ТЕМА 16. Международное экономическое право.
План:
1. Понятие международного экономического права и его источники.
2. Принципы международного экономического права.
3. Международно-правовое регулирование сотрудничества в отдельных областях.
4. Международные экономические организации.
При изучении данной темы следует помнить, что международное экономическое право – отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития.
Межгосударственные отношения в сфере экономики весьма разнообразны как по своему характеру, так и по содержанию. Однако их можно сгруппировать по предмету деятельности на торговые, валютно-финансовые отношения, отношения в области капиталовложений, промышленности, сельского хозяйства, строительства и разработки природных ресурсов. Можно также выделить межгосударственные отношения в области туризма, транспорта, науки и техники и ряде других областей, но только в той части, в которой эти отношения связаны с экономической сферой. Однородность этих отношений позволяет выделить в качестве подотраслей международного экономического права международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, международное транспортное право, а также ряд институтов, которые еще не сформировались в самостоятельные отрасли.
Источниками данной отрасли являются:
- акты, регулирующие деятельность международных организаций в
сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994г. и др.);
- торговые соглашения (Соглашение между правительствами РФ и
Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993г., Протокол
1995 г. между правительствами РФ и Кубы о товарообороте и платежах на
1995 год и др.);
- соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе
соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение между
правительствами РФ и Египта об экономическом и техническом
сотрудничестве 1994г. и др.);
- соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение
между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995г. и др.);
- соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986г., Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995г., Соглашение между правительствами России и Грузии о координации деятельности железнодорожного транспорта 1995г., Соглашение между правительствами России и Туркмении о сотрудничестве в области связи 1995г., Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994г. и т.д.);
- соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. (Россией не ратифицирована), Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (Россия участвует), Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986г. (в силу не вступила) и др.).
Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты. В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978г., Правила Инкотермс 2000г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994г. и т.д. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте.
К основным субъектам МЭП относятся государства и международные организации. Именно их деятельность занимает наиболее важное место в международном экономическом сотрудничестве и требует соответствующего международно-правового регулирования.
Принципы МЭП представляют собой наиболее общие правила поведения в экономической сфере и являются юридически обязательными для всех субъектов международного права. Такие принципы базируются на основных принципах международного права, закрепленных в Уставе ООН и нашедших отражение в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970г. К их числу можно отнести принципы суверенного равенства государств, невмешательства, неприменения силы, мирного разрешения международных споров, добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств, сотрудничества государств и др. Указанные принципы были конкретизированы в ряде международных документов в экономической сфере, таких, например, как Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию 1964г., Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974г. и др. Ряд из закрепленных в этих международных документах принципов получил всеобщее признание в качестве юридически обязательных в законодательстве большинства государств и судебной практике. Они нашли отражение во многих международных договорах, то есть стали общепризнанными принципами международного экономического права. Так, например, в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974г. к таким принципам, призванным регулировать экономические отношения между государствами, отнесены взаимная и справедливая выгода, устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, международное сотрудничество в целях развития, свободный доступ к морю и из него для государств, не имеющих выхода к морю, ряд других. К общепризнанным принципам МЭП можно также отнести принцип недискриминации, означающий обязательство государства не ухудшать для другого государства общих для всех стран условий, принцип всеобщего участия, означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах, принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью в пределах собственной территории, принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей, недопустимости вооруженного вмешательства с целью взыскания долгов с государства и его граждан и ряд других.
Заметную роль в укреплении и упорядочении международных отношений играют международные экономические организации. Можно утверждать, что в настоящее время сложилась система международных экономических организаций.
Наиболее важную роль в координации усилий государств в экономической сфере играют ООН и ее специализированные учреждения. В соответствии с Уставом ООН международное сотрудничество осуществляется в интересах создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между государствами. Выполнение этих задач сосредоточено в Экономическом и Социальном Совете ООН. ЭКОСОС уполномочен осуществлять исследования и составлять доклады по международным вопросам в экономической области, а также делать по любому из них рекомендации Генеральной Ассамблее, членам этой организации и заинтересованным специализированным учреждениям. ЭКОСОС уполномочен также представлять Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, созывать международные конференции по экономической тематике.
К специализированным учреждениям ООН, функционирующим в экономической сфере, относятся следующие международные организации: Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. Другие специализированные учреждения ООН, такие как Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Всемирный почтовый союз также принимают активное участие в развитии экономических отношений между государствами. Однако, как правило, им отводится вспомогательная роль.
Среди органов ООН важную роль в укреплении сотрудничества государств играет Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в 1964г.
Четыре специализированных учреждения ООН, такие как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАИГ), объединены в Группу Всемирного банка. Они являются самостоятельными юридическими лицами и административно подчинены президенту Всемирного банка. Общей целью Группы является поощрение экономического и социального прогресса менее развитых в экономическом отношении членов ООН. Эта цель осуществляется посредством финансовой и консультативной помощи, а также помощи в подготовке кадров.
Все более активное участие в международном экономическом сотрудничестве принимают региональные международные организации. В развитии международного экономического сотрудничества заметное место занимают такие организации как Африканский союз, Организация американских государств, Андская группа, Карибское сообщество и Карибский общий рынок, Лига арабских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация стран - экспортеров нефти и др. В европейском регионе наиболее весомую роль играют Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский банк реконструкции и развития, Черноморское экономическое сотрудничество и др.
Важное место в координации экономических связей государств, возникших на территории СССР, занимает Содружество Независимых Государств, устав которого своими целями определяет сотрудничество в экономической области, всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов СНГ в рамках общего экономического пространства, межгосударственную кооперацию и интеграцию.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение международного экономического права.
2. Какие принципы лежат в основе международного экономического права?
3. Охарактеризуйте источники международного экономического права.
4. Перечислите основные специализированные учреждения ООН, функционирующие в экономической сфере.
5. Какова роль региональных организаций в международном экономическом сотрудничестве?