ТЕМА 9. Право международных организаций.
План:
1. Понятие и юридическая природа международных организаций.
2. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения.
3. СНГ как пример региональной интеграции на постсоветском пространстве.
4. Международные конференции.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что право международных организаций – это совокупность принципов и норм, регулирующих порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с государствами и другими организациями, а также определяющих правовое положение международных организаций и лиц, участвующих в их работе.
Международная межгосударственная (межправительственная) организация – это создаваемое заинтересованными государствами в соответствии с международным правом объединение, управомоченное ими на решение конкретных задач в одной из областей международных отношений – политической, военной, экономической, правовой и др.
Подобные объединения характеризуются следующими основными признаками:
- создание в соответствии с принципами и нормами международного права;
- учреждение на основе международного договора, регулирующего поведение его сторон и самой организации, устанавливающего соответствующую систему органов и процедурные формы их деятельности;
- осуществление сотрудничества в конкретных областях международной деятельности и координации усилий субъектов международного права;
- наличие соответствующей организационной структуры;
- наличие прав и обязанностей, делегируемых учредителями и четко фиксируемых в учредительном акте;
- обладание автономной волей в рамках делегированных ей государствами-учредителями полномочий (компетенции).
Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре либо в решении уже существующей международной организации.
Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию (1964г.), ПРООН – Программа развития ООН (1965г.).
Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.
Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.
Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства, решаемая в соглашении между организациями. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при создании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.
Членство в международных организациях основано на принципе суверенного равенства государств и иных субъектов международного права, что проявляется в общем практически для всех таких организаций условии вступления в состав их членов – принятии принципов каждой такой организации соискателем. Подразделение членов на первоначальных и других на объеме их прав и обязанностей не отражается.
Условия и процедура прекращения членства в международных организациях всегда получают закрепление в учредительных актах и могут быть сведены к следующему перечню:
- добровольный выход, возможность которого вытекает из принципа суверенного равенства государств;
- автоматическое прекращение членства вследствие наступления определенных обстоятельств;
- исключение как следствие систематического нарушения уставных положений;
- прекращение существования государства в качестве субъекта международного права;
- прекращение существования организации, ее ликвидация в результате сокращения членского состава менее числа, предусмотренного учредительным актом, истечения срока действия этого документа либо наступления определенного условия.
Деятельность международных организаций универсального характера можно рассмотреть на примере Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, поскольку они играют важнейшую роль в современных международных отношениях.
Основное назначение ООН заключается в поддержании международного мира и безопасности, для чего она уполномочена принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии, улаживать споры, могущие привести к нарушению мира, развивать дружеские отношения между нациями, осуществлять сотрудничество в разрешении экономических, социальных, культурных и иных задач гуманитарного характера, быть центром для согласования действий в достижении этих целей. Принятый в 1945г. учредительный акт этой организации – Устав ООН обязывает ее членов для достижения вышеперечисленных целей действовать в соответствии с принципами суверенного равенства членов ООН, добросовестного выполнения ими принятых на себя по Уставу обязательств, мирного разрешения международных споров, воздержания в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения, невмешательства ООН во внутреннюю компетенцию любого государства.
Обладая столь широкой международной правосубъектностью, самостоятельностью и автономной волей, ООН в то же время не может отождествляться с такими субъектами международного права, какими являются государства, поскольку она не располагает территорией, собственным населением, подчиненным ей, какой бы то ни было системой государственности и, следовательно, суверенитетом. Главное же отличие этой организации от государства состоит в том, что ее международная правосубъектность делегирована ей ее учредителями - государствами и имеет, таким образом, вторичный характер и строго функциональную направленность.
Наиболее репрезентативным органом ООН является общее собрание ее членов – Генеральная Ассамблея, созываемая на ежегодные очередные сессии, а также, в зависимости от обстоятельств, на специальные и чрезвычайные сессии. Этот орган уполномочен обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и принимать по результатам такого рассмотрения резолюции – решения, имеющие рекомендательный характер, кроме резолюций внутриорганизационного порядка (по вопросам членства, принятия и исполнения бюджета Организации, регулирования работы ее главных органов и др.), которые имеют обязательный статус. Каждый член ООН имеет один голос, причем резолюции принимаются Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании делегатов; по внутриорганизационным и процедурным вопросам резолюции принимаются простым большинством голосов членов Ассамблеи.
Главным органом ООН, ответственным за поддержание мира и безопасности и уполномоченным обеспечивать проведение быстрых и эффективных действий в этом направлении, является Совет Безопасности, осуществляющий свою миссию посредством превентивной дипломатии, миротворчества, собственно поддержания мира в конфликтный период. Для принятия решений по существу такого рода вопросов требуется большинство в 2/3 голосов из 15 членов Совета, т. е. девять, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов этого органа; решения по менее важным и процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов.
