Учебно-тематический план
Связь с предшествующими дисциплинами
Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания по отечественной и всемирной истории, полученные ими в средней школе. «Отечественная история» создаёт историческое основание тех знаний и умений, которые студенты получают в результате изучения общих юридических и отраслевых дисциплин. Эта дисциплина наряду с другими юридическими науками формирует основу юридической специальности. Поэтому в той же мере, как узкоспециальные юридические науки основываются на аспектах и категориях истории, так и история использует основы этих наук. Целесообразно изучать историю России параллельно с прохождением соответствующих тем по дисциплинам «История отечественного государства и права» «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран».
по дисциплине «Отечественная история»
№ | Наименование тем | Аудиторные занятия | Сам. работа | |
Лекции | Практические занятия | |||
Модуль I. Введение в курс «Отечественная история». | ||||
1.1 | Предмет, методы, периодизация и задачи изучения курса «Отечественная история» | |||
Модуль II. Киевская Русь: возникновение и развитие (IX-XIII вв.). | ||||
2.1 | Происхождение и расселение славян. Образование и становление Киевской Руси. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в Х - ХI вв. | |||
2.2 | Распад Киевской Руси. Русские княжества в XII-XIII вв. | |||
Модуль III. Образование Российского государства. Становление самодержавия. (XIV-XVII вв.) | ||||
3.1 | Объединение русских земель под руководством Москвы. Формирование сословно-представительной монархии | |||
3.2 | Российское государство в XVII в. | |||
Модуль IV. Модернизация России и ее трансформация в абсолютную монархию. Эпоха «просвещенного абсолютизма» (XVIII в.). | ||||
4.1 | Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма в конце половине XVII - начале XVIII вв. Реформы Петра I. | |||
4.2 | Екатерина II и «просвещенный абсолютизм» в России. Эпоха «дворцовых переворотов». | |||
Модуль V. Российская империя в первой половине XIX века. Кризис феодально-самодержавной монархии. | ||||
5.1 | Россия в первой четверти XIX века. | |||
5.2 | Россия во второй четверти XIX века. | |||
Модуль VI. Россия на пути к индустриальному обществу (1861-1917 гг.) | ||||
6.1 | Модернизация России во второй половине XIX века. «Великие реформы» Александра II. | |||
6.2 | Системный кризис самодержавной монархии в начале XX века. | |||
Модуль VII. Советское государство в 1917-1945 гг. | ||||
7.1 | Революция 1917 года и гражданская война. | |||
7.2 | Создание и развитие Советского государства в 1917-1941 гг. | |||
7.3 | Великая Отечественная война | |||
Модуль VIII. Советский Союз в 1945-1991 гг. | ||||
8.1 | СССР в 1945-1964 гг. | |||
8.2 | СССР в 1964-1991 гг. Нарастание кризисных явлений. Политика «перестройки» и распад СССР | |||
Модуль IX. Россия на рубеже ХХ – XXI вв. | ||||
9.1 | Россия в 1991-2000 гг. | |||
9.2 | Россия в первом десятилетии XXI века | - | ||
Всего | ||||
Итоговый контроль | Экзамен |
Программа дисциплины «Отечественная история»
Модуль I. Введение в курс «Отечественная история».
Тема 1. Введение в курс «Отечественная история».
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России.
Модуль II. Киевская Русь: возникновение и развитие (IX-XIII вв.).