Истоки синдрома приобретенного иммунодефицита

А. Прочитайте текст. Найдите вводные слова и предложения, определите их функцию в предложении.

Структурно-семантические модели научного стиля

Таблица 4

Функция Грамматические модели
1. Определение предмета (дефиниция) что есть что, что называется чем и т.п.
2. Квалификация предмета что считают чем, что представляет собой что, что состоит в чем и т.д.
3. Принадлежность предмета к классу что относится к чему, что принадлежит к чему и т.д.
4. Классификация предметов что делят на что, что подразделяется на что
5. Качественный состав, строение предмета что входит в состав чего, что содержится в чем, что состоит из чего, что имеет что, что обладает чем, что отличается чем и т.д.
6. Количественный состав сколько чего входит в состав чего, сколько чего приходится на долю чего и т.д.

 

Задание 24. Прочитайте текст. Найдите словосочетания, построенные по структурно-семантическим моделям, типичным для научного стиля.

Стрессом мы часто называем то состояние крайнего напряжения всех физических и моральных сил, которое испытывает человек в современном мире.

В психологии, в отличие от обыденного понимания, стресс не считается нарушением, а оценивается как естественное состояние, которое имеет как позитивный, так и негативный аспект. Различают два понятия – стресс и дистресс. Стресс представляет собой неспецифическую реакцию активации биологических и психических возможностей организма на любое предъявленное ему требование. Дистресс есть негативное эмоциональное стрессовое реагирование на ситуации, значительно превышающие адаптационные ресурсы человека. Ему подвержены авиадиспетчеры, спортсмены, руководители банка, находящегося на грани банкротства, водитель, навстречу которому неожиданно выезжает автомобиль.

Обстоятельства, вызывающие стресс, называют стрессорами. В одних и тех же стрессогенных обстоятельствах люди различаются индивидуальными особенностями в сенситивности и формах проявления стрессовых реакций. Один, узнав о беде, станет рыдать, другой сохранит спокойствие, постарается скрыть свои эмоции, т.е. некоторые люди оказываются более «стрессоустойчивыми». К первым, например, относятся люди, которые уже оказывались в сложной ситуации и благополучно вышли из нее.

 

Задание 25.

Б. Определите другие синтаксические особенности научного стиля, проявляющиеся в данном тексте (см. табл. 1).

Вирус ВИЧ-1, ответственный за большую часть ВИЧ-инфекций у людей, принадлежит к тому же классу, что и вирусы иммунодефицита обезьяны. Генетически он наиболее близок вирусу иммунодефицита шимпанзе вида Pan troglodytes schweinfurthi. Примерная дата перехода вируса иммунодефицита обезьяны в ВИЧ-1 определяется периодом между 1900 и 1965 годами.

Человеческая инфекция ВИЧ-1, вероятнее всего, зародилась в Центральной Африке. На это указывает высокая частота выявленных случаев инфицированности, наблюдаемых в этих местах с начала 1980-х годов. Кроме того, это – единственное место в мире, где различные подтипы вируса ВИЧ-1 существуют параллельно.

Исследуя данную проблему, Эдвард Хупер прежде всего рассмотрел все известные случаи инфекции, зарегистрированные до 1980-х годов. Самый старый подтвержденный случай заболевания относится, по данным Э.Хупера, к 1959 году. Он выявлен в банке сыворотки в Леопольдвилле, столице Заира. Расшифрованная последовательность ДНК вируса соответствовала типу ВИЧ-1, т.е. предку современных подтипов. По свидетельству Хупера, инфицирование могло произойти в ходе какой-то новой, широкомасштабной медицинской практики в период между 1950 и 1960 годами. Три американских лаборатории – «Сабин», «Ледерле» и институт Вистар – соревновались тогда между собой за получение разрешения на применение разработанной ими вакцины против полиомиелита. Ослабленные штаммы получали, по всей видимости, из культур вируса, выращенных на основе клеток почек макаки резус.

В Стенливилле (Заир) был организован питомник подопытных животных, через который в течение трех лет прошло почти 500 шимпанзе. В этом питомнике производилось тестирование различных штаммов вакцины.

Питомник, вероятно, являлся также источником обезьяньих почек, из клеток которых в большом количестве был получен штамм полиомиелита СНАТ. Как выяснилось, место проведения вакцинации и территория, где выявили первые случаи инфицирования ВИЧ в Центральной Африке, полностью совпадают. Живая вакцина против полиомиелита вводится оральным путем. Оказывается, достаточно было 100 человек, зараженных ВИЧ за эти два года, чтобы пятьдесят пять миллионов людей (1% мирового населения) были поражены данной болезнью спустя 40 лет.

Опыты, начавшиеся в США с вакцинации детей-инвалидов и детей, чьи матери сидели в тюрьмах, были продолжены в Конго и Руанде и проводились без контроля безопасности под предлогом профилактики полиомиелита. Медицинская компания, возможно, просто хотела получить разрешение на испытание прививочного штамма без контроля безопасности.

Таким образом, эта версия ставит на соответствующее место роль сексуальных контактов и переливания крови: они способствовали распространению эпидемии, но не являлись причиной ее возникновения.

 

Задание 26. Перепишите данный текст, вставляя вводные слова (предложения) в соответствие со смысловой и коммуникативной целесообразностью. Расставьте знаки препинания.

Линейный порядок – основа жизни

Сначала люди наносили на дереве выстроенные в ряд зарубки завязывали на нить узелки нанизывали на нее предметы имевшие условное значение. Позднее появились другие линейные технограммы литерное письмо числовые ряды, нотная строка кинолента.

(…) только на линии достигается последовательное выстраивание элементов множества. В войсках всех стран принято линейное построение пехотинцев. Так ими удобно манипулировать (…) выстраивать в шеренгу.

В древнегреческой мифологии встречаем трех богинь судьбы (…) мойр Клото, Лахесис и Атропос. Одна пряла нить человеческой жизни другая завязывала узелки распределяя жизненные жребии и (…) третья в назначенное время обрезала нить прерывая ту или иную жизнь. (…) в образах мойр заложена идея о том что судьба каждого держится на тонкой нити.

(…) именно одномерно организованная строка биологического текста была положена в начало жизни генной инженерией. Специальные биохимические ножницы (…) особые белки-ферменты) режут на части генетические нити организмов. Затем в генетическую программу организма включают новую программу и связывают ДНК.

Почему в процессе созидания жизни выбор пал именно на полинуклеотидную нить в качестве материального носителя генетической информации?

(…) она имеет предельно четкое строение жесткий фосфатно-углеводный остов на который нанизываются нуклеотиды.

(…) в отличие от сложных белков она метаболически инертна.

(…) высокая способность полинуклеотидной нити к самоинструктированию предрасполагает ее к неограниченному матричному воспроизведению.

(…) обладая такими замечательными свойствами полинуклеотидная макромолекула закономерно стала носителем генетической памяти или (…) генетической нитью которая была положена в начало жизни.

 

Задание 27. Прочитайте текст.

А. Проведите смысловой анализ текста, разбейте его на смысловые части. Выделите информационный центр каждой части(запомните, что, как правило, информативный центр смысловой части располагается в ее начале).

 

Б. Ответьте на вопрос, какова роль других предложений:

1) расширение и углубление основного положения;

2) уточнение, пояснение основного положения – дублирующая информация;

3) приводятся примеры, подтверждающие основное положение – иллюстративный материал;

4) организация связности и последовательности изложения.