Информационная культура детей и подростков и пути её формирования

Наблюдения библиотекарей за пользователями детских библиотек, учащимися, показали, что многие из них не способны самостоятельно найти и обработать необходимую информацию. Большинство не имеют представления о поиске информации в электронных каталогах. Некоторые не умеют пользоваться справочными изданиями; не понимают, зачем нужно составлять план реферата или сочинения; большинство не знает, что такое тезисы, как правильно написать реферат и каковы необходимые условия оформления самостоятельной работы.

Низкий уровень информационной грамотности учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества.

Одной из причин такого положения является недостаточная работа по формированию информационной грамотности, отсутствие целенаправленной и последовательной системы, дающей представление об информации и способах ее получения и обработки.

Создание системы воспитания информационной культуры с самого детства, привитие основных информационных умений и навыков в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению; стимулирующей желания непрерывного самообразования.

Задачи:

1. Обучение самостоятельному поиску и выбору нужной информации, в различных видах изданий, включая базы данных компьютеров, Интернет через систему библиотечно – библиографических уроков, индивидуальных и групповых консультаций, разработку программ библиотек – филиалов по развитию и стимулированию детского чтения.

2. Создание единого информационного пространства городских детских библиотек, обеспечивающего свободный доступ к республиканским, российским и зарубежным информационным ресурсам через компьютеризацию всех муниципальных детских библиотек.

3. Создание собственных информационных ресурсов по программам развития библиотек с целью взаимоиспользования всеми городскими детскими библиотеками, участие в городских и региональных проектах по созданию и использованию информационных ресурсов.

4. Создать на базе Центральной городской детской библиотеки мультимедийный центр с обучающими программами.

5. Формирование фонда обучающих программ на CD в помощь образованию и самообразованию.

Г. Кайлен Бир выделяет три чётких категории учеников, которые могут читать, но не делают этого:

«спящий» читатель: «Мне сейчас некогда».

«свободный художник»: «Может я и почитаю когда-нибудь»

Читатель, у которого отсутствует мотивация: «Мне всё равно не понравится!»

Бир делает заключение, что не существует чёткого «образа» неграмотного учащегося. Есть те, кто по-другому смотрит на себя и на чтение. Поняв эти взгляды, мы можем чётче уяснить себе, почему некоторые учащиеся не читают.

Хотя пол является важным фактором, он не единственный влияет на то, как человек читает, пишет и думает. На самом деле, различия среди мальчиков и среди девочек больше, чем отличия между мальчиками и девочками. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, Министерство Образования Онтарио (Канада) создало важный документ, который носит название «Я? Читать? Да никогда! Практические рекомендации по развитию навыков грамотности среди мальчиков»…

Сегодня предлагается рассмотреть различные способы популяризации чтения, которые применяются в канадских школах.

Чтение вслух с выражением поможет учащимся услышать, как может читать тот, кто умеет это делать и читает бегло. Основа любого языка – то, как он звучит, его ритм, модуляции и то, как слова связываются одно с другим. Используйте свой голос и язык жестов, чтобы оживить слова и историю, о которой Вы рассказываете.

Беседы о книгах могут вдохновить учащихся на прочтение самых разнообразных книг. Структура таких бесед, содержание материалов, энтузиазм чтеца и реакция учащихся представляют собой хорошую стратегию популяризации.

Дискуссии о книгах и книжные клубы могут побудить учащихся поделиться тем, что нового они узнали или что им было интересно в том, что они выбрали для чтения.

Сделайте поиск в сети, чтобы найти тесты, которые привлекут внимание некоторых учащихся к отдельному типу письма или к описанию той или иной информации.

Продолжительное чтение про себя – время, выделенное на то, чтобы люди могли насладиться тишиной и уединённостью при чтении. Запланируйте время для личного чтения учащихся в регулярно выделяемый промежуток времени каждый день … либо в библиотеке, либо в классе. Установка читательских «целей – нормативов» также может помочь.

Формирование культуры чтения всем коллективом является обязательным элементом. Учащиеся видят, что Вы делаете, и следуют Вашему примеру гораздо быстрее, чем Вашим указаниям.

Помощь учащимся в выборе книг, подходящих им по уровню, может стать связующим звеном в поиске верного начала. Когда у них появится уверенность в Ваших советах, Ваш авторитет в их глазах будет становиться всё больше, и Вы получите удовольствие от того, что учащиеся будут приходить к Вам и делиться впечатлениями о последней прочитанной книге.

Письменные работы, как реакция на прочитанное. Творческой составляющей удовольствия учащихся от чтения необходима поддержка.

Пусть мальчики номинируют выдающихся спортсменов в придуманную «идеальную команду», прочитав о своих любимых спортсменах и объяснив, почему именно они должны стать частью такой команды.

Пусть учащиеся создадут «книжное меню» для своих сверстников для проведения «книжного банкета».

Попросите учащихся вести «читательский дневник», где они будут записывать свои впечатления, вопросы и мысли о прочитанной литературе. Письмо – больше, чем просто средство общения. Это также способ выражения и прояснения своих идей, а иногда – способ создания новых в процессе написания. Содержание читательских дневников учащихся может помочь учителю и учителю-библиотекарю оценить читательские навыки и предпочтения учащихся.

