ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ОЦЕНКА АЭРАЦИИ ЗАСТРОЙКИ

В качестве приближенного варианта оценки аэрации застройки рекомендуется методика трансформации воздушного потока Ф.Л. Серебровского [10]. Суть методики заключается в использовании коэффициентов трансформации (τ), которые показывает долю уменьшения или увеличения скорости свободного воздушного потока под воздействием какого-либо вида преграды.

Скорость в і – ой точке на территории застройки определяется по значению скорости на метеостанции , умноженной на общий коэффициент трансформации К по формуле

 

. (8.1)

Общий коэффициент трансформации К представляет собою произведение четырех основных коэффициентов трансформации в виде

(8.2)

 

С целью упрощения расчетов данная методика применяется со следующими допущениями:

- рельеф территории строительства спокойный и совпадает с рельефом метеостанции, поэтому = 1;

- коэффициент трансформации городской застройкой = 1;

- при определении коэффициента трансформации зданиями () рассматриваются только направление ветра перпендикулярное к плоскости фасадов зданий как наиболее характерное;

- коэффициент трансформации малыми архитектурными средствами и благоустройством ()учитывается только в рекомендациях по улучшению ветрового режима в характерных точках территории застройки.

Значения коэффициента в первом приближении можно принимать по табл. 8.1. Использование зеленых насаждений и экранов рассмотрено в Приложениях Б и В.

Таблица 8.1

Значения для различных поверхностей

Наименование поверхности
Газоны 1,0
Асфальтовые проезды и тротуары 1,4
Площадки 1,3
Кустарники до 0,5 м 0,7
Кустарники до 1,0 м 0,5

 

Выполняемый расчет сводится к нахождению коэффициента трансформации , который указывает на изменение скорости свободного потока под воздействием здания. За зданием образуется некая ветровая тень. Под ветровой тенью в градостроительстве понимается область за зданием, где скорость свободного потока уменьшается в 2 и более раз (в некоторых источниках говорится на 50 %). При максимальном значении скорости свободного потока = 7 м/с в области ветровой тени скорость не превысит при этом 3,5 м/с, что близко к комфорту. Однако при больших значениях скорости свободного потока скорость в ветровой тени может оказаться больше комфортной или, наоборот, при меньших значениях в области ветровой тени появятся дискомфортные застойные зоны. В этой связи, задаваясь значением комфортной скорости , правильнее будет находить области комфортных и дискомфортных скоростей.