ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ОЦЕНКА АЭРАЦИИ ЗАСТРОЙКИ
В качестве приближенного варианта оценки аэрации застройки рекомендуется методика трансформации воздушного потока Ф.Л. Серебровского [10]. Суть методики заключается в использовании коэффициентов трансформации (τ), которые показывает долю уменьшения или увеличения скорости свободного воздушного потока под воздействием какого-либо вида преграды.
Скорость в і – ой точке на территории застройки определяется по значению скорости на метеостанции , умноженной на общий коэффициент трансформации К по формуле
. (8.1)
Общий коэффициент трансформации К представляет собою произведение четырех основных коэффициентов трансформации в виде
(8.2)
С целью упрощения расчетов данная методика применяется со следующими допущениями:
- рельеф территории строительства спокойный и совпадает с рельефом метеостанции, поэтому = 1;
- коэффициент трансформации городской застройкой = 1;
- при определении коэффициента трансформации зданиями () рассматриваются только направление ветра перпендикулярное к плоскости фасадов зданий как наиболее характерное;
- коэффициент трансформации малыми архитектурными средствами и благоустройством ()учитывается только в рекомендациях по улучшению ветрового режима в характерных точках территории застройки.
Значения коэффициента в первом приближении можно принимать по табл. 8.1. Использование зеленых насаждений и экранов рассмотрено в Приложениях Б и В.
Таблица 8.1
Значения для различных поверхностей
Наименование поверхности | ![]() |
Газоны | 1,0 |
Асфальтовые проезды и тротуары | 1,4 |
Площадки | 1,3 |
Кустарники до 0,5 м | 0,7 |
Кустарники до 1,0 м | 0,5 |
Выполняемый расчет сводится к нахождению коэффициента трансформации , который указывает на изменение скорости свободного потока
под воздействием здания. За зданием образуется некая ветровая тень. Под ветровой тенью в градостроительстве понимается область за зданием, где скорость свободного потока уменьшается в 2 и более раз (в некоторых источниках говорится на 50 %). При максимальном значении скорости свободного потока
= 7 м/с в области ветровой тени скорость не превысит при этом 3,5 м/с, что близко к комфорту. Однако при больших значениях скорости свободного потока скорость в ветровой тени может оказаться больше комфортной или, наоборот, при меньших значениях в области ветровой тени появятся дискомфортные застойные зоны. В этой связи, задаваясь значением комфортной скорости
, правильнее будет находить области комфортных и дискомфортных скоростей.