ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 5 страница

СПОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ – формально признанное разногласие между субъектами международного права, возникающее по вопросу факта или права. Может быть двусторонним или многосторонним, возникать в раз­личных сферах деятельности государств в отношении толкования или при­менения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства и т. д. В каждой сфере С. м. имеет свои особенности. Он может образоваться не сразу, а в течение более или менее длительного пери­ода. Появление любого разногласия между государствами еще не предопре­деляет наличия С. м. Признание факта существования С. м. влечет обязан­ность решать этот спор. В международной практике (в том числе и у РФ) нередки ситуации, когда одна сторона настаивает, что существует С. м., а другая не признает самого факта существования С. м. Это бывает необходи­мым для того, чтобы не ослаблять свои позиции, т. к. признание наличия С. м. является косвенным подтверждением того, что соответствующая сторона сама не рассматривает свои позиции как абсолютно бесспорные. С. м. дол­жны решаться мирными средствами на основе принципа мирного разреше­ния международных споров.

СТАТУТ (англ. statut, от позднелат. statutum, от лат. statuo постановляю, решаю) – 1) название некоторых законодательных актов парламента Ве­ликобритании, конгресса США и ряда др. стран англо-саксонской систе­мы права. Нормы, содержащиеся в С, образуют статутное право, функци­онирующее в странах англо-саксонской правовой системы наряду с общим правом. 2) в международном праве чаще всего положение о деятельности какого-либо международного органа в форме многостороннего междуна­родного соглашения. С. международного органа определяет цели этого органа, его структуру и функции (напр., Статут Международного Суда

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость власти. С. государственный – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законо­дательной, исполнительной и судебной власти государства на его террито­рии, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного об­щения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со сто­роны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства все­гда является полным и исключительным. С. как важнейшее свойство государственной власти представляет собой качественный признак государства, характери­зующий его политико-правовую сущность.

СУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНАЯ – средство мирного урегулирования споров, заключающееся в рассмотрении спора международ­ным судом и вынесении по нему решения, как правило, обязательного для сторон. С. п. м. осуществляется международным судом, который создается на основе межгосударственного соглашения. В соглашении определяются порядок формирования, компетенция, структура международного суда, а также устанавливаются основные правила судопроизводства. Нередко под­робные правила процедуры вырабатываются и принимаются не государства­ми-учредителями, а самим международным судом.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – совершение таможенными органами необходимых действий, направленных на соблюдение юридическими и фи­зическими лицами установленных законов и правил, которые регулируют порядок ввоза, вывоза или транзита грузов, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Т. к. производится должностными лицами тамо­женных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра (досмотра товаров и транспор­тных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля), учета товаров и транспортных средств, устного опроса физи­ческих и должностных лиц, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлин­ной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется дея­тельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных и иными актами законодательства по таможен­ному делу либо не противоречащих законодательным актам. При проведе­нии Т. к. могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба това­рам, транспортным средствам, лицам.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (территориальное море) – в междуна­родном праве полоса прибрежных морских вод определенной ширины, от­считываемой от линии наибольшего отлива как на материке, так и на ост­ровах. Т. в. государства-архипелага начинаются за пределами его архипелажных вод. Ширина Т. в. определяется прибрежным (или архипелажным) государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР – спор международный между государ­ствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. В Т. с. каждая сторона обычно утверждает, что определенная территория юридически принадлежит именно ей, поскольку она осуществляла или осу­ществляет свою власть над этой территорией и ничто не является достаточ­ным доказательством обратного. Свидетельством такой власти является, как правило, осуществление государственных функций. Т. с. считается имею­щимся тогда, когда все участвующие в нем стороны признали его наличие и спорят по поводу определенной территории или границы и вместе с тем от­носительно определенных, одних и тех же международно-правовых норм или актов. В случае отсутствия такой совокупности, образующей предмет спора у сторон, считается, что Т. с. еще не возник и вся проблема находится на стадии разногласий, которые могут и не привести к Т. с.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ – часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом определенного государства. В состав Т. г. входит суша с ее недрами, воды и лежащее над сушей и водами воздушное про­странство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные води. Находящиеся под сухопутной и водной тер­риторией недра являются принадлежностью данного государства до тех­нически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфе­ра, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства. Боковые пределы Т. г. обозначаются государственными границами. В пре­делах своей территории государство осуществляет свое верховенство, ко­торое называется территориальным и является составной частью государ­ственного суверенитета (см. Территориальное верховенство).

ТЕРРИТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ – лежащие за пределами госу­дарственной территории географические пространства, которые не при­надлежат исключительно какому-либо государству в отдельности, а на­ходятся в общем пользовании всего человечества, всех государств и пра­вовой статус и режим которых определяются международным правом. К ней относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морс­кое дно за пределами континентального шельфа, Антарктика, космичес­кое пространство, Луна и др. небесные тела (см. Луны и других небесных тел статус).

ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ – совокупность общественно опас­ных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных кон­тактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. После­довательно выступая за конструктивное сотрудничество государств в борьбе с актами Т. м., Советский Союз в 1937г. подписал Международную конвен­цию по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция не всту­пила в силу, но тем не менее сыграла важную роль в международном осужде­нии и признании противоправности Т. м. РФ является участником многих международных соглашений, направленных, в частности, на борьбу с про­явлениями Т. м., в т. ч. Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздуш­ных судов 1970г., Конвенции о борьбе с незаконными актами, направлен­ными против безопасности гражданской авиации 1971г., Конвенции о пре­дотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973г.

ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (торгпредство) – в некоторых странах орган государства, осуществляющий за границей его права в обла­сти внешнеэкономической деятельности.

ТРАНЗИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ – следование (проход, проезд, про­лет) через находящуюся под суверенитетом какого-либо государства сухо­путную или водную территории либо воздушное пространство над ними лиц, грузов и транспортных средств (морских, наземных, воздушных) др. государства. Т. м. является составной частью пути, начинающегося и окан­чивающегося вне пределов государства транзита. Он осуществляется на основании многосторонних и двусторонних соглашений между заинтере­сованными государствами. В соглашениях регулируются порядок и усло­вия транзита, и в частности предусматриваются маршруты, условия, гаран­тирующие безопасность лиц и сохранность транспортных средств и гру­зов. Транзитное движение освобождается от обложения таможенными пошлинами, налогами и сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. Для удоб­ства могут быть созданы беспошлинные зоны и предусмотрены иные та­моженные льготы. Государства должны принимать надлежащие меры с це­лью не допускать задержек и др. трудностей технического характера при транзитном движении. Вместе с тем государство может не разрешать тран­зит неугодных ему лиц, а также грузов и товаров, импорт которых им зап­рещен в целях обеспечения безопасности, предотвращения распростране­ния заболеваний либо по др. причинам. Т. м. предоставляется по соглаше­ниям, как правило, на основе взаимности.

ТРАНСФЕРТ – обмен населением между государствами на основе меж­дународного соглашения, автоматическое изменение гражданства.

ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО – процедура мирного урегулиро­вания споров международных с участием третьей стороны, т. е. не являю­щейся стороной в споре. Чаще всего Т. р. означает посредничество или ар­битраж, поскольку и в том, и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр. Иногда термин «Т. р.» употребляется в качестве синонима арбитража, однако чаще к арбитражу применяется термин «третейский суд».

ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – создавались для суда над пре­ступниками и государствами по обвинению в совершении международных преступлений: 1) Международный военный трибунал в Нюрнберге, дей­ствовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945г.; 2) Международный военный трибунал для Дальнего Востока — на основа­нии Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Япо­нии 1946г.; 3) Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991г., в Гааге — на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993г.; 4) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Ру­анды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершен­ные на территории соседних государств в период с 1 января 1994г. по 31 декабря 1994г., – на основании Устава, принятого в 1995г. Советом Безо­пасности ООН; 5) 18 июля 1998г. международная конференция в Риме одоб­рила Статут Международного уголовного суда ООН.

УБЕЖИЩЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ – предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или кон­сульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Согласно международному праву, неприкосновенность помещения дипло­матического или консульского представительства, а также экстерритори­альность иностранного военного корабля не дают права предоставлять в их помещениях убежища лицам, преследуемым властями государства пре­бывания за совершенные ими правонарушения. Это положение нашло от­ражение и в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г., которая запрещает использовать помещения дипломатического предста­вительства в целях, не совместимых с его официальными целями.

УБЕЖИЩЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ – предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на тер­ритории определенного государства. Разрешение на постоянное прожива­ние, даваемое иностранному гражданину или лицу без гражданства, не оз­начает предоставления У. т. Основания предоставления У. т. устанавливают­ся внутренним законодательством государства. Оно не должно предоставляться лицам, совершившим общеуголовные преступления, пре­ступления против мира, военные преступления, преступления против че­ловечности. Существует ряд международных договоров, в которых указы­вается, какие категории преступников могут подлежать выдаче (т. е. не могут получить У. т.). Предоставление государством У. т. влечет за собой его обязанность: а) не выдавать лицо, получившее У. т., государству, от преследо­ваний которого оно искало защиты; б) не допускать, чтобы такое лицо со­вершало с его территории какие-либо насильственные акты против госу­дарства, которое покинуло. Практика показывает, что государство, предо­ставившее У. т., может оказывать лицам, получившим убежище (политэмигрантам), квазидипломатическую защиту в случае нарушения их прав во время пребывания за рубежом. 14 декабря 1967г. Генеральная Ас­самблея ООН в своей резолюции 2312 (XXII) приняла Декларацию о тер­риториальном убежище.

УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ – противоречащие принципу запре­щения применения силы и угрозы силой действия, создающие вопреки Ус­таву ООН угрозу территориальной неприкосновенности или политичес­кой независимости какого-либо государства, а также совершенные каким-либо др. образом, несовместимым с целями ООН. В отличие от применения силы, констатируемого при помощи Определения агрессии 1974г., до на­стоящего времени отсутствуют какие-либо международные документы, конкретизирующие понятие «У. п. с». На основе имеющейся практики можно различать насильственные действия психологического и матери­ального характера, обладающие значением У. п. с. О психологической У. п. с. можно говорить применительно к действиям государства, выражающим­ся в пропаганде войны. Материальная У. п. с. проявляется в таких действи­ях, как концентрация на границе вооруженных сил и вооружений в разме­рах, превышающих обычно размещаемые, морские демонстрации вблизи берегов др. государства, размещение оружия в пространствах, обычно не используемых в военных целях (космическое пространство, дно морей и океанов и т. д.). В качестве У. п. с. могут рассматриваться не вызываемые потребностями самообороны действия государства по наращиванию своего военного потенциала.

УЛЬТИМАТУМ – категорическое и не допускающее никаких дальней­ших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству др. государства, под угрозой, что в случае не­выполнения этого требования к определенному сроку выдвинувшее У. пра­вительство примет определенные меры.

УСТАВ ООН – многостороннее международное соглашение, разрабо­танное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы Второй мировой войны и принятое единогласно на Конференции в Сан-Франциско представителей 50 стран 25 июня 1945 года. На следующий день делегаты подписали его в здании Мемориала ветеранов войны (от СССР – Громыко). После рати­фикации Устава большинством подписавших его государств, в том числе и пятью постоянными членами Совета Безопасности 24 октября 1945г. он вступил в силу.

ФАКТ ЮРИДИЧЕСКИЙ – это конкретное обстоятельство, с кото­рым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в меж­дународном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия – это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

ФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически оп­ределенной политической самостоятельностью. Составляющие федератив­ное государства образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами Ф. и имеют свое собственное административно-территориаль­ное деление. В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являют­ся государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверени­тетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной кон­ституции или законодательства, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту Ф. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию.

ФОРС-МАЖОР (непреодолимая сила) – не поддающиеся контролю не­предвиденные и неотвратимые внешние события чрезвычайного характе­ра: стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, вооружённые конфликты, гражданские беспорядки и т. п.

ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА – со­гласно сложившейся практике и Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г., дипломатическое представительство осуществляет ряд функций. К ним относятся: представительство своего государства, защита интересов представляемого государства и его граждан, ведения перегово­ров с правительством государства пребывания, информационная функция, развитие дружественных отношений между представляемым государством и государством пребывания и консульская функция.

ЦЕССИЯ – в международном праве передача территории одного госу­дарства др. государству по соглашению между ними. Ц. в прошлом проводи­лась государствами зачастую без учета интересов соответствующих государств и народов. Современное международное право допускает передачу участков территории одного государства др. государству постольку, поскольку такая передача не нарушает права народов и наций на самоопределение. Ц. пред­полагает соответствующую компенсацию, которая может быть выражена в различной форме. Кроме того, Ц. требует заключения между соответствую­щими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибреж­ное государство осуществляет определенные суверенные права. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982г., прибрежное государство в Э. з. имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природ­ных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресур­сами и в отношении др. видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем исполь­зования воды, течений и ветра; создание и использование искусственных о-вов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав прибрежное го­сударство должно учитывать права др. государств. Все государства при усло­вии соблюдения соответствующих положений конвенции пользуются в Э. з. свободами судоходства и полетов, включая военное мореплавание, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также др. правомерными, с точки зре­ния международного права, видами использования моря, относящимися к этим свободам (такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей, трубопроводов) и совместимыми с др. по­ложениями Конвенции. Государства, не имеющие выхода к морю, и госу­дарства, находящиеся в неблагоприятном географическом положении, име­ют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответству­ющей части остатка допустимого улова живых ресурсов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС) –один из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие и многообразные функ­ции координации и развития сотрудничества государств с различным со­циальным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация, освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социаль­ное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и мно­гие др. Совет призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследова­ния, составлять доклады и выносить рекомендации по вопросам междуна­родного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать уважению и соблюдению прав человека, созы­вать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проек­ты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Ге­неральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными уч­реждениями ООН, определяющими характер их отношений с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящим в его компетенцию. Ежегодно Генеральная Ассамблея ООН избирает 18 членов ЭКОСОС сроком на 3 года.

