Следует иметь ввиду, что оценивается не только правильность ответов, но и их полнота.

Е. Вегетативная нервная система.

1. Из каких структурно-функциональных отделов состоит вегетативная нервная система?

2. В чем заключаются основные морфо-функциональные отличия вегетативной нервной системы от соматической?

3. Где располагается высший интегративный центр вегетативной нервной системы, и как, в общих чертах, он организован?

4. Где располагаются, и что образуют центральная и периферические части симпатического отдела вегетативной нервной системы?

5. Где располагаются и что образуют нейронные скопления, входящие в центральную часть парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е___________________

ВАРИАНТЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Пояснения. При ответе не следует ограничиваться простым перечислением названий или терминов. Каждое понятие или термин необходимо пояснить, дать его описание. Например: (вар.№1, вопр.1) «периферические структуры: а)ганглии – это …, имеются следующих типов - …, анатомически располагаются в…, состоят из …, функциональное значение …,» и т.п.

Контрольная работа № 1

 

Вариант 1

1. Из каких основных структур состоит нервная система человека?

2. Дайте общую характеристику эволюции нервной системы и соотношения онто- и филогенетических процессов.

3. Из каких структурно-функциональных элементов состоит нервная ткань?

4. Какие типы нейронов выделяют в соответствии с их морфологическими и функциональными особенностями?

 

Вариант 2

1. Какие критерии лежат в основе выделения отдельных структур ЦНС ?

2. Опишите основные структурные элементы нейрона.

3. На какие группы подразделяют афферентные нейроны, и каковы особенности эфферентных нейронов?

4. Что представляют собой ненервные элементы нервной ткани?

 

Вариант 3

1. Какие положения лежат в основе «нейронной теории»?

2. Опишите методику рассечений и морфометрии мозга (координатные оси и плоскости), и другие методы, используемые в неврологии.

3. Какие типы нейронов выделяют по морфологическим критериям, и укажите их структурную принадлежность.

4. Какие процессы лежат в основе формирования нервной ткани?

 

Вариант 4

1. Основные процессы и этапы развития мозга в эмбриогенезе.

2. Дайте морфологическую характеристику синаптического аппарата.

3. Какие структуры защищают головной и спинной мозг?

4. Каковы особенности кровообращения в головном мозге?

 

 

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1. Дайте структурно-функциональную характеристику двигательной группы черепных нервов.

2. Опишите взаиморасположение основных ядер серого вещества и волокон белого вещества каудальной части мозгового ствола (продолговатый и задний мозг).

Вариант 2

1. Дайте структурно-функциональную характеристику чувствительной группы черепных нервов.

2. Опишите основные анатомические образования каудальной части ствола мозга.

Вариант 3

1. Дайте структурно-функциональную характеристику смешанной группы черепных нервов.

2. Опишите взаиморасположение основных ядер серого вещества и волокон белого вещества среднего мозга.

Вариант 4

1. Какие функциональные центры образуют структуры каудальной части ствола мозга?

2. Опишите основные анатомические образования среднего мозга.

 

Контрольная работа №3

Вариант 1

1. Опишите основные извилины лобной доли и их функциональное значение.

2. Какие поля и зоны принято выделять в затылочной доле.

3. Что представляют собой «базальные ганглии»?

Вариант 2

1. Опишите основные извилины теменной доли и их функциональное значение.

2. Какие поля и зоны принято выделять в лобной доле.

3. Что представляет собой «старая» кора и ее значение?

Вариант 3

1. Опишите основные извилины височной доли и их функциональное значение.

2. Какие поля и зоны принято выделять в теменной доле.

3. Основные возрастные особенности головного мозга.

Вариант 4

1. Опишите особенности эмбриогенеза конечного мозга.

2. Какие структуры и почему принято объединять в «лимбическую» долю.

3. Какова структура белого вещества полушарий?

ТЕМАТИКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Пояснения. Простое ксерокопирование рисунков из учебника не допускается, но и не требуется «художественное» их выполнение. Основное требование – самостоятельное выполнение подписей анатомических объектов в соответствии с программой курса. Эти задания аналогичны работе с контурными картами на уроках географии в школе.

