою.

Многие византийские православные священники придерживались принципа «луч­ше турки, чем Папа». В Москве гибель Византии, Константинополя, Второго Рима, по­считали знаком свыше. После освобождения от монгольского ига и заметного укреп­ления Московского государства при Иване III у руководства страны, поддержанного духовенством, появилась уверенность в своем историческом предназначении — сохра­нить христианство в наиболее чистом виде и освободить христианские народы от вла­сти басурман.

Рим сегодня является столицей Итальянской республики. Стамбул (бывший Кон­стантинополь) долгое время был столицей Османской империи. Сегодня это крупней­ший турецкий город, важный пункт на пути из Европы в Азию. Захват Константинопо­ля и контроль над выходом из Черного моря в Средиземное (через проливы Босфор и Дарданеллы) были хрустальной геополитической мечтой российских правителей на протяжении XVIII-XX вв.

Московское княжество выполнило свое историческое предназначение.

1. Московское княжество включило в свой состав или подчинило своему влия­нию огромные территории Северо-Восточной Руси, в том числе и Новгород­скую землю (в 1478 г.).

2. Московское княжество располагало значительными людскими и материаль­ными ресурсами. В нем сформировалось военно-служилое сословие — дворян­ство, составлявшее ядро вооруженных сил, которые ни в чем (от вооружения до стратегии и тактики) не уступали монголам.

3. Русская православная церковь, внешне лояльная к ордынской власти, на про­тяжении двухсот с лишним лет поддерживала в народе веру в избавление
от владычества «басурман» («агарян»), последовательно поддерживала объе­динительные усилия московских князей.

4. В середине — второй половине XV в. Золотая Орда вступила в период фео­дальной раздробленности, распалась на несколько больших государств — Ка­занское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, государство кочевых узбеков, Большую Орду, Ногайскую Орду.

Правителем, который завершил усилия своих предков Даниловичей и заложил основы русского централизованного государства, стал Иван III Васильевич. Правил официально с 1462 по 1505 г. Из всех 75 российских монархов (до 1917 г.), а также последующих руководителей государства Иван III Васильевич наибольшее число лет реально руководил государством..

В правление Ивана III произошло полное и окончательное свержение монголо-татарского ига. В 1477 г. прекратилась выплата дани.

В1480 г. после почти бескровного «стояния» на р. Угре Русь окончательно стала свободной от Орды.

Благодаря свержению ига началось международное признание суверенного русского государства, установление дипломатических отношений, признание за Иваном III титула «Государя всея Руси» со стороны Папы Римского, Ливонского ордена, Германии, Крымского ханства и других государств.

Развернулась политическая, дипломатическая и вооруженная борьба за воз­вращение исконно русских земель, некогда входивших в состав Древней Руси, и включение их в Московское государство как преемника древнерусского госу­дарства. При Иване III территория русского государства увеличилась в 6 раз и достигла 2,6 млн. кв. км. Население составляло 2-3 млн. человек. Возникли усло­вия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития стра­ны, для расширения международных связей, укрепления безопасности страны.

Последовательно осуществлялись централизация и укрепление политической власти, основание самодержавного правления. Великий князь Московский Иван III стал именоваться Государем всея Руси.

Впервые в международных правовых отношениях титул «царь всея Руси» упоминается в 1474 г. (договор Новгорода и Пскова с Дерптским епископством). Были заложены основы культа личности царя: особые церемониалы выходов к народу, встреч с послами, одежды, знаки царской власти. Появился государствен­ный герб — двуглавый орел. В 1498 г. Иван III венчал на «великое княжение Вла­димирское, и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. При этом был впервые упомянут «скипетр царст­ва». Имя государя и его титул стали писать золотом и обводить золотыми кругами.

При Иване III были созданы первые центральные государственные учрежде­ния — Казна и Дворец. Оформляется Боярская дума. Иван III позаботился о пре­столонаследии, об исключении самой возможности междоусобной борьбы между сыновьями. Старший сын Ивана III (от второго брака с С.Палеолог), Васи­лий III, стал великим князем московским, получил 60 городов, а остальные пять братьев получили небольшие уделы (30 городов).

Современник Ивана III Иосиф Волоцкий (1439-1515), основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, рассуждал о необходимых личных качест­вах и ответственности правителя. Если царь «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неве­рие и хулу, таковой царь не божий слуга, но Диавол». Глава иосифлян, писатель, автор «Просветителя», многих посланий, канонизированный РПЦ, утверждал, что такому царю можно «не токмо не покоритися», но и оказывать сопротивле­ние. Обоснование возможности сопротивления царскому всевластию было связа­но с попытками Государя всея Руси секуляризовать, т. е. отобрать в пользу госу­дарства, монастырские земли. После ряда Соборов, на которых Ивану III даже угрожали отлучением от Церкви, он вынужден был пойти на попятную. В собор­ных решениях было зафиксировано, что «от Бога дана бысть держава. Вас бо Бог в себе место избрана земли и на свой престол вознесе».

В 1497 г. Иван III утвердил Судебник, общерусский свод законов, заменивший Русскую Правду и положивший начало процессу юридического закрепощения крестьянства.

В Судебнике определялась компетенция должностных лиц, устанавливались процессуальные нормы, наказания, включая смертную казнь за наиболее тяжкие преступления.

После захвата турками Константинополя в 1453 г. и гибели Византийской им­перии была оформлена первая государственная идеология, которая выражалась в формуле: «Москва — Третий Рим, Второй Царьград». Русское государство стало рассматриваться как оплот подлинного христианства — православия, как защит­ник всех православных, большая часть которых оказалась под властью Осман­ской империи (греки, сербы, болгары и др.). Важное символическое и политиче­ское значение придавалось браку (второму) Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Фоминичной Палеолог.