ТЕМА 2. Источники международного права.

План:

1. Нормы международного права.

2. Общая характеристика источников международного права.

3. Международный договор.

4. Международный обычай.

5. Акты международных организаций и конференций.

6. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм.

 

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами.

В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств и происходит в два этапа: 1) согласование позиций относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным (т.е. дача согласия на их юридическую обязательность).

Можно выделить несколько оснований для классификации норм международного права. По форме нормы могут быть документально закрепленные (нормы договора) и существующие без фиксации в каком-либо документе (обычные нормы). По сфере действия нормы делятся на универсальные (широкий круг участников, напр., нормы Устава ООН), региональные (содержатся в региональных соглашениях) и локальные (регулируют взаимоотношения нескольких субъектов, напр., двусторонние договоры). По функциональному признаку их можно поделить на регулятивные и охранительные (обеспечительные), и т.д.

Систематизация норм международного права может быть осуществлена в виде кодификации (официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов), инкорпорации (собирание в определенном порядке действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников) и консолидации (собирание в определенном порядке нормативных актов с изменением ряда положений и исключением недействующих норм).

Под источниками международного права понимаются формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения при вступлении в правоотношения международного характера. Источники международного права, следовательно, представляют собой формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса – согласования воли суверенных государств и других субъектов международного права.

Не существует общепризнанного правового акта, который устанавливал бы перечень источников международного права и давал их определение. Нормами международного права являются договорные и обычные нормы. Они находят свое выражение, соответственно, в договорах и обычаях, то есть источниками международного права являются договоры и обычаи. С этих позиций следует подходить и к распространенной точке зрения, что в ст.38 Статута Международного Суда ООН содержится перечень источников международного права. Статья 38 гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

- международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

- международный обычай как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы;

- общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

- с оговоркой, указанной в ст.59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.»

Конструкция приведенной нормы не дает оснований рассматривать ее в качестве нормативно установленного перечня источников международного права, поскольку в ней содержатся лишь рекомендательные положения о применимом праве. Более того, часть названных источников не является правом вообще.

В этой связи в литературе встречается классификация источников международного права, разделяющая последние на основные и вспомогательные. К основным относят международный договор и международный обычай. К вспомогательным – общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Другая классификация исходит из деления источников международного права на три группы: 1) основные – договоры, обычаи, общие принципы права; 2) производные (вторичные) – резолюции и решения межправительственных организаций; 3) вспомогательные – судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом (Бекяшев К.А.).

Существует также деление источников на универсальные (договор и обычай) и специальные (правотворческие решения организаций) (Лукашук И.И.).

Международный договор и международный обычай являются древнейшими формами воплощения правил поведения между государствами. Международный договор – родовое наименование международно-правового акта, фиксирующего согласование волеизъявлений двух или более субъектов международного права, имеющее целью установить связывающие их дозволения, предписания и запреты, обеспечиваемые принудительной силой государств, и облеченное в форму, указывающую на то, что эти дозволения, предписания и запреты содержат описание обязательств сторон в отношении друг друга. Необходимо подчеркнуть, что международный договор в современном понимании – это договор между двумя и более субъектами, в первую очередь между государствами, но не только. Международный договор подпадает под регулятивное действие международного права. В настоящее время международный договор занимает в количественном отношении первое место среди основных источников международного права.

Международно-правовой обычай представляет собой общепризнанное правило поведения, сложившееся в результате всеобщего, многократного, единообразного его применения в течение достаточно длительного времени. Выделяют три признака международного обычая – всеобщность признания, единообразие применения, признание в качестве юридически обязательного правила поведения (opinion juris).

Нормы международного обычая следует отличать от так называемых обыкновений, которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях в силу удобства, целесообразности, но отступления и нарушения которых не считаются международными правонарушениями и не порождают вопроса о международно-правовой ответственности. Т.е. обычно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, в то время как обыкновения лишены качества юридически обязательных. Хотя их нарушение может, тем не менее, отрицательно отразиться на взаимоотношениях государств. К подобным обыкновениям относятся, например, большинство правил дипломатического этикета, дипломатический протокол, морской церемониал. Только признание правила в качестве международно-правовой нормы превращает обыкновение в обычай.

С середины ХХ века с признанием международной правосубъектности международных организаций возникают и новые формы международного правотворчества – акты международных конференций и международных организаций. Статус актов международных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Сама организация не вправе превращаться в международного «законодателя». Вместе с тем, государства-члены организации могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров, которые публикуются в виде приложений к резолюциям. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968г., Международных пактов о правах человека 1966г. и др. Вместе с тем, выделяются особой юридической значимостью те акты, которым самими государствами-членами придается нормативный характер (напр., Резолюция ГА ООН от 14.12.1960г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» - установила новые императивные нормы относительно полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления независимости народам колоний).

Международные конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна. Если конференция созвана специально для разработки международного договора, то она завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет разовое процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации и т.д. В случае, когда конференция посвящена проверке состояния выполнения уже действующего договора, ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями, формулированием рекомендаций. Конференция, посвященная рассмотрению и решению новых проблем, завершается, как правило, принятием итогового документа с разноплановым содержанием (общий обзор ситуации, рекомендации государствам-участникам, разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств).

Судебные решения в ст.38 Статута отнесены к вспомогательным средствам для определения правовых норм. Это одно их распространенных средств, позволяющих выявить существование обычных норм международного права независимо от того, приняты ли они международными или внутригосударственными судебными органами. Необходимое условие – наличие в них ссылок на определенные международно-правовые нормы, причем именно как на обычные нормы. Подобные ссылки должны давать достаточно четкое представление о содержании обычно-правовой нормы, хотя прямое изложение того или иного обычая не обязательно. Консультативные заключения Международного Суда, не являющиеся юридически обязательными, пользуются высоким авторитетом как мнения высококвалифицированных специалистов.

Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву – еще одно из вспомогательных средств для определения существования обычных международно-правовых норм. В ходе рассмотрения дел в Международном Суде труды таких ученых, основанные на изучении практики, могут облегчать установление того, что международные обычаи, применимые к данным делам, действительно существуют.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение нормы международного права.

2. Назовите виды международно-правовых норм.

3. В чем особенность императивных норм международного права?

4. Приведите классификацию источников международного права.

5. Кратко охарактеризуйте основные и вспомогательные источники международного права.