Выполнение рисунков № 2 и 3 – факультативно.

 

Рис. 1 (тема №2) Схематическое изображение: а- морфологических типов нейронов и б- структуры нервной ткани.

Укажите структурную принадлежность данных типов и подпишите составляющие элементы нейрона и вспомогательные (глиальные) клетки.

 

Рис. 2(тема №3) Схема центральной части фронтального среза головы.

Подпишите защитные структуры головного мозга – кости черепа и оболочки с их производными (отростки, синусы, грануляции, сосудистые сплетения и пр.).

Рис. 3(тема №5) Схематическое изображение головного мозга человека на отдельных этапах эмбриогенеза: а- начало 2-го месяца, б- 5-й месяц.

Указать размеры эмбриона, и обозначить формирующиеся структуры мозга и периферических объектов, а также изгибы ствола.

Рис. 4(тема №6) Схематическое изображение поперечного среза сегмента спинного мозга с корешками.

Обозначить морфологические элементы серого и белого вещества и указать функциональную значимость обозначенных структур.

Рис. 5 (тема №7,8) Схематическое изображение дорзальной поверхности ствола мозга (ромбовидная ямка)

Обозначить: а- (на левой части) основные структурные элементы, б- (на правой части) проекцию основных ядер черепных нервов.

Рис. 6 (темы №13,14,15) Схематическое изображение латеральной (наружной) поверхности левого полушария головного мозга.

Обозначить: а- борозды 1-го порядка, доли и полюса; б- основные извилины.

Нанести на полученную схему (штриховкой или выделить цветом) первичные проекционные и специфические для человека зоны коры, и подписать их функциональную значимость.

 

 

Экзаменационные вопросы

 

Общие вопросы строения нервной системы человека, структурно-функциональной организации нервной ткани и защитных механизмов ЦНС.

1. Морфологическая и функциональная классификации нервной системы человека.

2. Основы морфометрии мозга (координатные оси и плоскости, термины, обозначающие характер взаиморасположения образований и особенности их внутреннего строения).

3. Структурные особенности нервной ткани и ее функциональные свойства.

4. Морфофункциональная характеристика нервных элементов нервной ткани и их структурных отделов.

5. Морфофункциональная характеристика ненервных элементов и нейросекреторного комплекса ЦНС.

6. Морфофункциональная организация защитных структур ЦНС (строение черепа, мозговые оболочки, циркуляция ликвора, ГЭБ, особенности кровоснабжения).

 

Эволюция нервной системы и онтогенез ЦНС человека.

1. Главные этапы филогенеза нервной системы; процессы, лежащие в основе совершенствования нервной системы; детерминанты эволюционных процессов.

2. Процессы, лежащие в основе эмбриогенеза нервной ткани; гистогенез, морфогенез, системогенез.

3. Последовательность и сроки формирования структур ЦНС плода.

4. Возрастные морфологические и функциональные особенности головного мозга человека.

 

Морфо-функциональная организации спинного мозга и мозгового ствола.

1. Общее анатомическое описание спинного мозга.

2. Морфофункциональная характеристика сегменто-ядерного апппарата спинного мозга.

3. Структурная организация проводящей системы (белого вещества) спинного мозга.

4. Морфофункциональная характеристика ядерных образований продолговатого мозга.

5. Сравнительная характеристика морфологии белого вещества продолговатого мозга и варолиева моста.

6. Морфология серого вещества варолиева моста.

7. Проекция ядер черепных нервов на дно четвертого желудочка и характеристика их иннервационных зон.

8. Структурно-функциональная характеристика среднего мозга.

9. Анатомия и внутренняя организация ядер таламической области.

10. Морфофункциональная характеристика отдельных групп ядерных образований гипоталамуса.

11. Особенности цито- и миелоархитектоники отделов ретикулярной формации ствола мозга в плане обеспечения активирующих влияний на окружающие структуры.

12. Морфология и функциональное значение экстрапирамидной системы.

13. Особенности морфологии медиальных и латеральных (цитоархитектоника коры полушарий) структур мозжечка и функциональное значение мозжечка в целом.

