РУССКИЕ ЗЕМЛИ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Каждый да владеет своей вотчиной». В истории русской государственности и рус­ской цивилизации эта формула сыграла поистине роковую роль. В 1097 г. па княже­ском съезде (снеме) в г. Любеч (недалеко от Чернигова) было решено не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца («каждый да владеет своей отчиной»).

В период феодальной раздробленности удельные князья видели в культуре способ утверждения собственного превосходства и удовлетворения личных ам­биций. Местные летописи изображали события с позиций местного князя. Поощ­рялось развитие местных иконописных, зодческих, ремесленных и других «школ», стилевых особенностей.

Во 2-й половине XI-XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества.

Процессу раздробления способствовал ряд обстоятельств. Наследование в Доме Рюриковичей происходило «по старшинству», по «лествичному праву» (к стар­шему в роду), что вызывало бесконечные споры о старшинстве, о месте в иерар­хии, стимулировало политические амбиции князей и ожесточенную борьбу за лучший «стол». Князья опирались на растущие материальные и людские ресур­сы, потенциал своих территорий. Пути сообщения были развиты слабо.

Междоусобицы продолжались, и Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мсти­славу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во вто­рой половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. — около 30. Встречались и совместно действовали князья очень редко. По мнению современных исследователей, Русь превратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою земель.

«В постоянных своих усобицах князья мало думали о земельных приобрете­ниях, о территориальном расширении своих областей, в которых они являлись временными владельцами; но, тяготясь малонаселенностью своих частных име­ний, они старались заселить их искусственно. Лучшим средством для этого был полон. Поэтому их общей военной привычкой было, вторгнувшись во вражескую страну, разорить ее и набрать как можно больше пленных... Обращали в рабство и пленных соотечественников; после неудачного нападения рати Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 г. там продавали пленных суздальцев по 2 ногаты за чело­века. Так же поступали с пленной Русью половцы, которых князья русские в своих усобицах не стыдились наводить на Русскую землю. Превратившись в хищниче­скую борьбу за рабочие руки, сопровождавшуюся уменьшением свободного насе­ления, княжеские усобицы еще больше увеличивали тяжесть положения низших классов, и без того приниженных аристократическим законодательством XI— XII вв.», — писал В. О. Ключевский1.

На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава новго­родцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борь­бе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепи­скопа, посадника и тысяцкого. Современные исследователи считают, что в Новго­роде существовали элементы представительной демократии. Сначала проходили собрания свободных полноправных мужчин по улицам, но пяти «концам», на ко­торые делилась новгородская территория. На общее собрание попадали несколько сотен «золотых поясов», т. е. наиболее богатых бояр, купцов (новгородских ари­стократов, олигархов того времени) из ограниченного круга семей, которые дик­товали свою волю остальным.

Ввиду бедности почв и низких урожаев зерновых главным занятием новго­родцев являлась торговля с Европой продуктами, добытыми охотой, рыболовст­вом, бортничеством, а также скотоводством. В состав Новгородской земли входи­ла Водская пятина (между реками Волхов и Луга), территория которой ныне входит в состав Ленинградской области. Новгородцы защищали свои земли от скандинавов. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Ко­строма (1152).

Большое значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздаль­ское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024), Владимир (1108), Моск­ва (1147) и др.

Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, каждый из них формально носил титул Великого князя Киевского, но про­должали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Бого­любский (1157-1174) пытался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (родился в 1154 г., княжил с 1176, умер в 1212 г.) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.

Киев и Киевское княжество с 1130-х гг. попадали в зависимость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей, не раз под­вергались разорению. Значение «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер

Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины).

На западе около 1021 г. обособилось Полоцкое княжество (на территории со­временной Беларуси).

В древнерусских княжествах подавляющую массу населения составляли «не­вегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Перво­начально грамотными были князья, бояре, духовенство. Центрами книжности со значительными библиотеками были монастыри, которые во второй половине XI — XII в. возникли во многих городах. В ХН-ХШ вв. книжное учение распространя­лось среди княжеских и боярских ремесленников, среди купцов. Дети пономарей, дьячков нередко становились писцами-переписчиками. В Новгороде и некото­рых других городах сохранились сотни берестяных грамот, которые рассматрива­ются как свидетельство высокого уровня грамотности.

Древнейшая датированная русская рукопись Остромирово евангелие была на­писана в Новгороде для посадника Остромира в 1057 г. В 1073 и 1076 гг. появи­лись «изборники», своеобразные энциклопедии XI в., в которых помещались ста­тьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Мудрые книги в Древней Руси называли «глубинными книгами». В 1187 г. появляется «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы.

В советской историографии в феодальной раздробленности Древней Руси ви­дели закономерность, типичность в историческом развитии, похожесть на страны Европы и Азии. Было принято говорить о прогрессивном значении раздроблен­ности для развития производительных сил в каждой из земель, для конкуренции между княжествами в строительстве храмов, поощрении ремесла, искусства, тор­говли, образования. В каждой земле появлялись новые города, вводились в оборот новые земли. Во всех землях важную роль играли органы самоуправления, вечевые собрания, с мнением которых князья, заинтересованные в поддержке, были вынуждены считаться. Однако более важным представляется отсутствие единства между русскими землями перед лицом внешних опасностей, особенно с Востока. При уязвимом геополитическом положении (между весьма агрессив­ными и активными Западом и Востоком), при открытости русских равнинных пространств для русского народа сильное централизованное государство служило важнейшей гарантией независимости и безопасности. К сожалению, это пони­мали очень немногие государственные деятели и духовные вожди народа.