Депортация народов в период войны в Казахстане 8 страница

 

73.Важнейшие принципы внешней политики РК: тесная взаимосвязь внешней политики с внутренней; взаимное уважение суверенитета и независимости государств; равноправие государств; принципиальность и гибкость при отстаивании государственных интересов, способность к позиционному маневрированию, отказ от “закостеневших” стереотипов; сбалансированность и многовекторность внешней политики, прагматичность при выборе союзников и партнеров; неделимость, безопасность, то есть тесная взаимосвязь ее различных уровней (политической, экономической, военной, экономической и т. д.); достижение баланса между глобальными региональными, субрегиональными и национальными подходами в решении проблем мира и безопасности; Казахстан, как член ООН, проводит внешнюю политику на основе принципов международного права; Казахстан, как участник ОБСЕ, в своей внешнеполитической деятельности опирается на 1- принципов декларации Хельсинского заключительного акта. Основные направления во внешнеполитической деятельности: укрепление государственности и независимости РК; курс на модернизацию политики, создание рыночной экономики; обеспечение общественной и политической стабильности, без которой не может быть развития; гражданский мир, межнациональное согласие; интеграция со странами СНГ и мировым сообществом. Попытаюсь раскрыть отношения Казахстана с НАТО. Сейчас роль НАТО выглядит иным образом, чем раньше. У НАТО и Европейского Сообщества есть интерес в расширении своего влияния на республики бывшего СССР. В свою очередь, эти республики, в том числе Казахстан, заинтересованы в сотрудничестве с НАТО. Такая обоюдная заинтересованность в сотрудничестве оформилась в виде Совета северо-атлантического сотрудничества (ССАС), где Казахстан является одним из его участников. Необходимость такого участия принесет пользу Казахстану, т.к. государства - члены НАТО обязались предоставить Совету накопленный опыт и знания по вопросам оборонного характера. Идя на контакт с НАТО Казахстан делает это не в ущерб военному сотрудничеству с СНГ и двусторонним военным связям. Связи Казахстана и НАТО согласуются с желанием и интересами Казахстана по обеспечению европейской безопасности. Казахстан считает необходимым неукоснительное соблюдение международных принципов, официально зафиксированных в Хельсинском Заключительном Акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: принципов нерушимости границ и территориальной целостности государств. Именно это определяет необходимость расширения связей с НАТО и включения в работу Совещания (ныне ОБСЕ), участником которого Казахстан стал как один из правопреемников бывшего СССР. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями. Второй по значимости внешнеполитической задачей следует, очевидно, назвать включение РК в международные и региональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В этом контексте крайне важно, чтобы Казахстан и впредь всемерно способствовал военно-политической интеграции государств СНГ на основе Ташкентского Договора о коллективной безопасности и строительству коалиционных миротворческих сил СНГ на основе согласованной правовой основе. Третьей внешнеполитической задачей можно назвать обеспечение внешних условий и факторов ускоренного экономического развития, структурной перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи. Наряду с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики. Четвертой важнейшей внешнеполитический задачей РК является дальнейшее развитие и укрепление братских отношений с центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.

 

