Методические рекомендации

Территория в международном праве

Решение задач по указанию преподавателя

Доклады по теме семинара

Вопросы для обсуждения

Методические рекомендации

Права человека и международное право

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека после второй мировой войны стала ООН. Она содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разре­шению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и других проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии (ст. 55 Устава ООН). Ответственность за практическое выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамб­лею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека. Подавляющее число важнейших международных соглашений по за­щите прав и свобод человека разработано в рамках ООН и ее специа­лизированных учреждений. К их числу относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах с факультативным протоколом I и Между­народный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами I и II, Конвенция о согласии на вступ­ление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (Россия не является участником), Конвенция о предупреждении преступления ге­ноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Международная кон­венция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.

 

1. Международный механизм защиты прав человека. Общая характеристика документов ООН в области прав человека.

2. Конвенционные органы в ООН.

3. Европейский механизм защиты прав человека.

4. Европейская конвенция 1950 г. и Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

5. Значение международных стандартов для развития российского законодательства

 

Под территорией в современном международном праве понимают­ся весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недра­ми, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три основные категории: 1) государственная территория; 2) международ­ная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом. При изучении данной темы следует уяснить понятие, состав и правовой режим государственной территории, понятие территориаль­ного верховенства, порядок территориальных изменений. Важным яв­ляется вопрос о государственных границах: понятии, видах и спо­собах установления границ (делимитация, демаркация границы). Необходимо помнить, что государственная граница — это обозначенная на картах и закреп­ленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного простран­ства) соответствующего государства, то есть пространственный пре­дел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).

Необходимо уяснить, что территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участву­ет около сорока государств. Это соглашение на конференции госу­дарств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным. В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территори­альные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отри­цает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых при­тязаний. Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация территорий по правовому режиму.
  2. Государственная территории и государственная граница.
  3. Установление государственной границы. Режим государственной границы.
  4. Правовой режим Антарктики, Арктики и архипелага Шпицберген.
  5. Правовой режим многонациональных и международных рек.

6. Правовой режим трансграничных водотоков и многонациональных озер.

7. Особенность демилитаризации и нейтрализации территории.