Дипломатическое и консульское право 2 страница
ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- в широком смысле: система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком: научные труды юристов- международников. Доктрина международного права является вспомогательным источником международного права.
ДУАЙЕН- протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатического корпуса (в англоязычных странах обычно именуется деканом).
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ- (Европарламент)- консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. 626 депутатов Европарламента избираются, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок. Местонахождение- Страсбург (Франция).
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ- один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ). Членами Европейского совета являются главы государств и правительств и председатель Европейской комиссии, их заместителями- министры иностранных дел и один из членов Комиссии.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)- межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возникло в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств-членов Европейского Сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. На 1 мая 1996 г. в ЕС входят 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Органами ЕС являются: 1. Европейский совет; 2. Европейский парламент; 3. Совет Европейского Союза; 4. Европейская комиссия; 5. Европейский суд.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА- с 1 ноября 1998 г. работает на постоянной основе. Создан Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.19) в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Конвенции для государств, являющихся ее участниками и сделавших специальные заявления о признании для них в качестве обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции.
ЕДИНОГЛАСИЯ ПРИНЦИП- закрепленный Уставом ООН (ст. 27, п.3) порядок принятия решений в Совете Бозопасности ООН, согласно которому для принятия решений по всем вопросам существа требуется не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности. Достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против, и решение считается отклоненным (так называемое "вето" постоянного члена).
ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ- гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется 4-мя Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- процесс становления договорной нормы международного права и формирования соглашения между государствами, выражающийся в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, целей и формы договоренности.
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ- совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. Законы и обычаи войны имеют целью устранить наиболее жестокие способы и средства ведения войны, а также обеспечить защиту гражданского населения. Они определяют порядок начала, ведения и прекращения военных действий, правовое положение комбатантов, гражданского населения, раненых, больных, военнопленных, медицинского и персонала, правовой режим собственности, и устанавливают ответственность за нарушение законов и обычаев войны. Действующие законы и обычаи войны предусмотрены в международных договорах либо сложились в порядке обычая.
ЗАКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР- договор, в соответствии с положениями которого круг его участников ограничен какими-либо критериями.
ЗАЛИВЫ МОРСКИЕ- хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега; его площадь должна быть не менее, чем площадь полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Воды залива считаются внутренними, если ширина входа в него не превышает 24 морские мили от линии, ограничивающей возможно большее водное пространство при наибольшем отливе. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, то за диаметр указанного полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, находящиеся в углублении залива, рассматриваются как части водного пространства данного залива и, следовательно, в расчет ширины входа не принимаются.
ЗАЛОЖНИКОВ ЗАХВАТ- преступление международного характера, которое, в частности, выражается в захвате или удержании любым лицом другого лица, сопровождаемых угрозой убить, нанести повреждения или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить третью сторону (государства, международную организацию, физическое, юридическое лицо или группу лиц) совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условий для освобождения заложника.
ЗАМКНУТЫЕ ИЛИ ПОЛУЗАМКНУТЫЕ МОРЯ- заливы, бассейны или моря, окруженные территорией двух или более государств и сообщающиеся с другими морями или океанами через узкий проход и состоящие полностью или главным образом из территориальных вод и экономических зон двух или более прибрежных государств (Балтийское, Черное, Японское моря, Персидский залив).
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ- в отношении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушения на море, гражданского населения и военнопленных установлены следующие запреты: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, включая убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, коллективные наказания; посягательства на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение; проведение медицинских или научных экспериментов; применение наказаний без предварительного судебного решения; превращения гражданского населения в объект военного нападения; совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданские объекты и население; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение окажется причиной чрезмерных потерь и разрушений.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ- средства, применение которых является недопустимым по международному праву и рассматривается как военное преступление против человечности, влекущее юридическую ответственность.
ЗАЩИТА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ- защита, которую в соответствии с международным правом по дипломатическим каналам государство оказывает своим гражданам в целях обеспечения или восстановления их прав и интересов, нарушенных иностранным государством.
ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ- общепризнанный исторически сложившийся принцип международного морского права, закрепленный в многосторонних договорах. Согласно этому принципу военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. В территориальных водах иностранных государств военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей, но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права, регулирующие мирный проход через территориальные воды.
ИММИГРАНТЫ- иностранные граждане или лица без гражданства, въезжающие в страну на постоянное или долговременное жительство.
ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА- принцип международного права, вытекающий из начал государственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства ("равный не имеет власти над равными"). Иммунитетом пользуются иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество.
ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- (лат.- jus cogens)- согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., это норма, "которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер".
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (международного права)- фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне; осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.
ИНДУЛЬТ- в соответствии с законами и обычаями войны срок, предоставляемый в случае объявления войны судам, для того чтобы они покинули порты неприятельского государства. По истечении этого срока суда подлежат конфискации.
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- создан в 1873 г. В Генте (Бельгия) в целях содействия изучению международного права и его кодификации. Членами Института являются видные юристы-международники. На сессиях, созываемых раз в два года, избираются действительные члены-корреспонденты (пожизненно), президент, три вице-президента и генеральный секретарь, рассматриваются актуальные вопросы международного права и подготовленные соответствующими комиссиями проекты конвенций. Штаб-квартира находится в Брюсселе.
ИНТЕРВЕНЦИЯ- насильственное вмешательство одного государства или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости или каким-либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН.
ИНТЕРНИРОВАНИЕ- принудительное выдворение иностранных граждан в особые места поселения воюющей или нейтральной стороной в связи с вооруженным конфликтом.
ИНТЕРПОЛ- сокращенное название Международной организации уголовной полиции. Решение о создании Интерпола было принято на конгрессе в Монако в 1914 г. Фактически Интерпол был создан только в 1923 г; когда был принят его первый устав (новая редакция устава принята в 1956 г.). С 1972 г. местом пребывания штаб-квартиры Интерпола определена Франция (г. Лион). Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, в качестве постоянных специальных органов действуют Генеральный секретариат и национальные центральные бюро. Интерпол выступает в качестве международного центра регистрации преступников, а также осуществляет координацию международного розыска преступников (подозреваемых; лиц, пропавших без вести; похищенных ценностей). К настоящему времени членами Интерпола являются более 150 государств. Россия является членом Интерпола как правопреемник СССР, вступившего в Интерпол в 1990 г.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОДЫ- как в доктрине международного права, так и в практике государств признается, что при определенных обстоятельствах государства могут по историческим основаниям иметь право на некоторые воды, примыкающие к их побережью. На исторические воды распространяется режим внутренних вод государства. Основаниями для объявления вод историческими являются осуществление власти государства над этими водами, осуществление такой власти в течение длительного времени, международное признание, географическое положение вод и их конфигурация, экономическое и оборонное значение этих вод для государства. Историческими водами могут быть воды заливов, бухт, губ, лиманов, проливов и даже морей.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАЛИВЫ- заливы между берегами одного государства, имеющие ширину входа свыше 24 морских миль, которые в силу исторически сложившихся условий с давних времен находились и находятся под контролем одного государства и рассматриваются им как внутренние воды.
ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. Основные источники международного права- международный договор и международный обычай. К вспомогательным источникам международного права могут относиться определенные резолюции международных организаций, решения международных и арбитражных судов, доктрины ученых-международников.
КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- искусственные морские пути, связывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. Каналы международные находятся под суверенитетом того государства, на территории которого расположены.
КАПЕРСТВО ( от гол.-kaper- морской разбойник)- нападение в открытом море вооруженных частных торговых судов (но под военным флагом) воюющего государства с его разрешения (каперского свидетельства установленного образца) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных стран, перевозящие грузы для неприятельского государства. Каперство запрещено Декларацией о морской войне 1856 г.
КАПИТУЛЯЦИЯ- способ прекращения военных действий в виде полного и окончательного прекращения сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон целиком или сдача отдельных гарнизонов, окруженных группировок вследствие утраты равенства с победителем. Капитуляция формально не прекращает состояние войны между воюющими сторонами.
КЛАУЗУЛА- особое положение в международном договоре или соглашении. применяется для обозначения разнообразных особых положений и условий: о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о всеобщем участии в договоре, о коренном изменении обстоятельств, об обязательной юрисдикции международного судебного органа и др.
КОДИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- ( лат. codificatio)- упорядочение действующих норм международного права, проводимое на основе изучения и учета различных источников международного права, согласования норм права друг с другом, устранения имеющихся между ними противоречий и отмены устаревших положений. Кодификация международного права осуществляется в комплексе с прогрессивным развитием современного международного права. Кодификация международного права бывает официальной, проводимой государствами, и неофициапьной, проводимой национальными или международными научными учреждениями (Институт международного права, Ассоциация международного права) или отдельными учеными.
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ- система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ- действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые двумя или более государствами или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.
КОЛЛИЗИОННАЯ НОРМА- норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера, т. е. отношению, участником которого является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо, или объектом отношений является вещь, находящаяся за границей, или юридические факты, с которыми связаны возникновение, изменение или прекращение отношений, имеют место за границей.
КОМБАТАНТЫ- лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.
КОММЮНИКЕ- официальное сообщение о событиях международного характера.
КОМИССИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Состоит из 34 юристов- международников, “пользующихся признанным авторитетом в области международного права”. Члены Комиссии международного права избираются Генеральной Ассамблеей на 5- летний срок и выступают в личном качестве. В задачу Комиссии международного права входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.
КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА- договорный орган, образованный в соответствии с ч. IY Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для наблюдения за выполнением государствами-участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств-участников Международного пакта о гражданских и политических правах 20 сентября 1976 г. Состоит из 18 членов- граждан государств-участников Пакта, которые выступают в личном качестве. Срок полномочий 4 года. Для выполнения своих функций Комитет по правам человека устанавливает собственные правила процедуры.
КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- одно из распространенных названий многосторонних международных договоров.
КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. - принята 3-ей Конференцией ООН по морскому праву 30 апреля 1982 г. Вступила в силу 16 ноября 1994 г. Конвенция состоит из 320 статей, 9 приложений и содержит почти все вопросы, касающиеся морского пространства и его использования, включая мореплавание и пролет, разведку и освоение ресурсов, защиту морской среды от загрязнения, рыболовство и судоходство. В частности, Конвенция определяет внешние границы и режим территориальных вод и континентального шельфа, устанавливает право бесприпятственного прохода судов через проливы, используемые для международного судоходства, предусматривает режим и порядок мореплавания в архипелажных водах, содержит определение и устанавливает режим 200- мильной экономической зоны. Кроме того, Конвенция устанавливает режим Международного района морского дна, предусматривает создание международной организации нового типа с широкими политическими и хозяйственными полномочиями в области освоения ресурсов морского дна, объявленных Генеральной Ассамблеей ООН общим наследием человечества. Конвенция предусматривает также систему мирного урегулирования споров, касающихся ее толкования и применения, и, в частности, создание Международного трибунала по морскому праву.
КОНГРЕСС ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И ОБРАЩЕНИЮ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ- учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 415/ Y от 1 декабря 1950 г . и проводится раз в пять лет. К его компетенции относятся: определение главных направлений развития сотрудничества государств в области предупреждения преступности, утверждение соответствующих программ международного сотрудничества, разработка рекомендаций в области обращения с правонарушителями, содействие обмену опытом и координации сотрудничества в этой области в рамках ООН. О своей работе предоставляет доклады Генеральной Ассамблее ООН.
КОНСЕНСУС- (лат. consensus- согласие, общее мнение)- принятие решения или текста договора на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума. КОНСУЛ- должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Деятельность консула контролитруется посольством представляемого государства и, если таковой имеется, генеральным консулом.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ- возглавляет отдельное генеральное консульство. Его правовое положение и характер работы аналогичны тому, что присуще вообще консулу. Отличие между ними формальное, отражающее уровень установленных консульских отношений между представляемым государством и государством пребывания. Консулу генеральному в отдельных случаях поручаются функции политического или представительского характера, особенно при международных организациях.
КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ (почетный)- лицо, не состоящее на государственной, консульской или дипломатической службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Консул нештатный помимо отправления консульских функций может заниматься предпринимательской деятельностью, получать или не получать вознаграждение от представляемого государства за отправление консульских функций. Особых требований к гражданству консула нештатного нет, но представляемое государство на практике всегда стремиться использовать в этом качестве своих граждан. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. предоставляет консулу нештатному почти тот же объем привилегий и иммунитетов, что и консулам штатным. На практике, однако, государство пребывания ограничивает привилегии и иммунитеты консула нештатного, связывая их только с актами исполнения консульских функций.
КОНСУЛ ШТАТНЫЙ- должностное лицо, состоящее на государственной службе представляемого государства и, как правило, является его гражданином. Он получает регулярное жалованье и не должен заниматься никакой приносящей доходы деятельностью, кроме отправления консульских функций. Он и члены его семьи пользуются полными привилегиями и иммунитетами, присущими положению консула.
КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА- разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в пределах консульского округа, какую бы форму такое разрешение не имело.
КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ- соглашения, заключаемые между государствами, содержащие нормы консульского права, определяющие порядок учреждения консульских представительств, назначения и отзыва, круг деятельности, права, привилегии и иммунитет консульских должностных лиц и сотрудников консульства.
КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ- особые преимущества, предоставляемые в государстве пребывания консульским представительствам, консульским должностным лицам и членам их семей на основании правовых норм или правил международной вежливости. К таковым относятся: обязанность принимать меры для защиты от посягательств и оскорблений; право пользоваться государственным флагом, консульским щитом, эмблемой; право на использование различных средств связи (курьеров, шифров); освобождение от таможенных досмотров, право свободного доступа к самолетам и судам своей страны и др. Консульские привилегии предоставляются, как правило, на основе взаимности для эффективного отправления консульским учреждением возложенных на него функций.
КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ- изъятия из правопорядка государства пребывания, распространяемые на консульских должностных лиц, членов их семей и имущество в отношении принудительных судебных, административных и фискальных мер органов государства пребывания, таких, в частности, как арест, обыск, допрос, иски, налоги, реквизиция, эмбарго, постой. Консульский иммунитет носит, как правило, функциональный характер, т. е. связан с отправлением консульских функций. Он начинается с момента вступления консульского сотрудника на территорию государства пребывания и кончается по завершении им консульской миссии. КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ- определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между договаривающимися государствами консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности.
КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ- документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского учреждения.
КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ- свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В Российской Федерации действует Консульский устав СССР 1976 г.
КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО- любое лицо консульского учреждения, включая его главу, которому поручено выполнение консульских функций и которое признано в этом качестве государством пребывания.
КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО- совокупность принципов и норм, регулирующих правовое положение консульского учреждения, а также определяющих порядок назначения (отзыва), функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Источниками консульского права являются международный договор, обычай и законодательство государств.
КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО- один из органов внешних сношений государств, организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Согласованию подлежит и округ, в котором консульские представительство оправляет свои функции, а также режим пребывания и передвижения в нем консульских должностных лиц.
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ- прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Внешняя граница континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты.
КОНТРАБАНДА- международное правонарушение в сфере таможенного дела.
КОНТРАБАНДА ВОЕННАЯ- совокупность материалов и предметов, перевозимых нейтральными странами в нарушение их нейтрального статуса для одной из воюющих сторон. Контрабандой военной не могут быть предметы ухода за ранеными и больными. Контрабанда военная подлежит конфискации вместе со средствами ее доставки.
КОНТРИБУЦИЯ- денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу контрибуции положено “право победителя”, независимо от того, справедливую или несправедливую войну вело победившее государство. Размер, условия, формы выплаты контрибуции определялись исключительно по усмотрению победителя. Исторически контрибуция возникла как средство, с помощью которого население побежденного города или государства откупалось от разграбления. Нормами современного международного права контрибуция запрещена. На смену контрибуции пришли репарации, реституции и другие формы материальной ответственности государств.
КОНФЕРЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ- временный коллективный орган государств- ее участников. Состоит из официальных представителей по крайне мере трех государств, каждое из которых обладает правом одного голоса и нередко- из не обладающих правом голоса наблюдателей от третьих государств, национально-освободительных движений, межправительственных организаций. В настоящее время конференции международные все чаще созываются в рамках или под эгидой межправительственных организаций (например: кодификационные конференции). Однако, это не изменяет характера такой конференции как самостоятельного международного органа. Конференции международные могут быть мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные. Решения на конференциях принимаются, как правило, большинством голосов или консенсусом.
КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ- место массового заключения гражданского населения либо военнопленных, обычно во внесудебном порядке. Заключение в концентрационный лагерь не носит характера уголовного наказания и не имеет целью перевоспитание заключенных. Целями содержания в концентрационном лагере могут быть также массовое уничтожение политических противников и геноцид иностранного населения.
КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространство за пределами воздушной сферы Земли, правовой режим которого определяется международным космическим правом. Общепризнанного международно-правового определения космического пространства в настоящее время нет. Режим космического пространства определен действующими международными соглашениями, в соответствии с которыми космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства без какой-либо дискриминации. Оно не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на него суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни другими средствами.
КУРЬЕР ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ- официальное лицо, которому поручается доставка дипломатической почты. Он снабжается официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту. Курьер дипломатический в соответствии с общепризнанными нормами международного права пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он обладает неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Аккредитирующее государство или дипломатическое представительство могут назначить курьера дипломатического ad hoc. В таких случаях его привилегии и иммунитеты прекращаются в момент доставки им порученной дипломатической почты по назначению.
ЛАЗУТЧИКИ- (военные шпионы)- лица, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают или стараются собрать сведения в районе действия одной из воюющих сторон с намерением сообщить таковые противной стороне. Ст. 46 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. уточняет статус военного шпиона:"Лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом". Согласно ст. 30 IY Гаагской конвенции “лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда”. Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен, не подлежит никакой ответственности за свои прежние действия в качестве лазутчика.