 

Морфо-функциональная организация конечного мозга и проводящие пути ЦНС.

1. Особенности эмбриогенеза (гистогенез и морфогенез) и возрастные изменения конечного мозга человека.

2. Сравнительная характеристика цитоархитектоники неокортекса передних, задних отделов, и палеокортекса.

3. Топография поверхностей полушарий (основные борозды и извилины; доли и области).

4. Особенности соматотопической организации отдельных областей коры и проблема локализации функций.

5. Организация первичных проекционных зон коры больших полушарий.

6. Специфика ассоциативных полей человеческого мозга.

7. Анатомическая и функциональная характеристика речевых зон коры.

8. Индивидуальные особенности морфологии полушарий и межполушарная асимметрия.

9. Общая структурно-функциональная организация базальных ядер конечного мозга.

10. Лимбическая система головного мозга – морфологический и функциональный аспекты изучения.

11. Морфология белого вещества полушарий и общая характеристика проводящих путей ЦНС.

 

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.

2. Шаде Д. Форд Д. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

3. Симонов П.В. Мозг. М.: Мир,1984.

4. Сепп Е.К. История развития нервной системы позвоночных. М.: Медгиз,1959.

5. Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека. М., 1997.

Литература, рекомендуемая для углубленного изучения дисциплины

1. Мозг, разум и поведение. Блум Ф. И и др., М., “Мир”, 1988.

2. Анатомия центральной нервной системы – хрестоматия. Под ред. Фельдштейн Д.И., М., 1998.

3. Атлас. Нервная система человека – строение и нарушение. Астапова В.М. и др., 1997.

4. Развивающийся мозг: системный анализ. Ата-Мурадова Ф.А., М., “Медицина”, 1980.

5. Морфология мозга человека. Моренков Э.Д., М., Изд. МГУ, 1978.

6. Структура и функции коры большого мозга. Беритов И.С., М., 1969.

7. Анатомия и физиология (учебное пособие). Федюкович Н.И., Изд. “Полифакт-Альфа”, 1999.

8. Мозг. Под ред. Силюнова П.В., М., Изд. “Мир”, 1997.

9. Нерофизиологические аспекты психической деятельности. Бехтерева Н.П., Л., Изд.”Наука”,1971.

10. Мозг и психика. Ярвилехто Т., М., Изд. “Прогресс”, 1981.

11. Развитие учения о мозге и поведении. Соколова Л.В., М., Изд. СПб.У, 1995.

12. Языки мозга. Прибрам К. М., Изд. “Прогресс”, 1975.

13. Разумный мозг. Эделмен Дж. и др., М., Изд.”Мир”, 1981.

14. Нерв, мышцы, синапс. Катц Б., М., Изд. “Мир”, 1968.

15. Устройство памяти – от молекул к сознанию. Роуз С., М., “Мир”,1995.

16. Основы нейропсихологии. Лурия А.Р., М., Изд. МГУ, 1973.

17. Гиппокамп и память. Виноградова О.С., М., Изд.”Наука”, 1975.

18. “Лимбическая система” Латаш Л.П., в БСЭ, т.14, М., 1973.

19. Тайны анатомии. Керол Доннер, М., “Мир”, 1988.

20. От Декарта до Павлова. Анохин П.К., М., Изд. Медгиз, 1945.

21. Молекулярная биология клетки. Албертс Б. И др., М., Изд.”Мир”, 1994.

22. Неврология (учебное пособие). Мартинов Ю.С., М., 1998.

23. Гистология и анатомия (учебное пособие). Афанасьев Ю.И. и др., М., “Медицина”, 1989.

24. Нервные болезни (учебник). Сепп Е.К. и др., Изд. “Медгиз”, 1954.

25. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А. и др., С-Петербург, 1996.

26. “Что такое психология”. Годфруа Ж., М., Изд.”Мир”, 1996.

27. Современный словарь по психологии, Минск, 1998.

28. Вегетативная нервная система. Кнорре А.Г., Лев И.Д., Л., “Медицина”, 1977.