ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 5 страница
СПОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ – формально признанное разногласие между субъектами международного права, возникающее по вопросу факта или права. Может быть двусторонним или многосторонним, возникать в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства и т. д. В каждой сфере С. м. имеет свои особенности. Он может образоваться не сразу, а в течение более или менее длительного периода. Появление любого разногласия между государствами еще не предопределяет наличия С. м. Признание факта существования С. м. влечет обязанность решать этот спор. В международной практике (в том числе и у РФ) нередки ситуации, когда одна сторона настаивает, что существует С. м., а другая не признает самого факта существования С. м. Это бывает необходимым для того, чтобы не ослаблять свои позиции, т. к. признание наличия С. м. является косвенным подтверждением того, что соответствующая сторона сама не рассматривает свои позиции как абсолютно бесспорные. С. м. должны решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров.
СТАТУТ (англ. statut, от позднелат. statutum, от лат. statuo постановляю, решаю) – 1) название некоторых законодательных актов парламента Великобритании, конгресса США и ряда др. стран англо-саксонской системы права. Нормы, содержащиеся в С, образуют статутное право, функционирующее в странах англо-саксонской правовой системы наряду с общим правом. 2) в международном праве чаще всего положение о деятельности какого-либо международного органа в форме многостороннего международного соглашения. С. международного органа определяет цели этого органа, его структуру и функции (напр., Статут Международного Суда
СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость власти. С. государственный – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее свойство государственной власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.
СУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНАЯ – средство мирного урегулирования споров, заключающееся в рассмотрении спора международным судом и вынесении по нему решения, как правило, обязательного для сторон. С. п. м. осуществляется международным судом, который создается на основе межгосударственного соглашения. В соглашении определяются порядок формирования, компетенция, структура международного суда, а также устанавливаются основные правила судопроизводства. Нередко подробные правила процедуры вырабатываются и принимаются не государствами-учредителями, а самим международным судом.
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – совершение таможенными органами необходимых действий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами установленных законов и правил, которые регулируют порядок ввоза, вывоза или транзита грузов, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Т. к. производится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля), учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных и иными актами законодательства по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам. При проведении Т. к. могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (территориальное море) – в международном праве полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах. Т. в. государства-архипелага начинаются за пределами его архипелажных вод. Ширина Т. в. определяется прибрежным (или архипелажным) государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР – спор международный между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. В Т. с. каждая сторона обычно утверждает, что определенная территория юридически принадлежит именно ей, поскольку она осуществляла или осуществляет свою власть над этой территорией и ничто не является достаточным доказательством обратного. Свидетельством такой власти является, как правило, осуществление государственных функций. Т. с. считается имеющимся тогда, когда все участвующие в нем стороны признали его наличие и спорят по поводу определенной территории или границы и вместе с тем относительно определенных, одних и тех же международно-правовых норм или актов. В случае отсутствия такой совокупности, образующей предмет спора у сторон, считается, что Т. с. еще не возник и вся проблема находится на стадии разногласий, которые могут и не привести к Т. с.
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав Т. г. входит суша с ее недрами, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные води. Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства. Боковые пределы Т. г. обозначаются государственными границами. В пределах своей территории государство осуществляет свое верховенство, которое называется территориальным и является составной частью государственного суверенитета (см. Территориальное верховенство).
ТЕРРИТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ – лежащие за пределами государственной территории географические пространства, которые не принадлежат исключительно какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всего человечества, всех государств и правовой статус и режим которых определяются международным правом. К ней относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа, Антарктика, космическое пространство, Луна и др. небесные тела (см. Луны и других небесных тел статус).
ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Последовательно выступая за конструктивное сотрудничество государств в борьбе с актами Т. м., Советский Союз в 1937г. подписал Международную конвенцию по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция не вступила в силу, но тем не менее сыграла важную роль в международном осуждении и признании противоправности Т. м. РФ является участником многих международных соглашений, направленных, в частности, на борьбу с проявлениями Т. м., в т. ч. Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г., Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971г., Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973г.
ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (торгпредство) – в некоторых странах орган государства, осуществляющий за границей его права в области внешнеэкономической деятельности.
ТРАНЗИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ – следование (проход, проезд, пролет) через находящуюся под суверенитетом какого-либо государства сухопутную или водную территории либо воздушное пространство над ними лиц, грузов и транспортных средств (морских, наземных, воздушных) др. государства. Т. м. является составной частью пути, начинающегося и оканчивающегося вне пределов государства транзита. Он осуществляется на основании многосторонних и двусторонних соглашений между заинтересованными государствами. В соглашениях регулируются порядок и условия транзита, и в частности предусматриваются маршруты, условия, гарантирующие безопасность лиц и сохранность транспортных средств и грузов. Транзитное движение освобождается от обложения таможенными пошлинами, налогами и сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. Для удобства могут быть созданы беспошлинные зоны и предусмотрены иные таможенные льготы. Государства должны принимать надлежащие меры с целью не допускать задержек и др. трудностей технического характера при транзитном движении. Вместе с тем государство может не разрешать транзит неугодных ему лиц, а также грузов и товаров, импорт которых им запрещен в целях обеспечения безопасности, предотвращения распространения заболеваний либо по др. причинам. Т. м. предоставляется по соглашениям, как правило, на основе взаимности.