Выступления и постановки, как реакция на прочитанное – выделите место для того, чтобы сделать постановку, дать возможность импровизации или же выступлению. «Хорошо сделанная постановка для мальчиков – больше, чем просто возможность размяться. Хорошие постановки предлагают учащимся вжиться в роль и совместить накопленные знания (из их жизни в «реальном» мире) с новыми вымышленными рамками, которые даёт драматургия. Для учащихся, которые чувствуют себя неловко при выражении своих собственных чувств, драматургия предлагает богатую возможность быть «не собой» или же «не здесь» и перевести выражение чувств в сферу выдуманного …

Целевое чтение / Целевое обучение

Абсолютно необходимо помочь учащимся осознать, что есть разные виды чтения и письма в зависимости от типа материала, характера задания и ожидаемых результатов.

Существует большое количество разнообразных мероприятий, которые помогают как мальчикам, так и девочкам в данной области.

1.Небольшие группы совместного чтения, которые включают в себя учителя или родителя, который согласился помочь, могут открыть путь идеям о том, что же собственно читается. Здесь очень полезны наводящие общие вопросы.

2.Группы, которые работают совместно с несколькими копиями одного и того же текста могут создать общую платформу для обмена идеями, высказывания предположений и развития дедукции.

3.Когда учащиеся читают в парах, работая с партнёром/товарищем из своей параллели или из другого класса, часто формируется определённый «мост», который впоследствии ведёт к получению удовольствия от процесса говорения.

4.Использование аудиокниг, сопровождающих чтение книги, будет полезно для тех учащихся, которые читают медленно, имеют трудности при произношении слов, которым необходимо услышать «высококачественную» речь, или которые просто легче воспринимают информацию на слух. При проведении такого мероприятия может быть очень полезна помощь добровольцев в качестве наблюдателей.

5.Переделка (редактирование) материала с использованием компьютера может быть очень полезна для двух учащихся, работающих в паре. Состав такой пары – равные навыки учащихся или пара, где один «ведущий», а другой «ведомый» – зависит от того, какой результат желательно достигнуть в обучении.

6.Использование электронной почты для того, чтобы поделиться своими впечатлениями о прочитанном, может дать стимул некоторым учащимся. В то же самое время, этот путь позволяет им развить письменные навыки, подходящие для данной тематики и аудитории.

7.Участие в он-лайн дискуссионных группах (форумах) в рамках школы, района, области или за рубежом подталкивает учащихся больше читать и писать. Это также позитивно влияет на качество их работ, так как они понимают, что их читают люди из других классов или даже из других областей.

8.Литературные кружки

Литературные кружки – это небольшие временные дискуссионные группы, которые выбрали для прочтения одну и ту же повесть, стихотворение или книгу. Некоторые называют такие кружки «Книжными клубами» или «Дискуссионными группами». Члены такой группы определяют, что они будут читать, на каком этапе чтение будет прервано для проведения обсуждения и какие темы или вопросы будут обговариваться.

Учащимся надо усвоить необходимые навыки и стратегии, прежде чем они смогут эффективно и независимо участвовать в литературных дискуссионных группах.

9.Литературные письма

Написание писем и заметок (как в электронной форме, так и от руки) даёт учащимся реальный повод отточить свои навыки письма. Ещё лучше, когда адресат письма отвечает на ваше послание! Дети младшего возраста могут писать своему любимому книжному персонажу. Договоритесь со старшим классом, чтобы они отвечали на эти письма. Пишите авторам. Адреса можно найти в Интернете или написать издателям. Многие авторы ответят, особенно если письмо учащегося привлечёт к себе внимание. Напишите издателям, комментируя прочитанные книги, включая предложения о переработанных и дополненных изданиях, новых обложках и продолжениях книг.

10.Иллюстрации

Рисование, как реакция на прочитанное, – проверенный временем способ выражения впечатлений от литературы. Иллюстрация может стать гораздо большим, чем «набросок к полюбившейся части». Если это так, то необходимо будет возвращаться к тексту и внимательно вчитываться в детали. Это развивает навык визуализации вербальной информации.

Дайте учащимся отрывок текста, где подробно описывается персонаж, место действия или событие. Пусть учащиеся создадут иллюстрацию, которая соответствует тексту. Разработайте новую обложку для книги, опираясь на ваше мнение касательно того, о чём она на самом деле или какова её целевая группа покупателей. Расширьте этот опыт с помощью детской иллюстрированной книги или изобразительного искусства, изучив стиль и средства, которые использовал иллюстратор.

Привлечение дома

Дом и школа имеют прекрасную возможность открыть мир литературы детям с самого раннего возраста. Привлечение родителей к программе грамотности путём их информирования и вовлечения может сильно улучшить навыки ребёнка в сферах чтения, письма и мышления в будущем.

Интернет-акции – обучение детей качественным и эффективным навыкам работы с Интернетом (ЦСМБ – Омск), знакомство с информационными ресурсами Интернет по проблемам наркомании; привлечение к диалогу с использованием различных сервисов Интернета (форумы, чаты, опросы и др.).