Александр Сергеевич Панарин
Теория элиты — обосновывает идею исключителной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привелигированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей(масс).
Тирания— система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля — режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).
Тоталитаризм (от лат. totus — весь, целый, совокупный) — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождём, каудильо).
Унитарное государство — государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.
Утопия (от греч. Topos — место и «и» — нет: место, которого нет) — термин введен английским писателем и государственным деятелем Т. Мором, написавшим сочинение о прекрасном острове Утопия, где создано «идеальное общество». В современной политической лексике — несбыточные мечтыоб «идеальном обществе».
Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.
«Фаустовский» человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на выпытывание последних тайн природы с целью ее окончательного покорения.
Формационная теория —теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.
Франкфуртская школа —социально-философская школа, образованная в 30-х годах на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия) и представляющая интеллектуальную оппозицию фашизму, с одной стороны, технократически организованному западному обществу массового потребления — с другой. Центральный замысел «франкфуртцсв» — выявить социокультурные основания современного западного «репрессивного общества», подчиняющего человека безликим механизмам и порождающего конформистскую личность, ориентированную извне.
Харизма (греч. — божественный дар, благодать) — термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э. Трёльчем и М. Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.
Хартленд(от англ. heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.
Центризм— политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.
Чикагская школа — течения в социологии (20-30-х годов) и в экономической науке (60-80-Х годов), связанные с Чикагским университетом. Сегодня имеется в виду именно экономическое направление (М. Фридман, Г. Бэккер, Дж. Мут), включающее монетаризм (концепцию «дорогих» денег, т.е. ограничение денежной эмиссии и удорожание или ограничение всех видов денежного кредита) и «экономику предложения» — предпринимательской активности — путем снижения налогов, поощрения инвестиций, устранения преград, мешающих свободной конкуренции.
Эвристика —отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать процесс познания.
Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных.
Экзотерический —явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.
«Экспроприация экспроприаторов» — ставшее крылатым выражение К. Маркса, означающее изъятие собственности у буржуазии, в своевремя изъявшей ее у народа.
Экоцид— убивание природы, Земли как геобиосистемы — носительницы жизни.
Экономикоцентризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т. п.
Экуменизм — движение за объединение церквей.
Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.
Эндогенный — внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).
Энтропия — понятие, заимствованное из термодинамики и означающее характерный для замкнутых систем процесс превращения всех видовэнергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.
Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложиласьидея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядкибыли объявлены пережитками.
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и Страшном суде.
Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.
Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................... 3
О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ........................................................................ 3
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗАПАДЕ....................... 12
ГЛАВА 1. Политика как разновидность технологии................................................... 13
ГЛАВА II. Политика как игра с заранее не заданным результатом................... 22
ГЛАВА III. Атомарно-номиналистический принцип и представительская демократия................................................................................................................................................. 35
ГЛАВА IV. Принцип разделения власти................................................................................. 51
ГЛАВА V. Системно-функциональный принцип............................................................. 56
ГЛАВА VI. Принцип отделения ценностей от интересов........................................ 68
ГЛАВА VII. Принцип «открытого общества»...................................................................... 74
Часть 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ВОСТОКЕ.................... 89
ГЛАВА 1. Принцип воздержания от волюнтаристской активности.............. 90
ГЛАВА II. Теократический принцип....................................................................................... 102
ГЛАВА III. Принцип уравнительной справедливости Консенсус служилого государства............................................................................................................................................. 117
ГЛАВА IV. Принцип священной справедливости Союз царя-мессии с богоспасаемым народом............................................................................................................... 124
Словарь использованных терминов............................................................................... 140
Учебное издание