ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и перечень тем дисциплины по разделам Количество часов
всего Л С СРС
Раздел 1. Российское государство и право в период средневековья
1.1. Введение в курс. Древнерусское государство и право (IX – первая треть XII вв.)
1.2. Государство и право русских земель в период феодальной раздробленности (середина XII – середина XV вв.)
1.3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (середина XV – середина XVI вв.)
1.4.Сословно-представительная монархия в России (середина XVI – середина XVII вв.)
Раздел 2. Государство и право России в эпоху нового времени
2.1. Становление и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII вв.)
2.2. Российская империя в первой половине XIX в.
2.3. Государство и право России в период реформ и пореформенный период (вторая половина XIX в.)
2.4. Государство и право России в 1900 - 1916 гг.
Раздел 3. Отечественное государство и право в новейшее время
3.1. Февральская революция и установление буржуазной республики в России (февраль – октябрь 1917 г.)
3.2. Создание Советского государства и формирование советского права (октябрь 1917 – 1920 гг.)
3.3. Советское государство и право в конце 1920-е гг.
3.4. Советское государство и право в 1930-е гг.
3.5. Советское государство и право в 1941-1953 гг.
3.6. Советское государство и право в середине 1950-х – 1960-е гг.
3.7. Советское государство и право в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
3.8. Отечественное государство и право в годы перестройки и на современном этапе (1985 – н.в.)
Промежуточная аттестация      
ИТОГО по дисциплине

 

Лекции. Важной формой получения студентами современных историко-правовых знаний являются лекции по наиболее важным темам курса, содержащим новейшие научные сведения. Для того чтобы усвоить основные положения лекции, запомнить ее, следует, внимательно слушая лектора, конспектировать. Следует помнить, что конспект – это не стенографирование лекции, а сокращенная запись главного. Различные составные части лекции нужно воспроизводить на бумаге по-разному. Подзаголовки разделов лекции, новые имена и понятия, определения и наиболее важные обобщающие выводы следует записывать полностью, иначе потом их будет трудно воспроизвести. Обычно лектор показывает эти элементы, замедляя темп речи или повторяя их. Точно так же должны быть полностью воспроизведены ссылки на нормативные акты, на другие источники и литературу, рекомендуемые лектором.

Аргументация общих юридических положений, обоснования и доказательства выводов, характеристика предметов или явлений могут быть записаны сокращенно. Важно также отчетливо представить себе и воспроизвести в записи внутреннюю связь между отдельными аргументами, чтобы вся аргументация или характеристика была записана как стройное целое. Наконец, иллюстративный материал-факт, примеры можно записывать совсем кратко, двумя-тремя штрихами, с помощью которых можно было бы впоследствии восстановить в памяти данный факт.

В тетради, предназначенной для конспектирования лекций, следует оставлять поля с таким расчетом, чтобы после прочтения лекционного материала можно было сделать исправления, дополнения, привести примеры. Своевременная работа над конспектом лекции позволит не только исправить оплошности в записях, но и прочнее усвоить необходимые знания.

Для работы над лекциями советуем руководствоваться следующими правилами:

- изложение собственными словами; при таком методе материал сразу осмысливается по-своему, как бы на ходу перерабатывается студентом; конечно, начинающему студенту освоить данный способ записи довольно трудно, поэтому можно предложить второй способ - записывать лекции ближе к читаемому преподавателем тексту, выбирать основные вопросы, тезисы по ходу лекции;

- в любом случае решающим условием продуктивной работы студента на лекции является взаимное внимание лектора и слушателей; правильно, когда студент следит за мыслью лектора, рассуждает вместе с ним, а не торопится записать слово в слово; попытка записать все чаще всего мешает обдумыванию;

- важно при знакомстве с новым материалом всегда опираться на уже известные вам факты, устанавливать смысловую связь между узловыми вопросами лекции.

По структуре конспект записи лекции должен обязательно содержать следующие части: 1. Название темы лекции. 2. План лекции. 3. Основные положения, тезисы лекции (ее содержание). 4. Выводы, обобщения, заключения. 5. Список литературы. Из указанной структуры, схемы лекции первый, второй и пятый пункты часто даются под диктовку, и их запись не представляет особой трудности. В третьей и четвертой частях раскрывается основное содержание, и запись их требует активной мыслительной деятельности студента. Главное здесь - ясно и четко выделить основные положения или тезисы лекции, уметь отделить их от второстепенного материала, который неизбежно присутствует в каждой лек­ции при доказательствах, иллюстрации основных идей.

