VIII в. до н.э. - миф об основании Рима.
VIII в. до н.э. - миф об основании Рима (на латинском языке).
Искусство Древнего Рима.
Искусство эпохи республики -VI - I вв. до н.э.
Подчинение Римом соседних государство. "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила..."(Гораций). Культ практичности.
Архитектура. Аппиева дорога. Сточные канавы (клоака Максима). Мост через Тибр. Хозяйственные постройки (Помпеи). Храмы на Бычьем Форуме. Римский форум республиканского времени.
Скульптура. Портреты (старого римлянина; жертвенное возлияние; портреты политических деятелей).
Живопись. Росписи и мозаика в Помпеях, Геркулануме, Стабии (вилла Мистерий в Помпеях; Одиссей в стране листригонов; Альдобрандинская свадьба).
Proca, rex Albanorum, Amulium et Numitorem filios habuit, quibus regnum annuis vicibus habendum reliquit [ut alternia imperarent]. Sed Amulius fratri imperium non dedit et ut eum subole privaret, filiam eius, Rheam Silviam, Vestae sacerdotem praefecit, ut virginitate perpetua teneretur, quae a Marte compressa Remum et Romulum edidit. 2 Amulius ipsam in vincula compegit, parvulos in Tiberim abiecit, quos aqua in sicco reliquit. 3 Ad vagitum lupa accurrit eosque uberibus suis aluit. Mox Fauatulus pastor collectos Accae Laurentiae coniugi educandos dedit. 4 Qui postea Amulio interfecto Numitori avo regnum restituerunt; ipsi pastoribus adunatis civitatem condiderunt, quam Romulus augurio victor, quod ipse XII, Remus VI vultures viderat, Romam vocavit; et ut eam prius legibus muniret quam moenibus, edixit, ne quis vallum transiliret; quod Remus irridena transilivit et a Celere centurione rastro fertur occisus. | Прока, царь альбанцев У царя альбанского Проки было два сына — Амулий и Нумитор; он оставил им царство, которым они должны были управлять по очереди, по одному году. Но Амулий не предоставил власти своему брату и, чтобы лишить его потомства, он сделал главной весталкой дочь его, Рею Сильвию и тем обрек ее на девственность до конца жизни; однако она сошлась с Марсом и родила Ромула и Рема. (2) Амулий заключил ее в темницу, а младенцев велел бросить в Тибр, но вода [не унесла их, и они] остались на сухом месте. (3) На их плач прибежала волчица и вскормила их своим молоком. Вскоре их подобрал пастух Фаустул и отдал на воспитание своей жене Акке Ларенции. (4) Они впоследствии, убив Амулия, восстановили власть деда Нумитора, а сами, собрав пастухов, основали город, который Ромул, победив брата в соответствии с гаданием — он увидел 12 коршунов, а Рем — только 6, — назвал Римом. Чтобы укрепить его законами прежде даже, нежели стенами, он запретил кому-либо прыгать через вал; но Рем, насмехаясь над этим [распоряжением], перепрыгнул через него и, как передают, был центурионом Целером убит заступом. |
Искусство эпохи республики .
Образование римской республики.
После того, как в 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершился царский период и начался период республики, длившийся около 500 лет (509–27 до н.э.).
В период ранней республики сложилась характерная для полиса античная форма собственности, при которой собственником земли являлся лишь полноправный член гражданской общины. После падения царской власти и образования республики оба сословия – патриции и плебеи – оказались лицом к лицу. На протяжении более, чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом, спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н.э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха – записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.
Таким образом, период республики (конец VI в. до н.э. – середина I в. до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской верхушки.
В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского общества: нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями). К не-гражданам относились сословия вольноотпущенников и рабов.
В период республики Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн оформилась структура римского войска, которое носило характер народного ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью. Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить. Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов (их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II в. до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то есть сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев, люмпен-пролетариата.
Резкое сокращение сельского плебса – основы римской армии – привело к военной реформе: в армию стали принимать неимущих и добровольцев (реформа армии – конец II в. до н.э.). Армия превратилась в профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для установления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса (натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном труде
земледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского плебса), кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся на профессиональную армию, – все это привело к кризису полиса как типа государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы.
Искусство римской республики.
К концу VI в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой.
Высший орган власти - сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции).
Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков.
В середине II в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции.
С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп.