Александр Сергеевич Панарин

Теория элиты — обосновывает идею исключителной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привелигированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей(масс).

Тирания— система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля — режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).

Тоталитаризм (от лат. totus — весь, целый, совокупный) — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождём, каудильо).

Унитарное государство — государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

Утопия (от греч. Topos — место и «и» — нет: место, которого нет) — термин введен английским писателем и государственным деятелем Т. Мором, написавшим сочинение о прекрасном острове Утопия, где создано «идеальное общество». В современной политической лексике — несбыточные мечтыоб «идеальном обществе».

Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.

«Фаустовский» человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на выпытывание последних тайн природы с целью ее окончательного покорения.

Формационная теория —теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

Франкфуртская школа —социально-философская школа, образованная в 30-х годах на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия) и представляющая интеллектуальную оппозицию фашизму, с одной стороны, технократически организованному западному обществу массового потребления — с другой. Центральный замысел «франкфуртцсв» — выявить социокультурные основания современного западного «репрессивного общества», подчиняющего человека безликим механизмам и порождающего конформистскую личность, ориентированную извне.

Харизма (греч. — божественный дар, благодать) — термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э. Трёльчем и М. Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.

Хартленд(от англ. heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.

Центризм— политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.

Чикагская школа — течения в социологии (20-30-х годов) и в экономической науке (60-80-Х годов), связанные с Чикагским университетом. Сегодня имеется в виду именно экономическое направление (М. Фридман, Г. Бэккер, Дж. Мут), включающее монетаризм (концепцию «дорогих» денег, т.е. ограничение денежной эмиссии и удорожание или ограничение всех видов денежного кредита) и «экономику предложения» — предпринимательской активности — путем снижения налогов, поощрения инвестиций, устранения преград, мешающих свободной конкуренции.

Эвристика —отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать процесс познания.

Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных.

Экзотерический —явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.

«Экспроприация экспроприаторов» — ставшее крылатым выражение К. Маркса, означающее изъятие собственности у буржуазии, в своевремя изъявшей ее у народа.

Экоцид— убивание природы, Земли как геобиосистемы — носительницы жизни.

Экономикоцентризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т. п.

Экуменизм — движение за объединение церквей.

Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.

Эндогенный — внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).

Энтропия — понятие, заимствованное из термодинамики и означающее характерный для замкнутых систем процесс превращения всех видовэнергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.

Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложиласьидея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядкибыли объявлены пережитками.

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и Страшном суде.

Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.

Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................... 3

О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ........................................................................ 3

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗАПАДЕ....................... 12

ГЛАВА 1. Политика как разновидность технологии................................................... 13

ГЛАВА II. Политика как игра с заранее не заданным результатом................... 22

ГЛАВА III. Атомарно-номиналистический принцип и представительская демократия................................................................................................................................................. 35

ГЛАВА IV. Принцип разделения власти................................................................................. 51

ГЛАВА V. Системно-функциональный принцип............................................................. 56

ГЛАВА VI. Принцип отделения ценностей от интересов........................................ 68

ГЛАВА VII. Принцип «открытого общества»...................................................................... 74

Часть 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ВОСТОКЕ.................... 89

ГЛАВА 1. Принцип воздержания от волюнтаристской активности.............. 90

ГЛАВА II. Теократический принцип....................................................................................... 102

ГЛАВА III. Принцип уравнительной справедливости Консенсус служилого государства............................................................................................................................................. 117

ГЛАВА IV. Принцип священной справедливости Союз царя-мессии с богоспасаемым народом............................................................................................................... 124

Словарь использованных терминов............................................................................... 140

 

 

Учебное издание