На лекции следует обращать внимание не только на ее содержание, но и форму записи, что может облегчить после­дующее использование конспекта и поможет лучше закре­пить знания. Не допускайте, чтобы конспект выглядел в виде сплош­ной записи, без «просветов». В этом случае очень трудно найти необходимый вам материал. Лучше располагать текст конспекта частями, уступами, выделять отдельные смысло­вые его части цифровыми обозначениями, красной строкой, подчеркиванием и другими способами. Конспект при такой форме записи станет удобочитаемым, ясным.

Семинары. Са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та на се­ми­нар­ских за­ня­ти­ях, в том чис­ле и с тек­ста­ми па­мят­ни­ков пра­ва, со­дей­ст­ву­ют по­яв­ле­нию у сту­ден­тов на­вы­ков ра­бо­ты с нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми, раз­ви­тию ана­ли­ти­че­ских спо­соб­но­стей. Вы­но­си­мые на се­ми­нар­ские за­ня­тия и са­мо­стоя­тель­ную под­го­тов­ку во­про­сы де­та­ли­зи­ру­ют и уточ­ня­ют со­дер­жа­ние лек­ци­он­но­го цик­ла.

При са­мо­стоя­тель­ной под­го­тов­ке на пер­вом мес­те долж­но сто­ять не за­учи­ва­ние и за­по­ми­на­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, а стрем­ле­ние по­нять и вы­де­лить наи­бо­лее об­щие чер­ты и ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния пра­во­вых обы­ча­ев и за­ко­нов в их взаи­мо­свя­зи с вла­ст­ной дея­тель­но­стью уч­ре­ж­де­ний го­су­дар­ст­ва. То есть вы долж­ны нау­чить­ся клас­си­фи­ци­ро­вать, обоб­щать, сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ма­те­ри­ал, вы­де­ляя в нем глав­ное.

На семинарских занятиях у студентов вырабатывается необходимый будущему юристу навык работы с учебными пособиями. Студент должен внимательно слушать выступающих, чтобы вступить в дискуссию, поправить или дополнить ответы своих товарищей. По ходу выступления и обсуждения вопросов темы полезно вносить поправки и дополнения в свои конспекты.

Обязательным элементом подготовки к семинару является работа над первоисточником (изучение истории создания, структуры, принципов и норм правового памятника, их анализ, осмысление, сопоставление), а также ознакомление с обязательной и дополнительной литературой. Дополнительным требованием подготовки к семинару является составление и систематических ведение конспектов и иных записей (аннотаций, тезисов, выписок, схем) правовых источников и иной рекомендованной литературы. При составлении конспекта рекомендуется обращать особое внимание на понятия и термины, важно выписывать все непонятные термины и обращаться за их разъяснением к специальным словарям-справочникам.

В курсе истории отечественного государства и права студенты изучают по источнику важнейшие памятники российского права со времени Киевской Руси по сегодняшний день: Русскую правду, Псковскую судную грамоту, Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., своды законов 1832 и 1906 гг., важнейшие кодексы советского периода. Их можно найти в многотомнике «Российское законодательство. Х–ХХ вв.», а также в хрестоматиях.

В ходе семинаров проходит решение практических задач (судебных казусов), презентация и обсуждение сообщений, рефератов и иных видов самостоятельной работы.

В ходе семинарского занятия студенты выступают с рефератами. Письменная работа должна быть результатом большой самостоятельной работы над материалом. Использование цитат должно быть дословным, непосредственно из цитируемых произведений. В сносках указывается автор, название произведения, место и год издания, том и страницы.

В обязательном порядке на титульном листе реферата приводятся следующие сведения: наименование учебного заведения; кафедра: Теории и истории государства и права, конституционного права; по курсу: История государства и права зарубежных стран; название темы; выполнил студент: фамилия и инициалы исполнителя; группа; проверил: фамилия, инициалы, должность; место и дата написания работы.

Во введении студент должен указать актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, краткую характеристику историографии проблемы и источниковедческую базу. Основная часть должна содержать материалы, раскрывающие тему исследования. Основная часть разбивается на параграфы. Каждый параграф начинается с новой страницы. Параграфы содержат основную часть историко-правового материала. В заключении содержатся общие выводы по реферату. В списке литературы необходимо указать все использованные источники и литературу в алфавитном порядке по форме: автор, наименование, издательство, год издания.

При составлении конспектов при подготовке к семинару целесообразно оставлять место (например, на полях) для записей во время семинарского занятия ответов других студентов, выводов и замечаний преподавателя. Качественно сделанный конспект не только позволяет успешно отвечать на семинарских занятиях, но и дает возможность экономить время при повторении материалов курса перед экзаменом. Переписывать содержание нормативного акта из хрестоматии нецелесообразно. Полезнее делать в тетради отметки, позволяющие легко сориентироваться во время ответа, найти необходимую статью в рассматриваемом документе.

Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную (рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины.

Изучение курса следует начинать с учебника, поскольку учебник - это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики. Мы рекомендуем в качестве базового учебник под редакцией О. И. Чистякова (2006). Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. Работа с учебником должна быть планируемой, ритмичной, регулярной.

Надо придерживаться той последовательности в изучении материала, которая предложена в программе. После изучения соответствующих глав учебника, где излагаются основные проблемы темы, нужно приступить к работе с рекомендуемой по данной теме литературой. Из указанной в списке литературы необходимо использовать только те положения, которые непосредственно относятся к вопросам изучаемой темы. Для понимания и закрепления в памяти этих положений их необходимо записывать в конспект.

На семинарских занятиях студенты должны показать умение не только излагать материалы лекций, учебников, специальной научной литературы, но и работать с источниками права по данной теме, анализировать содержание источников, учитывая при этом их историко-юридические особенности, время их создания, технику изложения правовых норм, их социальную обусловленность и т.д. Большинство изучаемых тем требует обращения к источникам, правильного их цитирования и комментирования на занятиях. Поэтому во многих темах прямо упомянуты важнейшие законодательные акты, анализ которых на семинарах при рассмотрении отдельных вопросов обязателен. В других же темах в списке рекомендуемой литературы некоторые законы не названы ввиду большого их количества. Однако это не означает, что их не нужно вообще использовать в ответе. Цитирование таких законов на данном семинаре является не строго обязательным, но желательным. Это значительно повышает качество и оценку ответа студента.

По причине большого объема и сложности материала рекомендуем составлять схемы общественного и государственного строя в данный период. Первоначально это будет сложно, но на семинарском занятии можно при помощи других студентов и преподавателя внести коррективы в составленную схему. При условии систематической, постоянной работы затем это станет значительно проще и легче. Тогда студент сам убедится, что большой и сложный материал можно относительно просто и быстро изложить в виде небольшой, но продуманной схемы. К тому же эти схемы при подготовке к зачету, а тем более к экзамену, позволяют быстро вспомнить пройденное и выделить в нем главное, что необходимо для правильного ответа.

При составлении схем государственного строя надо строго соблюдать иерархию органов власти: наверху высшие органы, ниже – центральные органы власти и управления, причем надо размещать их по значению сверху вниз, а не подчиненные друг другу государственные органы одного уровня должны располагаться параллельно, как бы «на одном этаже». Еще ниже должны находиться местные органы управления согласно своей иерархии. С помощью различных линий, пунктиров, стрелок обязательно нужно показать в такой схеме подчиненность одних структур другим, их отношения друг с другом. Составляя схемы общественного строя, нужно продумать структуру и иерархию сословий и классов, при этом следует помнить, что сословные и классовые деления не всегда совпадают, а иногда находятся в разных плоскостях.

Кроме этого, при подготовке к семинару студент должен точно и правильно понимать и применять необходимые термины. Для этого можно использовать как различные юридические словари и энциклопедии общего характера, так и специализированные справочные пособия. Настольной книгой должны стать юридические словари, в частности, Юридический энциклопедический словарь, «Всемирная история государства и права», «Юридическая энциклопедия».

Семинарские занятия достаточно часто проводятся в форме заслушивания докладов студентов. Темы доклада соответствуют основным позициям, заявленным в плане семинарского занятия. При оценке доклада учитываются критерии: четкость в формулировке темы и ключевых положений доклада; связность, логическая последовательность и грамотность в построении изложения; ясность формулировок, в том числе дефиниций, даваемых учащимися по ходу изложения; самостоятельность в раскрытии темы. В процессе доклада следует обратить внимание на умение грамотно и логично излагать теоретический материал, а также на способность формулировать и аргументировать собственную позицию по вопросам доклада. Кроме того, студент должен быть готов ответить на вопросы, задаваемые преподавателем, а также студентами.

Возможно также составление учащимся хронологической таблицы, включающей в себя важнейшие даты из истории государства и права зарубежных стран. Использование указанных методик организации самостоятельной работы будет способствовать лучшему усвоения материала и в конечном итоге окажется существенным подспорьем успешной сдачи экзамена.

Первый этап деятельности студента - поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете, нормативные документы. Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты. Читать же, пользоваться фондами можно в той библиотеке, которая покажется более удобной для работы с книгой.

Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени. С целью глубокого изучения материала с учетом современных изменений в общественной жизни студентам рекомендуется регулярно знакомиться с содержанием статей по вопросам государства и права, которые публикуются в журналах «Государство и право», «История государства и права».

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу, список которой также приводится в пособии по темам семинарских занятий. Список дополнительной литературы охватывает основные монографические и другие работы, отражающие весь спектр мнений по истории отечественного государства и права. Определенная часть этой литературы должна быть усвоена студентами при подготовке к семинарам.

По­сле об­ще­го зна­ком­ст­ва с пред­ло­жен­ной те­мой сле­ду­ет вни­ма­тель­но изу­чить и про­ана­ли­зи­ро­вать ис­то­ри­че­ские нор­ма­тив­но-пра­во­вые ис­точ­ни­ки. Для это­го вна­ча­ле сле­ду­ет про­чи­тать весь текст, а за­тем нуж­но по­пы­тать­ся сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ста­тьи за­ко­нов в со­от­вет­ст­вии с пла­ном се­ми­нар­ско­го за­ня­тия. К ка­ж­до­му пунк­ту пла­на под­би­ра­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щие ста­тьи па­мят­ни­ка пра­ва. При этом це­ле­со­об­раз­но раз­би­вать от­дель­ный пункт пла­на на не­сколь­ко под­пунк­тов, и для ка­ж­до­го под­пунк­та под­би­рать со­от­вет­ст­вую­щие ста­тьи. По­сле сис­те­ма­ти­за­ции тек­ста обя­за­тель­но сфор­му­ли­ро­вать соб­ст­вен­ные вы­во­ды.

Во вре­мя от­ве­та сту­дент дол­жен обя­за­тель­но ссы­лать­ся на ста­тьи па­мят­ни­ка пра­ва, а при ис­поль­зо­ва­нии на­уч­ных вы­во­дов – на мо­но­гра­фии и дру­гие пуб­ли­ка­ции. От­вет, не со­дер­жа­щий ссы­лок, при­зна­ет­ся не­удов­ле­тво­ри­тель­ным. При от­ве­те мож­но поль­зо­вать­ся тек­ста­ми за­ко­нов и соб­ст­вен­ны­ми кон­спек­та­ми. Не до­пус­ка­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние во вре­мя от­ве­та тек­стов учеб­ной ли­те­ра­ту­ры или их элек­трон­ных ко­пий.

Зачет и экзамен. Важнейшей частью учебной работы по дисциплине является подготовка и сдача зачета и экзамена. Экзаменационная оценка является итогом всей работы студента за учебный год. Однако непосредственно подготовка к зачету и экзамену – это самостоятельный вид учебного процесса, осуществляемый в соответствии с графиком (расписанием) экзаменов. Начать готовиться к экзамену необходимо начиная со второго месяца обучения, т.е. заблаговременно. Это помогает глубоко познать и систематизировать учебный материал. С этой целью внимательно изучить конспекты лекций и семинаров.

Учебным планом на подготовку к экзамену планируется 3-4 дня. Этого достаточно для приведения в систему своих знаний по курсу, при условии систематической работы в течение года.

Экзамен проводится в устной форме по билетной системе. Процедура экзамена включает в себя: подготовка к ответу (не более 30 минут), устный ответ (не более 20 минут), ответ на дополнительные вопросы экзаменатора.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Категорически запрещается пользоваться во время подготовки к ответу принесенными с собой пособиями, шпаргалками, иначе студент получает оценку «неудовлетворительно». Конспект устного ответа фиксируется студентом письменно на специальных листах.

Перед началом подготовки к устному ответу студент должен внимательно прочитать формулировки вопросов билета, ответ должен полностью раскрыть содержание этих вопросов. Желательно структурировать свой ответ, избегать излишних отступлений.

Критерии оценки экзаменационного ответа:

- отлично (72 балла): свободное владение материалом источников, лекций, пособий; демонстрация знаний дополнительной литературы; грамотная речь; логичная структура ответа; исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы;

- хорошо (54 балла): владение в целом необходимым для раскрытия вопросов материалом; ответ имеет внутреннюю структуру; на большую часть дополнительных вопросов даны правильные ответы;

- удовлетворительно (36 баллов): студент владеет знаниями по наиболее важным аспектам раскрываемых вопросов; допускает при этом фактические ошибки; ответ не имеет логичной структуры; на дополнительные вопросы нет исчерпывающих ответов;

- неудовлетворительно (0 баллов): если студент не владеет достаточным фактическим материалом по вопросам билета; нет содержательных ответов на дополнительные вопросы; если студент отказывается от ответа.