Духовная и культурная жизнь советского общества в 50-60 гг.

Советская культура в 20-40-ые гг.

С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян.

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное. В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, И. Е. Репин, , Ф. И. Шаляпин и др.). К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата.

Писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, музыка Д. Д. Шостаковича, кинофильмы С. М. Эйзенштейна и др.

В 50-е - 60-е годы наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Журнал "Новый мир" (А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. В Москве начал работать новый театр "Современник" под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей, регулярными стали за рубежом гастроли советских театров. Было возобновлено проведение Московского кинофестиваля.

Были реабилитированы некоторые деятели культуры, публиковались запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и др. В период "Оттепели" начали печататься Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский и др.

В числе лучших произведений киноискусства следует назвать фильмы: "Летят журавли" (М. К. Калатозов), "Баллада о солдате" (Г. И. Чухрай).

Однако некоторые произведения литературы принимались хрущевским руководством в штыки (Б. Л. Пастернак "Доктор Живаго", В. Гроссман "Жизнь и судьба").

Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: отменена плата в вузах, техникумах, вводилось обязательное всеобщее восьмилетнее образование, а затем среднее.

В начале 60-х годов произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилось нетерпение к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.