Функции административного права.

Основы административного права.

Административное право представляет одну из основных отраслей системы права Республики Беларусь.

Административное правопредставляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной, исполнительной, и распорядительной управленческой деятельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

- устанавливает порядок образования, реорганизации и
ликвидации (упразднения) органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру; взаимоотношение органов управления с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

- определяет правовое положение общественных объединений и граждан; правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила рыбной ловли, охоты, торговли, противопожарные, санитарные и др.);

- формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

- определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

- устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

- закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защиты интересов граждан.

Административное право как сложная и многообразная по содержанию система правовых норм включает Общую и Особенную части.

В Общую частьвключаются правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, общие для всех сфер и отраслей управления. К ним относятся нормы права, определяющие правовое положение субъектов государственного управления (органов государственного управления, их должностных лиц, государственных служащих, общественных организаций и граждан), формы и методы деятельности органов государственного управления, способы обеспечения законности.

Особенная частьадминистративного права включает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления (управление промышленностью, строительством, транспортом, сельским хозяйством, здравоохранением, образованием и др.). Особенную часть составляют нормы, регулирующие межотраслевое управление (планирование, ценообразование, финансово-кредитная деятельность и др.).

Административное право отграничивается от других отраслей правапо предмету регулирования, т.е. содержанию, характеру общественных отношений и методу правового регулирования. В ряде случаев предмет правового регулирования может быть общий с другими отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом.

В отличие от гражданского права,регулирующего общественные отношения, которые характеризуются равенством сторон (субъектов), административное праворегулирует отношения, для которых свойственно неравенство сторон, так как одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный орган - носитель государственно-властных, административно-распорядительных полномочий

Административная правоспособность - это способностьсубъекта административного правоотношения иметь права, и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (распорядительной) деятельности.

Полномочия (права и обязанности) государственного органа управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства - в положении о конкретном министерстве).

Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.

Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.

Административная дееспособность-возможность субъекта правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (распорядительной) деятельности. Для государственных органов, администрации предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений административная право- и дееспособности - совпадают.Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, либо, с момента их образования, (для гос. органов и учреждений), либо, - с момента регистрации (в отношении частных предприятий, организаций).