Экспериментальные исследования животных

Р.Л. Фантц разработал метод зрительных предпочтений. Он исходил из того, что дети очень внимательны к отличительным признакам окружающей обстановки. Кроме того они явно предпочитают одни отличительные признаки и стимулы другим. Значит, если ребенок рассматривает какой-то стимул (или его отличительные признаки) дольше, чем другой, он визуально отличает их друг от друга.

Восприятие формы и паттерна

 

Фантц создал специальное приспособление для изучения зрительных предпочтений грудных детей (рис. 2). Ребенок лежит в кроватке, над которой располагается камера наблюдателя, и смотрит вверх на рисунки, закрепленные на «потолке» (пары контрастных стимулов). Через отверстия в «потолке» экспериментатор наблюдает за движениями глаз младенцев и отмечает, насколько внимательно рассматривается каждый стимул. Зрительные предпочтения младенца фиксируются также фотоаппаратом, установленным над смотровым отверстием.

 

Рис. 2.Приспособление для изучения зрительных предпочтений грудных детей

Выяснилось что у младенцев (1-15 недель) существуют явные зрительные предпочтения. Наибольшее внимание привлекли пары сложных стимулов, причем предпочтение одного стимула из пары зависело от того, была ли между ними очевидная разница (например, «бычий глаз» и полосатый квадрат, шахматная доска и одноцветный квадрат; полосатые поверхности предпочитались гладким, даже если те были цветными и более яркими) (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Продолжительность фиксации взгляда младенцев как проявление их зрительных предпочтений, выявленных с помощью различных стимульных пар (маленький и большой одноцветные квадраты использовались попеременно)

 

Особое внимание младенцы обращают на лица. В эксперименте с использованием метода зрительных предпочтений младенцам (возраст – от 10 часов до 5 дней и от 2 до 6 месяцев) предъявляли 6 стимулов. Три стимула – рисунок лица, «бычий глаз» и фрагмент газетного текста – имели четко выраженную конфигурацию (паттерн). Три других стимула были просто кусками бумаги – белой, желтой и красной. Экспериментатор фиксировал продолжительность фиксации взгляда младенцев на каждом из стимулов. Отметим: наибольшее внимание всех младенцев привлек рисунок лица.

 

Рис. 4.Зрительные предпочтения младенцев различного возраста

 

Итак, в целом младенцы отдают предпочтение стимулам, напоминающим лица.

При рассматривании реальных лиц взрослых людей младенцы старшего возраста (около 2 месяцев) фиксируют взгляд на глазах дольше, чем на других чертах. По-видимому, именно глаза являются носителем важной информации о настроении и намерениях взрослого.

Взрослея, младенцы не только начинают узнавать конкретного человека в лицо, но и в 4-6 месяцев могут узнать знакомое лицо, когда видят человека в необычной позе или из необычного положения; отличить довольное выражение лица от сердитого; мужское лицо от женского; отдают предпочтение привлекательным детским и взрослым лицам, независимо от их пола.

Можно высказать предположение, что распознавание человеческих лиц – это врожденная способность, в основе которой лежит определенный кортикальный механизм (действительно, доказано, что в коре головного мозга взрослых людей есть локализованные участки, специализирующиеся на распознавании лиц). Однако лицо, и даже его схематическое изображение, – очень сложный стимул, который содержит информацию о различиях между фигурой и фоном, о контурах, границах, краях, контрастах яркости, затененности, симметрии. Каждый из этих источников информации может вызывать к себе повышенное внимание. Кроме того, получены данные, что не все младенцы предпочитают лица абстрактным формам. Следовательно, происхождение данного предпочтения остается невыясненным до конца.

Подведем итог: способность к восприятию формы и паттерна основана врожденных механизмах, однако, развивается в первые месяцы жизни ребенка.

 

Восприятие цвета

Цветовое зрение в определенной мере присуще новорожденным, но к моменту рождения его формирование еще не закончено. Новорожденные в возрасте от 1 до 5 дней различают красный, желтый, зеленый цвета, но не различают синий. Этот «дефект» сохраняется до 2-3 месяцев, после чего дети приобретают такую же способность к цветоразличению, что и взрослые люди.

 

Восприятие пространстваобеспечиваетсятакими способностями, как:

§ способность к восприятию глубины;

§ способность к восприятию информации о надвигающемся столкновении с объектами (луминг);

§ способность к пикторальному восприятию;

§ константность восприятия размера и константность восприятия формы.

 

Восприятие глубины

Восприятие глубины является одной из важных визуальных способностей. Примером исследования способности восприятия глубины у младенцев и животных являются эксперименты со «зрительным обрывом» (Гибсон и Уолк). Зрительный обрыв – это специальное приспособление, представляющее собой площадку, поверхность которой покрыта плексигласом (оргстеклом). Часть площадки находится непосредственно под стеклом («безопасная площадка»), другая часть – немного ниже, так что создается впечатление обрыва. Эксперимент проводится следующим образом. Младенца (животное) помещают на «стартовую площадку» и наблюдают за его поведением (рис. 5).

 

Рис. 5.Установка для изучения восприятия глубины («зрительный обрыв»)

 

Исследования, проведенные на крысятах, хомяках, обезьянах, цыплятах показали, что животные, выросшие в темноте, способны реагировать на глубину: они не ступают на часть экспериментальной площадки, имитирующей обрыв.

Относительно экспериментов с младенцами однозначных данных нет. Типичного младенца можно протестировать на восприятие зрительного обрыва только после того, как он научится ползать (примерно полгода). Однако к этому моменту у ребенка уже накапливается определенный визуальный опыт. В то же время многочисленные исследования показывают, что способность воспринимать глубину формируется у младенцев задолго до того момента, как они начинают ползать (например, они способны дотягиваться до интересующих предметов, избегать столкновения с преградами). Не исключено также, что способность воспринимать глубину формируется раньше, чем боязнь высоты. Согласно данным Бертенталя и Кампоса, высоты боятся только те младенцы, которые уже умеют ползать.

 

Врожденный характер носит способность воспринимать информацию о надвигающемся столкновении с различными объектами (луминг). Подобного рода информация имеет адаптивное значение, т. к. может свидетельствовать о внешней опасности (приближении хищника; предмете, брошенном в сторону человека).

 

Пикторальное восприятие – это восприятие глубины на основе плоского изображения. Зрительные признаки удаленности и глубины (линейная перспектива, тень, загораживание и др.), делающие возможным пикторальное восприятие, начинают функционировать, когда ребенку исполнится 5-7 месяцев.

 

Пространственные признаки являются источником двух важных интегративных способностей – константности восприятия размера и константности восприятия формы (величина и форма остаются постоянными независимо от расстояния и угла зрения). По данным исследований, константность развивается по мере того, как младенцы учатся использовать признаки глубины и наклона поверхности, и к 6-месячному возрасту эта способность уже достаточно хорошо развита.

 

Таким образом, в течение первого года жизни, возможно, уже к 6- или 7-месячному взрасту, ребенок приобретает разнообразные перцептивные способности. Однако развитие восприятия на этом не останавливается, перцептивные способности, приобретенные в младенчестве, постоянно совершенствуются.