ЭКСТРАДИЦИЯ (лат. extraditio) – выдача одним государством друго­му (иностранному) государству своего гражданина или иностранца. Совре­менные конституции, как пр., безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству. Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующее государство. В соответствии с общепризнанными принципами международного права Э. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток.

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ (букв. «внеземельность») – полный им­мунитет, т. е. освобождение от юрисдикции какого-либо государства на том основании, что соответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или националь­ность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Ранее ссылками на Э. обосновывали дипломатические иммунитеты и привиле­гии, но затем от этого отказались ввиду того, что она в подобных ситуаци­ях основывалась на юридической фикции и могла бы послужить обосно­ванием безграничного расширения иммунитетов и привилегий. Э. сохра­нила свое значение в некоторых др. отраслях международного права.

ЭМБАРГО – более или менее полный и всеобъемлющий запрет отно­шений (как правило, внешнеэкономических), применяемый в отношении определенного государства, или же запрет экспорта отдельных товаров в данное государство либо запрет импорта отдельных товаров из этого госу­дарства как в мирное, так и в военное время. В международной практике известны случаи Э. на поставки оружия в какую-либо страну. В силу ст.39 и 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН может в случаях существова­ния любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии при­менять меры, не связанные с применением вооруженных сил, в число ко­торых входит и Э. (полный или частичный перерыв экономических отно­шений). Такие меры могут применяться и к государствам, совершившим другие международные преступления.

ЭМИГРАНТЫ – лица, выезжающие на постоянное жительство в др. го­сударство, покинувшие страну своего гражданства или постоянного прожи­вания. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в п. 2 ст. 12 предусматривает право каждого человека покидать любую страну, вклю­чая свою собственную (т. е. право на эмиграцию). Это право, однако, согласно пакту, может быть объектом некоторых установленных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного по­рядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

ЮНЕСКО (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОП­РОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ) – основана в 1946г. после ратификации ее Устава. В качестве специализированного учреж­дения входит в систему Объединенных Наций. Цели ЮНЕСКО: вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного со­трудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение ува­жения к законности и справедливости, правам человека и основным сво­бодам без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН.

ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА – права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и лич­ную (национальную) юрисдикцию. Под территориальной понимается такая Ю. г., которая осуществляется в пределах определенной территории. В преде­лах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за ис­ключением тех случаев, когда соответствующими международными соглаше­ниями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуще­ствляется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его тер­ритории, например, в открытом море, в Антарктике. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю. г. может распространяться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего госу­дарства, если иное не предусмотрено международным соглашением. В случа­ях существования конкурирующих юрисдикции вопрос о применении юрис­дикции того или иного государства решается на основании соответствующих международных договоров или международно-правовых обычаев.

ЮС КОГЕНС (лат. «jus cogens» – неоспоримое право) – согласно положе­ниям Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. и Венс­кой конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986г. Ю. к. – это правило поведения, имеющее императивный характер, то есть юридичес­кая норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом в целом в качестве нормы, отклонение от кото­рой недопустимо и которая может быть изменена только последующей юри­дической нормой такого же характера (ст.53). Несоответствие любого между­народного договора норме Ю. к. является основанием для безусловного при­знания такового недействительным, независимо от того, существовала ли такая норма в момент заключения договора или она возникла позднее, уже в про­цессе его действия. Примером юридических норм такого рода могут служить основные принципы международного права – суверенного равенства госу­дарств, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения междуна­родных споров нерушимости границ, территориальной целостности, невме­шательства во внутренние дела других государств и др. Если международный договор является недействительным вследствие его противоречия императив­ной норме Ю. к., то его участники обязаны, насколько это возможно, устра­нить последствия любого действия, совершенного на основе положения, ко­торое не соответствует указанной норме, и приводят свои взаимоотношения в соответствие с нею; когда подобная норма возникла после заключения меж­дународного договора, его участники освобождаются от взаимных обяза­тельств, вытекающих из такового, но не влияет на права, обязательства или юридическое положение возникшие в результате выполнения этого договора до его прекращения (ст.71).