Методические указания к изучению темы

Распад СССР и его последствия

Тема 4.3. Попытки трансформации тоталитарной модели общества

Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в 60-80-е гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР. Беловежские соглашения.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Октябрьские события 1993 г. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

Приступая к исследованию периода 1953-1964 гг. (эпохи хрущевской “оттепели”), следует остановиться на проблематике разрушения тоталитарной и формирования авторитарной системы после смерти И.В. Сталина. Самостоятельно определите роль ХХ съезда КПСС в процессе десталинизации советского общества. Необходимо учитывать, что либерализация политической системы хрущевского периода происходила по нескольким направлениям:

– реорганизация государственной структуры;

– восстановление коллегиальности;

– восстановление правопорядка и законности.

В целом, изменения, которые происходили в 1953-1964 гг. в государственной системе, носили незначительный характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии.

Характеризуя экономическое развитие данного периода, важно показать приоритетное значение, которое придавал Хрущев сельскому хозяйству. Охарактеризуйте основные успехи в аграрной отрасли (1953-1958 гг.) и кризисные явления в ней (1958-1964 гг.). Важно отметить, что волюнтаризм в принятии решений и преобладание экстенсивных методов в сельском хозяйстве не позволили добиться ожидаемых результатов.

В середине 1950-х гг. выяснилось, что прежняя административно-командная модель управления экономикой не позволяет достичь уровня развитых капиталистических стран. СССР отставал в области новых технологий, более низким, чем на Западе, был уровень производительности труда в промышленности, медленными темпами развивалось сельское хозяйство. Во второй половине 1950-х гг. наша страна вступила в эпоху научно-технической революции (НТР). Для руководства внедрением в народное хозяйство достижений науки, техники и новейших технологий в 1955 г. вновь был образован Государственный Комитет Совета Министров по новой технике (Гостехника СССР).

В 1954 г. была пущена первая в мире атомная станция в Обнинске. В промышленности стали применяться радиотехника, электроника, ЭВМ, искусственные материалы с заданными свойствами, появились тепловозы, электровозы, реактивные самолеты, были построены крупнейшие гидроэлектростанции. Промышленность поднялась на качественно новый уровень.

Вспомните имена выдающихся советских физиков-теоретиков, награжденных Нобелевской премией в области физики. Охарактеризуйте достижения СССР в освоении космоса.

Особенностью НТР в нашей стране было то, что научно-технический прогресс касался, прежде всего, отраслей военно-промышленного комплекса, в то время как на Западе он затронул все сферы экономики. В силу этого благодаря НТР Запад на рубеже 1960-1970-х гг. вступил в стадию постиндустриального развития, в то время как СССР оставался на стадии индустриального общества.

Остановитесь на реформе управления промышленностью. В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления промышленностью – советы народного хозяйства (совнархозы). совнархозов. Целью административной реформы было приближение органов руководства к местам производства, с тем, чтобы поднять их инициативу и укрепить экономические связи внутри регионов. Эффект реформы оказался непродолжительным. Вскоре проявились негативные последствия: произошло ослабление единой технической политики, усилилось местничество, нарушились общесоюзные связи. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. В результате проведения реформы управление промышленностью стало более сложным и менее квалифицированным.

Несмотря на отдельные экономические достижения, хозяйственное развитие СССР к концу 1950-х – началу 1960-х гг. характеризуется высоким уровнем нестабильности, бессистемностью проведения преобразований, несоответствием планов и конечных результатов. К началу 1960-х гг. замедляются темпы промышленного и сельскохозяйственного развития. Нарастает разрыв между группами А (производство средства производства) и Б (производство предметов потребления). Приоритетным оставался военно-промышленный комплекс. Страна отставала в области новых технологий, недостаточно высок был уровень производительности труда и в промышленности и в сельском хозяйстве.

Целесообразно раскрыть достижения тех лет в социальной сфере, в науке и культуре как безусловный позитив эпохи “оттепели”. Характеризуя внешнюю политику СССР 1953-1964 гг., необходимо показать ее противоречивость через анализ мирных инициатив и международных кризисов, самым глубоким из которых был Карибский кризис 1962 г. После этой кульминации “холодной войны” начался медленный процесс улучшения отношений между странами Запада и Востока. В целом, к середине 1960-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

Приступая к изучению периода 1964-1985 гг., целесообразно раскрыть неизбежность прихода к власти в 1964 гг. умеренных консерваторов во главе с Л.И Брежневым. Сформулируйте свои суждения относительно смысла понятий “эпоха застоя” и “развитой социализм”.

Важно учитывать, что, процессы, происходившие в это двадцатилетие, были сложными и многоплановыми. Условно в данном периоде период можно выделить два этапа (I этап – 1964-1968 гг., II этап – 1968-1985 гг.), на протяжении которых прослеживалась борьба двух тенденций – демократический и консервативный. Последняя явно превалировала и стала ведущей на втором этапе. Застой “развитого социализма” как системы не исключал количественных и качественных изменений, развития в целом, но серьезно искажал многие параметры ее функционирования, закладывал основы для ее трансформации в будущем.

Выделите основные положения хозяйственной реформы 1965 г., суть которой сводилась к внедрению рыночных элементов в управление экономикой и восстановлению отраслевого принципа управления. Давая анализ экономических преобразований, проводимых под руководством А.Н. Косыгина, рекомендуется отметить как их эффективность, так и паллиативный характер, ибо рыночные механизмы несовместимы с централизованным планированием.

Обратите внимания на попытки решения проблем развития сельского хозяйства (решения Мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, Продовольственная программа 1982 г.).

Характеризуя процесс экономической стагнации, не нужно забывать о потоке “нефтедолларов”, хлынувших в страну в 1970-е гг. и об ускоренном развитии топливно-энергетического комплекса.

Анализ внешней политики СССР в эпоху “застоя” следует строить с учетом тенденций разрядки международной напряженности. Кульминацией данного процесса стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1975 г. в Хельсинки. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его основа – Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, содержал статью о защите прав человека, свободе информации и передвижения, расширял экономические и политические контакты между странами. Однако к концу 1970-х гг. процесс разрядки был остановлен, начался новый виток гонки вооружений. Объясните, чем это было вызвано. В основу отношений с социалистическими странами была положена так называемая “доктрина Брежнева”, согласно которой одно социалистическое государство имеет право вмешиваться во внутренние дела другого, если под угрозу поставлена вся социалистическая система. В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успех периода разрядки; вновь усилилась гонка вооружений и идеологизация внешнеполитических отношений.

Подводя итог изучения данного периода, целесообразно сформулировать краткие выводы относительно эпохи “застоя”. Советская экономика развивалась односторонне, с гипертрофией ВПК. В сельском хозяйстве использовались преимущественно экстенсивные меры по его стимулированию. Двойственную роль для экономики играл поток “нефтедолларов”. Возможности поддержания экономической и политической стабильности СССР за счет внутренних ресурсов оказались полностью исчерпанными. Все очевиднее становилась необходимость поиска новых средств и источников развития.

Изучение периода “перестройки” целесообразно начать с объективных причин и предпосылок радикального реформирования СССР, предпринятого по инициативе М.С. Горбачева.

Политика перестройки в экономической сфере осуществлялась в три этапа:

Первый этап (1985–1986 гг.) – попытка вывести страну из кризиса с помощью политики “ускорения социально-экономического развития страны”. Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Планировалось интенсифицировать производство на основе научно-технического прогресса, произвести структурную перестройку экономики, внедрять эффективные формы управления, организации и стимулирования труда. Лозунг ускорения не затрагивал основ экономической системы. К 1986 г. стало ясно, что курс ускорения неэффективен и нужны более серьезные экономические преобразования.

Второй этап перестройки экономической сферы (1987–1989 гг.) – попытка осуществления радикальной реформы управления экономикой. Ее можно назвать “неонэпом”. Были приняты законы “О государственном предприятии (объединении)” (1987 г.), “О кооперации СССР” (1988 г.). Однако проблемы в экономической сфере лишь усугублялись. Старая административная система управления рушилась, новая – рыночная – не создавалась. В этой ситуации единственной спасительной стратегией казался переход от государственной экономики к рыночным отношениям.

Третий этап экономического реформирования (1990-1991 гг.) – поиски путей перехода к рыночной экономике. Стратегия перехода к рынку разрабатывалась в двух альтернативных версиях. Программа, разработанная под руководством Н. Рыжкова-Л. Абалкина, предлагала модель постепенной интеграции элементов рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Более либеральный характер носила программа “500 дней”, разработанная группой С. Шаталина-Г.Явлинского. Попытка согласовать обе программы не удалась. В связи с этим особые полномочия по выбору стратегии перехода к рынку были предоставлены Горбачеву, Президенту СССР с марта 1990 г. Он отверг программу Шаталина-Явлинского и поддержал проект Абалкина-Рыжкова.

Радикальная экономическая реформа в том виде, как она задумывалась властями СССР, была нереальной. Между тем экономическая ситуация в стране приближалась к катастрофической черте. В 1990 г. впервые за послевоенный период был допущен абсолютный спад производства. По добыче нефти и угля, выплавке металла страна откатилась на позиции начала 1980-х гг. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем поставили на грань остановки сотни предприятий. Старая административная система перестала функционировать, а новый рыночный механизм не был создан.

Характеризуя новый внешнеполитический курс советского руководства, который получил наименование “нового политического мышления”, остановитесь на его теоретическом обосновании в книге М.С. Горбачева “Новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира”. В основу философско-политической концепции нового советского курса был положен тезис о многообразном, но целостном и взаимозависимом мире. Отсюда следовала невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных конфликтов объявлялся баланс интересов, устанавливаемый на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, государственными. Раскройте основные направления реализации данного курса.

Кардинальные изменения происходили и в политической системе. Первый этап политических преобразований (1985–1988 гг.) проходил под лозунгом “Больше социализма!”. Реальных изменений в системе власти в этот период не происходило, но менялся персональный состав политической элиты, шел процесс омоложения и обновления партийных кадров. Массовую поддержку курсу Горбачева должна была обеспечить политика гласности. Началось переосмысление реального положения общества, прошлого и настоящего страны. Главным объектом критики средств массовой информации стал сталинизм; преступления тоталитарного режима исследовались на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения. С 1987 г. шла массовая реабилитация жертв сталинских репрессий. В 1988 г. была полностью отменена цензура и гласность приобрела еще большие масштабы. По сути, она расшатывала основы существующей системы и делала неизбежным более глубокое политическое реформирование страны.

Второй этап политического реформирования (1988–1991 гг.) начался под лозунгом “Больше демократии!” и закончился распадом СССР и крушением коммунистического режима. Стратегией этого этапа стал курс на передачу власти из рук партии в руки Советов, намеченный летом 1988 г. на ХIХ Всесоюзной партийной конференции. Главным итогом конференции было решение о созыве съезда народных депутатов СССР, которому предстояло стать высшим органом власти в стране (в союзных республиках эта роль отводилась республиканским съездам).

На 3-м съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Тем самым завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. Съезд также принял решение о переходе к президентской системе правления и избрал Горбачева Президентом СССР.

С упразднением монополии партии на власть фактически была ликвидирована и однопартийность: появилось много неформальных групп и организаций, создавались партии самого широкого политического спектра – от монархистов до анархистов. В октябре 1990 г. был принят закон СССР “Об общественных объединениях”, признающий наличие в стране многопартийности. В том же году были избраны съезды народных депутатов республик, сразу же ставшие оппозицией союзному центру.

В ситуации экономического кризиса и поляризации политических сил в стране все большую остроту приобретали конфликты на национальной почве. Стремясь предотвратить распад СССР, Горбачев с 1989 г. предлагал заключить новый Союзный договор. Новое государство предполагалось создать как федерацию с сильным центром. В марте 1991 г. по инициативе Горбачева был проведен референдум о сохранении СССР как обновленной федерации. Свыше 70 % голосовавших высказались за сохранение Союза. В апреле 1991 г. Горбачев добился поддержки лидеров республик. Началась работа над проектом нового Союзного договора. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Но этому событию не суждено было состояться.

19 августа 1991 г. началось выступление консервативного крыла в руководстве КПСС, которое не устраивал проект нового Союзного договора. В отсутствие Президента СССР в столице (он был в Крыму на отдыхе) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который объявил своей целью преодоление глубокого и всестороннего кризиса и сохранение СССР. В ГКЧП вошли восемь высших представителей союзного руководства во главе вице-президентом СССР Г.И.Янаевым. ГКЧП приостановил деятельность политических партий, запретил митинги и демонстрации. Одновременно он обещал снизить цены (что было экономически невозможно) и выделить всем горожанам дачные участки. В Москву были введены танки, был объявлен комендантский час. Путч был подавлен благодаря активному противодействию российских властей, возглавивших народное сопротивление.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук, С.И.Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовании тремя республиками Содружества Независимых Государств (СГН). 21 декабря 1991 г. главы одиннадцати бывших союзных республик (кроме Прибалтики и Грузии) подписали Декларацию об образовании СНГ. 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР и ушел в отставку.

Задуманная с целью обновления и улучшения социализма, перестройка привела к прямо противоположным результатам – к крушению социалистической системы, распаду СССР, падению коммунистических режимов в Восточной Европе.

Самостоятельной изучение постсоветского периода истории России целесообразно начать с анализа экономических реформ. Экономический курс России еще с осени 1991 г. был сориентирован на переход к рыночным отношениям. К тому времени существовали две модели перехода от государственной, плановой экономики к рынку:

1) Китайская модель означала сохранение в государственной собственности тяжелой промышленности, транспорта, стратегически важных ресурсов и приватизацию части предприятий легкой и пищевой промышленности, а также индустрии отдыха и развлечений.

2) Польская модель, именуемая также “шоковой терапией”, предполагала либерализацию цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательства государства в экономику, стимулирование развития прослойки частных собственников на фоне отказа от прежней идеологии, в условиях всеобщей демократизации. Данная экономическая стратегия основана на монетаризме – теории чикагского экономиста Милтона Фридмана, Однако в России в качестве ориентира был выбран польский вариант “шоковой терапии”. Данный выбор был обусловлен кадровой политикой президента Б.Н.Ельцина, назначившего в ноябре 1991 г. вице-премьером по экономическим вопросам либерального экономиста, сторонника монетаристской теории Е.Т.Гайдара.

Гайдар и возглавляемая им команда “молодых реформаторов” предложили программу экономических преобразований в следующей последовательности:

– переход к свободным ценам (либерализация цен);

– либерализация торговли;

– приватизация государственной собственности.

Дайте анализ реализации этих мер. Следует подчеркнуть, что рыночные реформы обернулись ударом по социальной сфере. “Шоковая терапия”, по Гайдару, так и не была реализована. Жизненный уровень большинства населения России значительно снизился, произошло резкое расслоение общества по имущественному положению. С конца 1991 г. наметилась корректировка рыночного курса через усиление государственного вмешательства в экономику. В 1995 г. правительство Черномырдина взяло курс на стабилизацию экономики, снижение инфляции, стимулирование перехода капитала из торгово-посреднической и финансово-спекулятивной сферы в производственную.

Однако с конца 1997 г. экономика России начала подвергаться новым тяжким испытаниям. Разразился азиатский финансовый кризис, одновременно резко упали цены на нефть – основной продукт российского экспорта. В результате 17 августа 1998 г. правительство и Центробанк заявили о невозможности провести очередные выплаты по ГОК и отказе от поддержания курса доллара в определенных пределах (“валютный коридор”). Фактически был объявлен дефолт – отказ выплачивать долги. Был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Дефолт повлек за собой резкое падение курса рубля на валютных биржах, рост стоимости импорта и всего товарного рынка. Охарактеризуйте деятельность правительства Е.М. Примакова по преодолению последствий дефолта.

Не менее острой, чем экономическая, в 1990-е годы была политическая ситуация. Одной из важнейших задач Российской Федерации как суверенной страны было формирование новой государственности. В этом процессе можно выделить два направления: изменение системы государственной власти и развитие федерализма. Формирование новой государственности предполагало изменение общественного строя, отказ от коммунистической идеологии. В апреле 1992 г. на совещании глав республик, администраций краев и областей Ельцин заявил, что “государство сменило свою юридическую личность, сменился общественный строй”, но тогда такая декларация была не вполне обоснована. Весной 1992 г. началась открытая борьба политических элит и политических партий за отстаивание принципов функционирования органов власти России.

Продолжала действовать Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., согласно которой политическую основу страны составляют Советы народных депутатов (глава 2), основу экономической системы составляет социалистическая собственность на средства производства (глава 3). Конституция РСФСР не предусматривала должности Президента. Согласно ей высшим органом власти в стране был Съезд народных депутатов и избранный им Верховный Совет республики, а на местах власть принадлежала местным Советам народных депутатов. Созданные президентские структуры в эту систему не вписывались. Принятие же новой Конституции России могло быть осуществлено лишь съездом народных депутатов, который не хотел идти на расширение президентской власти. Так обозначилась “конституционная ловушка”, сложилось своеобразное двоевластие, начались конфликты между Президентом и Верховным Советом.

Конфликты переросли в резкую конфронтацию, обострившую ситуацию в стране. Оппозиция обвиняла Президента в забвении интересов народа, в распродаже национального богатства страны, в коррупции. К осени 1993 г. отношения Президента и Верховного Совета РФ зашли в тупик. Верховный Совет начал разработку законов, направленных на отстранение Президента от руководства исполнительной властью.

В этих условиях Ельцин выступил с утверждением о несовместимости демократии и Советов. 21 сентября 1993 г. был издан президентский указ “О поэтапной конституционной реформе”. Первым этапом этой реформы был роспуск Верховного Совета и назначение на 12 декабря 1993 г. выборов в новый законодательный орган власти – Федеральное Собрание. До этого времени страна должна была жить по указам Президента и постановлениям правительства. Фактически вводилось президентское правление. Указ нарушал Конституцию, которая не допускала роспуска парламента Президентом. В ответ Верховный Совет охарактеризовал указ как государственный переворот, объявил о низложении Ельцина и привел к присяге в качестве Президента вице-президента Руцкого. Антиконституционными признал действия Ельцина и Конституционный Суд.

Противостояние двух ветвей государственной власти достигло апогея 3-4 октября 1993 г., когда страна оказалась на грани гражданской войны. Существует два противоположных взгляда на события октября 1993 г. Согласно одному, Президент расправился с мятежниками, “красно-коричневыми” и откровенными фашистами во имя торжества демократии и защиты реформ. Согласно другому, Ельцин осуществил конституционный переворот, разогнав законно избранный парламент, и совершил преступление, санкционировав убийство полутора сотен граждан. Сформулируйте собственную позицию по данному вопросу.

События 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой государственной организации России. Вслед за Верховным Советом РФ были ликвидированы Советы нижестоящих уровней (большинство из них приняло постановление о самороспуске). Подготовка новой Конституции началась еще до октябрьских событий. В июне 1993 г. Конституционное совещание приступило к подготовке проекта, который был утвержден на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. За основу были взяты конституционные принципы, дающие широкие полномочия президенту в законодательной и исполнительной областях. Парламент – Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, – получил ограниченные функции.

В Конституции было закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанности государства состоят в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Россия провозглашалась социальным государством с конституционным строем и республиканской формой правления.

Дайте анализ деятельности Государственных дум в современной России. Охарактеризуйте федеративное устройство России.

В декабре 1999 г. Ельцин добровольно ушел в отставку, передав президентские полномочия премьер-министру В.В. Путину. В марте 2000 г. Путин был избран Президентом. Первые шаги нового Президента России были направлены на укрепление “вертикали власти”, повышение авторитета и роли государства в жизни общества. Одновременно подчеркивалось, что демократический выбор, сделанный страной в 1990-х гг., не подлежит пересмотру.

Началась реформа системы местного самоуправления. В сжатые сроки удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законодательством, а также создать в округах органы прокуратуры и внутренних дел. Эти меры усилили роль центра на местах, укрепили Федерацию, восстановили единое законодательное пространство России.

Одновременно началась подготовка и разработка других реформ (аграрной, налоговой, судебной, военной, административной и т.д.). По инициативе Президента была проведена реформа Федерального собрания. Совет Федерации теперь формируется не из губернаторов, а из представителей регионов (по два от каждого), избираемых их законодательными органами и назначаемыми главами администраций. В марте 2004 г. Путин был избран Президентом на второй срок. В марте 2008 г. его сменил на этом посту Д.А. Медведев.

Анализируя культурную ситуацию, следует вспомнить о расколе в среде деятелей искусства в первой половине 1990-х гг. Немало представителей культуры, исповедующих либеральные ценности, поддерживали политику Ельцина. Их оппоненты, придерживающиеся национал-патриотических взглядов, выступали на стороне оппозиции. По этому признаку раскололись творческие организации и союзы. Например, писательский союз разделился на Союз писателей России (с патриотической ориентацией) и Союз российских писателей (с либеральной ориентацией). Самым негативным образом на культурной жизни сказалось резкое сокращение государственного финансирования: рынок заставил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Сократился выпуск книг, меньше стало сниматься фильмов, а их место заняла хлынувшая из-за границы низкопробная продукция.

С другой стороны, перед деятелями культуры открылась полная свобода творчества, цензура практически бездействовала. В ряду литературных стилей и течений на первые позиции вышел постмодернизм, воплощающий духовный кризис и пессимистическое восприятие мира и человека.

Сложные, противоречивые процессы в эти годы происходили в сфере науки и образования. Самой серьезной проблемой стала скудость финансирования. В 2000 г. учреждения образования получили около 40% средств от уровня 1991 г. Появились платные формы образования, распространялось репетиторство, что нарушает принципы равных стартовых возможностей для молодежи. В настоящее время в России реализуется идея модернизации всей системы образования. Идет разработка единых стандартов по каждому предмету. Осуществляется переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Таким образом, отечественная культура и наука развиваются достаточно противоречиво. Серьезные трудности сочетаются с плодотворными переменами. Сегодня перспективы культурного и научного развития зависят от успеха политических, экономических и социальных реформ.

Исследуя внешнюю политике России после 1991 г., выделите два направления. Первое охватывает отношения с бывшими республиками СССР – странами ближнего зарубежья, второе – отношение с остальными государствами мира – дальним зарубежьем.

На сегодняшний день можно обозначить четырехярусную структуру взаимодействия России и стран ближнего зарубежья.

1. Союз России и Белоруссии (1997 г.) – наиболее тесное сообщество, тяготеющее к переходу в конфедерацию.

2. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан (Евразийское экономическое Сообщество – ЕвразЭС) – углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и платежном союзах.

3. Страны – участницы СНГ.

4. СНГ и государства Прибалтики.

В отношениях с дальним зарубежьем Россия прошла путь от эйфорических, но неоправданных надежд на тесный союз с США, на вступление в ЕС к более реалистической и прагматической позиции. Надо отметить, что прозападный, не соответствующий национальным интересам внешнеполитический курс России было принято связывать с именем министра иностранных дел А.В. Козырева. Когда пост министра иностранных дел занял Е.М. Примаков, затем – И.С. Иванов, а ныне – С.В. Лавров, российская внешняя политика активизировалась на всех направлениях, стала целенаправленной и взвешенной. Сегодняшняя Россия выстраивает свою внешнюю политику на основе национальных интересов и реальных возможностей. Учитывая интересы партнеров, Россия учится бороться цивилизованными средствами за рынки, инвестиции, экономическое и политическое влияние в мире.

Направленность, ход и методы преобразований постсоветской России сопоставимы с революцией. Несмотря на драматические события недавней истории, у страны хорошие перспективы. Российское государство стремится к саморазвитию на основе совершенствования всех сфер социальной жизни. Стабилизация экономики, забота о благосостоянии людей, укрепление законности, “прозрачная” и последовательная внешняя политика – вот те ориентиры, которые выбрала для себя современная Россия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были альтернативы развития страны после смерти Сталина?

2. Какие варианты развития предлагали Г.М.Маленков, Л.П.Берия, Н.С.Хрущев? Выделите общие черты и различия.

3. Назовите основные изменения в политической жизни страны в период "оттепели". Какое влияние они оказали на общественное сознание советских людей?

4. Определите последствия ХХ съезда КПСС для страны.

5. Раскройте содержание реформ управления экономикой в 50-е гг. Определите последствия этих реформ.

6. Сформулируйте основные направления социальной политики СССР в 50-60-е гг.

7. Что такое волюнтаризм? Приведите факты волюнтаризма из истории СССР послевоенного периода.

8. Раскройте основное содержание школьной реформы 50-х гг. Каковы были ее последствия?

9. Покажите противоречивость политических решений Н.С.Хрущева и противоречия периода в целом.

10. Какие меры по укреплению сельского хозяйства были намечены и осуществлены в период 1953 – сер. 60-х гг.?

11. Почему в 60-80-е гг. СССР оказался на пороге кризиса?

12. Дайте характеристику реформ А.Н.Косыгина.

13. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?

14. Дайте характеристику общественно-политической жизни СССР в период 1964-1985 гг.

15. Объясните, что означает термин "застой". Раскройте содержание этого понятия на фактическом материале.

16. Что такое "разрядка"? Определите хронологические рамки этого периода.

17. Дайте характеристику третьей Программы КПСС.

18. Какую роль в политической истории СССР сыграл Л.И.Брежнев?

19. Объясните, почему демократические процессы, начавшиеся в СССР в 50-е гг., не получили должного развития.

20. В чем проявились трудности в социально-экономическом развитии страны в 70-х- 80-х гг.? Каковы их причины?

21. Какие черты были характерны для духовной жизни советского общества в 70-80-е гг.?

22. В чем проявились трудности в социально-экономическом развитии страны в 70-х- 80-х гг.? Каковы их причины?

23. Какие черты были характерны для духовной жизни советского общества в 70-80-е гг.?

24. Что такое перестройка?

25. Назовите основные этапы перестройки. Дайте их характеристику.

26. Что представлял собой курс на ускорение социально-экономического развития страны в конце 80-х гг.?

27. Какие политические партии и общественные движения действовали в нашей стране в начале 90-х гг.?

28. Что такое "новое политическое мышление"? Сформулируйте его основные направления.

29. Объясните, почему перестройка потребовала проведения радикальной экономической реформы.

30. Каковы причины отставания социальной сферы в 80-е гг.?

31. Сформулируйте причины неудачи концепции перестройки.

32. Каковы были основные положения и результаты экономических реформ начала 1990-х гг.? Чем объясняется радикализм и незавершенность этих реформ?

33. В чем заключался и как разрешился политический кризис 1993 г.?

34. Каковы на сегодняшний день основные ориентиры во внутренней и внешней политике России?