ТРАНСФЕРТ – обмен населением между государствами на основе международного соглашения, автоматическое изменение гражданства.
ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО – процедура мирного урегулирования споров международных с участием третьей стороны, т. е. не являющейся стороной в споре. Чаще всего Т. р. означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том, и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр. Иногда термин «Т. р.» употребляется в качестве синонима арбитража, однако чаще к арбитражу применяется термин «третейский суд».
ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – создавались для суда над преступниками и государствами по обвинению в совершении международных преступлений: 1) Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945г.; 2) Международный военный трибунал для Дальнего Востока — на основании Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Японии 1946г.; 3) Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991г., в Гааге — на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993г.; 4) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994г. по 31 декабря 1994г., – на основании Устава, принятого в 1995г. Советом Безопасности ООН; 5) 18 июля 1998г. международная конференция в Риме одобрила Статут Международного уголовного суда ООН.
УБЕЖИЩЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ – предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Согласно международному праву, неприкосновенность помещения дипломатического или консульского представительства, а также экстерриториальность иностранного военного корабля не дают права предоставлять в их помещениях убежища лицам, преследуемым властями государства пребывания за совершенные ими правонарушения. Это положение нашло отражение и в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г., которая запрещает использовать помещения дипломатического представительства в целях, не совместимых с его официальными целями.
УБЕЖИЩЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ – предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на территории определенного государства. Разрешение на постоянное проживание, даваемое иностранному гражданину или лицу без гражданства, не означает предоставления У. т. Основания предоставления У. т. устанавливаются внутренним законодательством государства. Оно не должно предоставляться лицам, совершившим общеуголовные преступления, преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Существует ряд международных договоров, в которых указывается, какие категории преступников могут подлежать выдаче (т. е. не могут получить У. т.). Предоставление государством У. т. влечет за собой его обязанность: а) не выдавать лицо, получившее У. т., государству, от преследований которого оно искало защиты; б) не допускать, чтобы такое лицо совершало с его территории какие-либо насильственные акты против государства, которое покинуло. Практика показывает, что государство, предоставившее У. т., может оказывать лицам, получившим убежище (политэмигрантам), квазидипломатическую защиту в случае нарушения их прав во время пребывания за рубежом. 14 декабря 1967г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 2312 (XXII) приняла Декларацию о территориальном убежище.
УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ – противоречащие принципу запрещения применения силы и угрозы силой действия, создающие вопреки Уставу ООН угрозу территориальной неприкосновенности или политической независимости какого-либо государства, а также совершенные каким-либо др. образом, несовместимым с целями ООН. В отличие от применения силы, констатируемого при помощи Определения агрессии 1974г., до настоящего времени отсутствуют какие-либо международные документы, конкретизирующие понятие «У. п. с». На основе имеющейся практики можно различать насильственные действия психологического и материального характера, обладающие значением У. п. с. О психологической У. п. с. можно говорить применительно к действиям государства, выражающимся в пропаганде войны. Материальная У. п. с. проявляется в таких действиях, как концентрация на границе вооруженных сил и вооружений в размерах, превышающих обычно размещаемые, морские демонстрации вблизи берегов др. государства, размещение оружия в пространствах, обычно не используемых в военных целях (космическое пространство, дно морей и океанов и т. д.). В качестве У. п. с. могут рассматриваться не вызываемые потребностями самообороны действия государства по наращиванию своего военного потенциала.
УЛЬТИМАТУМ – категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству др. государства, под угрозой, что в случае невыполнения этого требования к определенному сроку выдвинувшее У. правительство примет определенные меры.
УСТАВ ООН – многостороннее международное соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы Второй мировой войны и принятое единогласно на Конференции в Сан-Франциско представителей 50 стран 25 июня 1945 года. На следующий день делегаты подписали его в здании Мемориала ветеранов войны (от СССР – Громыко). После ратификации Устава большинством подписавших его государств, в том числе и пятью постоянными членами Совета Безопасности 24 октября 1945г. он вступил в силу.
ФАКТ ЮРИДИЧЕСКИЙ – это конкретное обстоятельство, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.
В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия – это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).
ФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государства образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами Ф. и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту Ф. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию.
ФОРС-МАЖОР (непреодолимая сила) – не поддающиеся контролю непредвиденные и неотвратимые внешние события чрезвычайного характера: стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, вооружённые конфликты, гражданские беспорядки и т. п.
ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА – согласно сложившейся практике и Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г., дипломатическое представительство осуществляет ряд функций. К ним относятся: представительство своего государства, защита интересов представляемого государства и его граждан, ведения переговоров с правительством государства пребывания, информационная функция, развитие дружественных отношений между представляемым государством и государством пребывания и консульская функция.
ЦЕССИЯ – в международном праве передача территории одного государства др. государству по соглашению между ними. Ц. в прошлом проводилась государствами зачастую без учета интересов соответствующих государств и народов. Современное международное право допускает передачу участков территории одного государства др. государству постольку, поскольку такая передача не нарушает права народов и наций на самоопределение. Ц. предполагает соответствующую компенсацию, которая может быть выражена в различной форме. Кроме того, Ц. требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982г., прибрежное государство в Э. з. имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении др. видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; создание и использование искусственных о-вов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав прибрежное государство должно учитывать права др. государств. Все государства при условии соблюдения соответствующих положений конвенции пользуются в Э. з. свободами судоходства и полетов, включая военное мореплавание, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также др. правомерными, с точки зрения международного права, видами использования моря, относящимися к этим свободам (такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей, трубопроводов) и совместимыми с др. положениями Конвенции. Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в неблагоприятном географическом положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС) –один из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие и многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация, освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многие др. Совет призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады и выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать уважению и соблюдению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими характер их отношений с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящим в его компетенцию. Ежегодно Генеральная Ассамблея ООН избирает 18 членов ЭКОСОС сроком на 3 года.
ЭКСТРАДИЦИЯ (лат. extraditio) – выдача одним государством другому (иностранному) государству своего гражданина или иностранца. Современные конституции, как пр., безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству. Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующее государство. В соответствии с общепризнанными принципами международного права Э. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток.
ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ (букв. «внеземельность») – полный иммунитет, т. е. освобождение от юрисдикции какого-либо государства на том основании, что соответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Ранее ссылками на Э. обосновывали дипломатические иммунитеты и привилегии, но затем от этого отказались ввиду того, что она в подобных ситуациях основывалась на юридической фикции и могла бы послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий. Э. сохранила свое значение в некоторых др. отраслях международного права.
ЭМБАРГО – более или менее полный и всеобъемлющий запрет отношений (как правило, внешнеэкономических), применяемый в отношении определенного государства, или же запрет экспорта отдельных товаров в данное государство либо запрет импорта отдельных товаров из этого государства как в мирное, так и в военное время. В международной практике известны случаи Э. на поставки оружия в какую-либо страну. В силу ст.39 и 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН может в случаях существования любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии применять меры, не связанные с применением вооруженных сил, в число которых входит и Э. (полный или частичный перерыв экономических отношений). Такие меры могут применяться и к государствам, совершившим другие международные преступления.
ЭМИГРАНТЫ – лица, выезжающие на постоянное жительство в др. государство, покинувшие страну своего гражданства или постоянного проживания. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в п. 2 ст. 12 предусматривает право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную (т. е. право на эмиграцию). Это право, однако, согласно пакту, может быть объектом некоторых установленных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
ЮНЕСКО (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ) – основана в 1946г. после ратификации ее Устава. В качестве специализированного учреждения входит в систему Объединенных Наций. Цели ЮНЕСКО: вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН.
ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА – права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Под территориальной понимается такая Ю. г., которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуществляется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море, в Антарктике. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю. г. может распространяться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением. В случаях существования конкурирующих юрисдикции вопрос о применении юрисдикции того или иного государства решается на основании соответствующих международных договоров или международно-правовых обычаев.
ЮС КОГЕНС (лат. «jus cogens» – неоспоримое право) – согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986г. Ю. к. – это правило поведения, имеющее императивный характер, то есть юридическая норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей юридической нормой такого же характера (ст.53). Несоответствие любого международного договора норме Ю. к. является основанием для безусловного признания такового недействительным, независимо от того, существовала ли такая норма в момент заключения договора или она возникла позднее, уже в процессе его действия. Примером юридических норм такого рода могут служить основные принципы международного права – суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств и др. Если международный договор является недействительным вследствие его противоречия императивной норме Ю. к., то его участники обязаны, насколько это возможно, устранить последствия любого действия, совершенного на основе положения, которое не соответствует указанной норме, и приводят свои взаимоотношения в соответствие с нею; когда подобная норма возникла после заключения международного договора, его участники освобождаются от взаимных обязательств, вытекающих из такового, но не влияет на права, обязательства или юридическое положение возникшие в результате выполнения этого договора до его прекращения (ст.71).