Выполнение функций координации экономической и гуманитарной деятельности ООН возложено на Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), действующий под руководством Генеральной Ассамблеи и призванный выполнять следующие задачи:
- служить центральным форумом для обсуждения международных проблем глобального, межотраслевого или регионального порядка в экономической и социальной областях;
- предпринимать или инициировать исследования по своему профилю, составлять для Генеральной Ассамблеи и членов ООН доклады, давать соответствующие рекомендации;
- поощрять уважение и соблюдение основных прав и свобод человека;
- созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;
- вести переговоры с межгосударственными организациями относительно заключения с ними соглашений, устанавливающих статус таковых в качестве специализированных учреждений ООН, и т. д.
Каждый из 54 членов ЭКОСОС, избираемых с учетом принципа справедливого географического представительства, имеет один голос.
Международный Суд как главный судебный орган ООН функционирует на основе положений своего учредительного акта – Статута Международного Суда ООН в рамках своей компетенции, которая включает рассмотрение споров между государствами – членами ООН, являющимися участниками Статута, а также с участием других государств, и дачу консультативных заключений по запросам Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности относительно любого юридического вопроса.
Секретариат ООН, состоящий из Генерального секретаря и персонала чиновников и специалистов различных профессий, призван обслуживать главные и вспомогательные органы ООН в качестве административной инстанции.
При изучении специализированных органов ООН следует обратить внимание на основные направления их деятельности, также следует иметь общее представление о региональных организациях (ОАЕ, ЛАГ, АСЕАН, ОПЕК, НАТО и др.) и международных неправительственных организациях.
При изучении вопроса о региональных организациях целесообразно более детально рассмотреть Содружество Независимых Государств как пример региональной интеграции на постсоветском пространстве.
Из учредительных документов СНГ следует, что это образование представляет собой региональную международную организацию, созданную суверенными государствами на основе международного права в целях: осуществления сотрудничества в политической, гуманитарной, экономической, культурной областях; обеспечения мира и безопасности, проведения мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения; в качестве важнейшей цели рассматривается обеспечение членами СНГ прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; одной из практических задач СНГ является взаимная правовая помощь и сотрудничество в разнообразных сферах правовых отношений.
Для обсуждения и решения принципиальных для членов СНГ вопросов в соответствии с Уставом образован Совет глав государств, собирающийся на свои заседания не реже двух раз в год. Из числа других органов СНГ наиболее важными являются: Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Совет министров внутренних дел; Экономический суд; Межпарламентская ассамблея.
Проводя в соответствии с Уставом СНГ согласованную политику в военно-политической области, страны-члены заключили ряд многосторонних документов, имеющих целью осуществление контроля над вооружениями, разоружения, обеспечения совместных оборонительных мероприятий и т. д., в том числе Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992г., Концепцию коллективной безопасности от 10 февраля 1995г., Соглашение о создании системы противовоздушной обороны (февраль 1995г.), Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества (январь 1996г.), Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (январь 1996г.) и др. Сюда же относится значительное число документов, касающихся охраны внешних границ Содружества – Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств СНГ (1994г.), Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон (1992г.), Концепция охраны границ государств - участников СНГ (1996г.) и т.д.
Серьезное внимание в рамках СНГ уделяется обеспечению прав и свобод человека и гражданина, о чем свидетельствует заключение целой серии многосторонних соглашений, направленных на урегулирование возникающих в этой области проблем на постсоветском пространстве (Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993г., Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда и Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания 1994г., Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994г., Конвенция Содружества о правах и основных свободах человека 1995г. и др.).
Весьма актуальна в рамках СНГ проблема экономического сотрудничества, решению которой посвящены следующие договоры: Договор о создании экономического Союза 1993г., Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза 1994г. и Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994г., Соглашение о создании Платежного союза 1994г., Соглашение о Таможенном союзе (Беларусь, Казахстан и Россия, с присоединением к нему в 1996г. Кыргызстана и Таджикистана).
Согласно ст. 19 Устава СНГ, его участники обязались сотрудничать в осуществлении совместных природоохранных мероприятий, оказании взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Для реализации этой задачи заключены: Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды 1992г. и создан Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд.
Международная конференция – это временный коллегиальный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей.
При изучении международных конференций следует выяснить, как они взаимосвязаны с институтом международного договора. Необходимо рассмотреть виды международных конференций, порядок их созыва и работы, правила процедуры международной конференции, итоговые документы, а также правовой статус делегаций на международных конференциях.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные признаки международных межправительственных организаций.
2. В чем состоит основное назначение ООН?
3. Назовите главные органы ООН.
4. Каков состав и функции Совета Безопасности ООН?
5. Назовите специализированные учреждения ООН.
6. Приведите примеры региональных международных организаций.
7. Каков международно-правовой статус СНГ?
Семинарское занятие по теме: