Методические указания к изучению темы

Тема 4.1. Поиски модели советского общества

Россия в новейшей истории

“Военный коммунизм” как модель советского общества.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. План ГОЭРЛО. НЭП.

Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг.

Внешняя политика СССР в межвоенное двадцатилетие.

Формирование тоталитарной системы. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

 

Приступая к самостоятельному изучению данной темы, следует помнить, что политика большевиков в годы гражданской войны, получившая название “военного коммунизма”, была первой моделью советского общества. Охарактеризуйте основные направления данной политики, выделив как вынужденные меры, обусловленные Гражданской войной, так и меры доктринального характера, связанные с мечтой большевиков о мировой пролетарской революции.

“Военный коммунизм” помог Советам одержать победу в Гражданской войне, но в сфере экономики привел к катастрофическим последствиям. Раскройте их на основе анализа экономической ситуации 1920-1921 гг. Исследуя экономическую ситуацию эпохи “военного коммунизма”, необходимо вспомнить о принятом в 1920 г. Государственном плане электрификации России (плане ГОЭЛРО), разработанном под руководством Г.М. Кржижановского. План намечал комплексное развитие экономики на 10-20 лет. Центральным звеном его было развитие электроэнергетики.

Переход к новой экономической политике, намеченный Х съездом РКП (б) в 1921 г., был вызван кризисом военно-коммунистической системы. Но в дальнейшем большевики стали склоняться к пониманию НЭПа как одного из возможных путей к социализму.

Раскройте основные экономические меры НЭПа, такие как: замена продразверстки продовольственным налогом, разрешение свободы торговли, плюрализм форм собственности (государственная, кооперативная, частная, концессионная), реформирование управления промышленностью (ВСНХ, тресты), перевод государственных предприятий на хозрасчет, денежная реформа, гибкая налоговая система. Охарактеризуйте успехи и главные результаты НЭПа.

По мере завершения восстановительного периода (1925-1926 гг.) обострялись присущие НЭПу противоречия. Обозначьте их, раскройте сущность кризисов НЭПа. Эти противоречия, в конечном результате, и привели ВКП (б) к смене экономической политики в 1928-1929 гг.

Исследуя тему образования СССР, необходимо остановиться на двух проектах создания Союза советских республик – ленинском плане федеративного устройства и сталинском плане “автономизации”. В итоге победил ленинский план, и 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех равноправных союзных республик (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР), Охарактеризуйте процесс национально-государственного строительства и расширения СССР в 1920-1930-е гг.

Раскрывая культурную жизнь страны в 1920-е гг., остановитесь на теме “культурной революции”, покажите успехи Советской власти в деле ликвидации неграмотности, в развитии науки и искусства. Выявите противоречивость культурной политики большевиков в эпоху НЭПа: тенденции к либерализации, с одной стороны, и к жесткой регламентации, с другой.

Рассматривая внешнюю политику СССР в межвоенное двадцатилетие, проследите, каким образом в советской внешней политике нэповского периода начала 1920-х годов идеологические императивы постепенно уступали место прагматическому курсу. Аргументируйте данный тезис примерами участия Советской России в Генуэзской конференции, подписания Рапалльского договора с Германией, “полосы признаний”. В 1920-е гг. СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции, хотя и продолжал рассматриваться мировым сообществом как инородное, а отчасти, и враждебное в нем тело. Серьезно изменил международную обстановку мировой экономический кризис 1929-1932 гг. В условиях сближение Германии, Италии и Японии, не скрывавших своих агрессивных планов, страны Запада начали пересматривать свое отношение к СССР. В 1933 г. США установили с Советским Союзом дипломатические отношения. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций, где сразу предложил меры по предотвращению новой мировой войны. Основной из них была идея создания в Европе системы коллективной безопасности.

Проблема становления тоталитарного режима в СССР представляется достаточно сложной для самостоятельного изучения. Чтобы избежать трудностей при исследовании данной темы, целесообразно обращать внимание на следующие содержательные аспекты.

В 1930-е гг. в СССР сформировалось тоталитарное общество. Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся монополией на власть партии во главе с вождем и полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Переход СССР к тоталитарному обществу не был неизбежным. Но он не был и случайным. Для формирования такого общества в нашей стране к началу 1930-х годов имелись объективные предпосылки. Важнейшими из них были:

– сложившаяся командно-административная система в экономике;

– маргинализация общества в результате огромных социальных подвижек, произошедших в ходе индустриализации, коллективизации и культурной революции;

– низкий уровень как общей, так и политической культуры населения, в т.ч. и отсутствие политического опыта у большинства членов ВКП(б), численность которой как правящей партии резко выросла в 20-е гг.,

– политический курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране;

– субъективные предпосылки, связанные с личностью И.В. Сталина, сформировавшего к началу 1930-х гг. режим личной власти в ВКП (б);

– складывавшиеся в российском обществе веками патерналистские представления о взаимоотношениях личности и государства.

Формирование тоталитарной системы неразрывно связано с подавлением оппозиции и инакомыслия, что обосновывалось сталинской идеей усиления классовой борьбы по мере построения социализма. Характеризуя карательно-репрессивный аппарат, остановитесь на деятельности ОГПУ и системы Главного управления лагерей (ГУЛАГ), игравшей огромную роль в хозяйственной жизни страны и фактически не подконтрольной никому, кроме руководства ОГПУ. Дайте собственную оценку массовым политическим репрессиям 1930-х гг. Уместно вспомнить о попытках сопротивления сталинскому режиму: группе Сырцова-Ломинадзе, “Союзе марксистов-ленинцев” под руководством М.Н. Рютина, позиции Ф.А. Раскольникова.

При этом важно связать становление тоталитарного режима с экономической стороной жизни советского общества. Исследуя процесс форсированной индустриализации, имеет смысл рассмотреть альтернативный проект “ситцевой индустриализации”, предложенный группой Н.И. Бухарина. Необходимо показать взаимосвязь индустриализации с коллективизацией, затронуть такие ее стороны, как политика раскулачивания, массовый голод 1932-1933 гг. (Голодомор), трагедии лишенцев и спецпереселенцев.

Давая заключение по проблеме тоталитаризма в СССР, логично, опираясь на исторические источники, сформулировать собственные выводы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины перехода к новой экономической политике?

2. Какие факторы сдерживали экономическое развитие страны в годы нэпа?

3. Каковы характерные особенности политического режима 20-х годов в политической сфере?

4. Каковы причины и предпосылки образования СССР?

5. В чем сильные и слабые стороны культурной политики большевиков 1920-х годов?

6. Что такое “полоса признаний” во внешней политике?

7. Было ли неизбежным становление в СССР тоталитарного режима?

8. Каковы цели индустриализации?

9. В чем специфика процесса индустриализации в СССР конца 20-х- н. 30-х годов? Каковы ее итоги?

10. Какую вы видите связь между форсированной индустриализацией и массовой коллективизацией сельского хозяйства?

11. Как отразилась индустриализация на социальном составе советского общества?

12. Какие усилия предпринимал СССР в 1930-х гг. по сохранению мира в Европе?