Речевая деятельность и ее виды
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Н.М. Карамзин заметил: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному». («Русские писатели о языке». Л.: 1954, с. 58)
Предметом курса «Русский язык и культура речи» является современный русский литературный язык – высшая форма национального языка второй половине ХХ – начала XXI века.
Современный русский литературный язык имеет ряд отличительных признаков:
- обработанность,
- нормированность,
- широта общественного функционирования,
- общеобязательность для всех членов коллектива,
- разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.
Цель данного курса – повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, которая предполагает умение оптимально использовать средства современного русского языка в различных речевых ситуациях при устном и письменном общении.
Задачи данного курса:
- овладение студентами культурой общения в речевых ситуациях различных сфер деятельности, и прежде всего – связанных с будущей профессией;
- повышение общей культуры учащихся, уровня их гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;
- овладение учащимися культурой общения в различных жизненно важных сферах деятельности, прежде всего в профессиональной сфере;
- повышение уровня общей культуры студентов, уровня их гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- формирование коммуникативной личности;
- формирование навыков умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
- формирование навыков владения жанрами устной речи (умения выступать перед аудиторией с докладами, соблюдать правила речевого этикета);
- формирование навыков владения жанрами письменной речи (умения создавать аннотации, различные типы рефератов, умения составлять частные деловые бумаги – заявление, объяснительную записку, автобиографию, резюме и т.д.);
- совершенствование навыков грамотного в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя при необходимости различные типы словарей и справочников.
Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Когда человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью.
Существует 4 вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Речевая деятельность возможна только при наличии речемыслительного аппарата.
Речевая деятельность носит социальный характер, т.к. она является частью общественной деятельности человека. Для ее осуществления требуется коллектив (не менее 2 человек). Речевая деятельность складывается из процессов, обеспечивающих осуществление акта речи.
Процессы
S | A | |
порождение | прогнозирование | |
говорение | → | понимание |
(восприятие) | ← | реагирование |
понимание |
S и А – участники диалога (S – субъект, А – адресат)
этапы | Начальный этап осуществления речевой деятельности | Второй этап (порождение, структурирование высказывания) | Третий этап (говорение) |
глаголы | обдумывать продумывать рассуждать обмозговывать соображать | повествовать докладывать рассуждать рассказывать разглагольствовать |
Продукт речевой деятельности – речь, высказывание.
Основные принципы русской орфографии
А. Ведущий принцип – морфологический.
Основан на одинаковом написании морфем (независимо от произношения) – корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфологический принцип помогает находить родственные слова, устанавливать происхождение слов.
Задание 1. Подберите однокоренные слова к следующим существительным.
Лед – … Подсолнечник – … Отец – … Смех – … Город – … | Жар – … Начало – … Вера – … Корень – … Рука – … |
Задание 2. Подберите 10 существительных с суффиксом -тель со значением деятеля. Запишите их в тетрадь.
Задание 3. Объясните происхождение следующих слов.
Законотворчество, мздоимство, жидкокристаллический, энергосберегающий, конкурентоспособный, междоусобица, масс-культура, маркетология, макроэкономика, иммунодефицитный, двоевластие.