24 билет

24. Принятие казахскими жузами русского протектората. После победы у Анракая Абулхаир откочевал к русским границам и направил посольство в Уфу с предложением вступить в русское подданство. Хан Младшего жуза не случайно выступил инициатором принятия казахами российского подданства. Еще в начале 1726 г. он отправил своего посла в Петербург для переговоров с царским правительством о "протекции". Когда в 1730 г. съезд родоправителей Младшего жуза поручал Абулхаиру вести переговоры с Россией о военном союзе, он вновь возбудил ходатайство о подданстве. Тевкелев в своем донесении от 5 января 1732 г. раскрывает истинные причины, управлявшие Абулхаиром: "Абулхаир хан желает, чтобы протекцией его императорского величества, быть ему самовластным и дети его по нем были наследники". Чтобы понять суть этой фразы, необходимо вспомнить особенность государственного устройства Казахского ханства. Всей полнотой власти обладал маслихат- съезд родоправителей, избиравший ханов. Ханы имели исполнительные функции, должны были управлять армией, осуществлять внешнюю политику государства. Ханская власть не была наследственной. Хан представлял собой нечто вроде пожизненного президента. Очевидно, Абулхаир стремился к установлению неограниченной монархии у казахов, и поскольку он не нашел (и не мог Найти) поддержки у большинства казахских родов, решил использовать внешнюю силу - Российскую империю. После того, как в 1730 г. не оправдались его надежды на избрание общеказахским ханом, он единолично решает привести подданных ему казахов Младшего жуза в русское подданство. Кроме того, Абулхаир надеялся, что прекратятся набеги волжских калмыков, башкир и уральских казаков на казахские земли. Русское правительство решило воспользоваться ситуацией и направило в степь посольство для приведения казахов к присяге. Это посольство возглавил Тевкелев. С весны 1731 г. по осень 1732 г. Тевкелев разъезжал по степи, всеми правдами и неправдами, не скупясь на щедрые обещания и подарки, добивался принятия присяги казахскими родо-правителями. Проект, отложенный в 1722 г. через десять лет начал осуществляться. В 1734 г. вступление Младшего жуза под Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался зашишать торговые караваны, оказывать военную помощь русскому правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил выстроить для него крепость в устье реки Ори, закрепить за ним и его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков. Отношения между Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, форме колониальной зависимости, когда зависимое государство сохраняет суверенитет во всех сферах, кроме внешней политики. Кроме того, Россия присвоила право утверждать верховных правителей - ханов, в свою очередь государство-протектор ("защитник") должно было защищать зависимое государство от внешних врагов.Этот договор с самого начала стал нарушаться русской стороной. Набеги российских подданных не прекратились. Крепость в устье Ори была построена, но не для Абулхаира, а для того, чтобы "положить на них (казахов) узду". Одновременно с этой крепостью, получившей название Оренбург, были заложены другие - Переволоцкая, Новосергеевская, Ельшанская, Каролайская, Иргульская, Бердская, Губерлинская, образовавшие укрепленную линию на землях Младшего жуза. В результате сепаратных действий Абулхаира вновь распался общеказахский антижонгарский фронт. Силы Младшего жуза больше не участвовали в войнах с ойратами, более того, они превратились в угрозу для Среднего и Старшего казахских жузов. В то же время Россия и не помышляла об оказании какой-либо помощи казахом и в борьбе с жонгарами.Признание Российского протектората Средним и Старшим жузами. После принятия Младшим жузом российского подданства, родоправители Среднего и Старшего жузов также заявили о своем желании "быть под протекцией", не беря, однако, на себя никаких обязательств. Единственной причиной служило стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполитической борьбе. Коль скоро Средний и Старший жуз признают себя русскими подданными, Абулхаир не сможет использовать против них русские войска. Обезопасив таким образом себя, ханы двух жузов продолжили войну с Жонгарией. Необходимо отметить, что казахские ханы и султаны не придавали серьезного значения этому дипломатическому акту. Они рассчитывали, что такой ход действий даст им возможность обезопасить северные границы, получить военную помощь (особенно огнестрельное оружие) в войне против жонгар. И самое главное, они остро нуждались в мирных торговых и дипломатических отношениях со своим грозным северо-западным соседом. Однако данный дипломатический акт послужил юридическим основанием для проведения в Казахстане колониальных мероприятий. Свои обязательства перед казахскими ханами царское правительство не выполнило. Казахи не получили военной помощи против жонгар. Город Оренбург, построенный по просьбе хана Абулхаира, стал опорой царской администрации в процессе колонизации казахских степей. Северо-западные границы Казахстана стали еще более беспокойными. Казачьи атаманы, считая эти земли собственностью России, стали строить крепости и другие военные сооружения, не вникая в интересы коренного населения.Таким образом, принятие протектората северо-западной частью Казахстана принесло казахам колониальный гнет. С этим процессом связано нарушение традиционной хозяйственной системы, которое серьезно подрывало производительные силы. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Военная угроза со стороны Жонгарии не была ликвидирована. В 1741 г. жонгарские отряды вновь напали на казахские земли. Борьба султанских группировок продолжалась. В 1748 г. Абулхаир был убит султаном Бараком, недовольным его прорусской политикой. Его сын и преемник Нуралы хан (1748-1786) пытался повлиять на Средний жуз, а также на Хиву, но не имела успеха. Казахи, отказавшиеся признать русский протекторат, избрали ханом в Младшем жузе Батыра (1748-1785).

 

49. Образование КАССР. В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие. 4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В.Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.

Казахстан в годы гражданской войныЗахват рабоче-крестьянскими Советами власти в центре и на местах с первых дней вызвал вооруженное сопротивление свергнутых классов. Гражданская война стала продолжением борьбы за власть, поэтому четкой грани между революцией и гражданской войной не было. Один из первых очагов гражданской войны в Казахстане возник в конце ноября 1917 г. в Оренбурге –административном центре Тургайской области, где атаман Оренбургского казачьего войска Дутов сверг советскую власть и арестовал революционный комитет во главе с делегатом II Всеросийского съезда Советов С.Цвиллингом. вооруженный центр борьбы с советской властью был и в Семиречье. 1(14) ноября 1917 г. войсковой совет Семиреченского казачьего войска образовал так называемое войсковое правительство. В Верный (ныне Алматы) стекались белогвардейские офицеры и юнкера для борьбы с советской властью. В ноябре 1917 г. образовался очаг контрреволюции в Уральске. Созданное здесь областное войсковое правительство вскоре разогнало местный Совет и захватило власть. Эти войсковые правительства были главными силами белогвардейского контрреволюционного движения в казахстане. Они опирались на белогвардейское офицерство, кулацкие элементы казачьих станиц и переселенческих сел и поддерживались местными кадетами, эсерами, меньшевиками, лидерами партии “Алаш”; “Шуро-и-исламии” и некоторых других партий и политических движений. К лету 1918 г. гражданская война приняла широкие масштабы в связи с активацией империалистических государств, которые с целью свержения советской власти объединились с белогвардейцами внутри страны. Их главной ударной силой стал Чехословацкий корпус, созданный до революции из числа чехов и словаков – военнопленных солдат Австро-Венгрии. Части корпуса вместе с внутренней контрреволюцией захватили города Акмолинск, Петропавловск, Атбасар, Кустанай, 11 июля 1917 г. советская власть была свергнута в Семипалатинске. Летом Уральская, Акмолинская, Семипалатинская области и большая часть Тургайской были захвачены белогвардейцами, они же вторглись со стороны Семипалатинской области и в Семиречье. Борьба за восстановление советской власти в захваченных белогвардейцами районах в основе носила партизанский характер. В Семиречье большая группа сел крестьян-переселенцев с центром в с.Черкасском организовала самооборону. В условиях начавшейся широкомасштабной гражданской войны и свержения советской власти в большинстве районов Казахстана Алаш-Орда заключила союз с Дутовым в Оренбурге, вступила в тесный контакт с Временным сибирским правительством в Омске и комитетом Учредительного Собрания (Комуч) в Самаре, укрепила связи с уральским, сибирским и семиреченским казачеством с целью совместной борьбы с Советами. В июне 1918 г. правительство Алаш-Орды приняло ряд декретов, в соответствии с которыми все документы, законодательные акты, изданные советской властью на территории Алаша, признавались недействительными и возводилось в степень законности преследование коммунистов. Лидер Алаш-Орды А.Букейханов вместе с А.Ермековым и заведующим военным отделом капитаном Х.Тохтамышевым в июле и августе 1918 г. вели переговоры в Самаре и Омске с представителями военных ведомств Комуча и Временного сибирского правительства по вопросам оказания помощи Алаш-Орде в формировании вооруженных сил. Лидеры западного отделения Алаш-Орды Х. и Ж. Досмухамедовы получили из Самары через Комуч 600 винтовок и пулемет, обещая в ближайшее время организовать казахские отряды в количестве 2000 человек, тургайской группе в сентябре 1918 г. было выделено 300 берданок, 20 тыс. патронов и большое количество обмундирования. С помощью Дутова приступили к формированию двух конных полков: одного в Кустанайском, другого - в Иргизском уездах. В августе 1918 г. в Семипалатинске был сформирован первый Алашский конный полк в составе 38 офицеров и 750 бойцов. Сформированные с помощью белогвардейцев и наспех обученные отряды алашских формирований вскоре начали принимать участие в вооруженной борьбе против Красной Армии. Вооруженное противостояние в Казахстане было составной частью гражданской войны в России. Поэтому не только ход боевых действий на главных фронтах гражданской войны оказывал решающее влияние на развитие и ход борьбы на казахстанских фронтах, но действия казахских воинских объединений, партизанское движение и восстания оккупированных белогвардейцами территориях Казахстана оказали существенную помощь главным силам Красной Армии, сражавшимся на Восточном и Южных фронтах. Особенно наглядно это проявилось в освобождении Оренбурга, Уральска и окончательном разгроме Колчака, изгнании белогвардейцев и их союзников из северного и северо-восточного Казахстана и семиречья. Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. добровольность комплектования была заменена обязательной воинской повинностью. Летом 1918 г. стали создаваться национальные воинские формирования как составные части единой Красной Армии. В 1919 г. был организован первый Оренбургский казачий полк им. Степана Разина. В обороне Уральска в апреле - июле 1919 г. участвовал казахский эскадрон. В борьбе с белогвардейцами вместе с трудящимися Казахстана участвовали иностранные рабочие и крестьяне - венгры, немцы, чехи, поляки и др., добровольно вступившие в ряды Красной Армии. Широкий размах на захваченных белогвардейцами территориях Казахстана приняло партизанское движение и народные восстания. Поражение главных сил армии Колчака на Восточном фронте летом 1919 г. создало необходимые условия для освобождения Западного, Северного, Северо-Восточного Казахстана и Семиречья. В конце 1919 г. основная территория Казахстана была освобождена от белогвардейцев. В марте 1920 гю был ликвидирован последний фронт гражданской войны в Казахстане - Северный семиреченский фронт. Успехи Красной Армии в борьбе с белогвардейцами, волнения и восстания в алашских полках, бегство джигитов из рядов алашской милиции ускорили раскол в рядах алашордынцев. Этот процесс приобрел необратимый характер после объявления в марте ВЦИКом РСФСР амнистии Алаш-Орде и переходом на сторону советской власти одного из лидеров Алаш-Орды Байтурсынова и большой группы его сторонников. По мере освобождения территории Казахстана от белогвардейцев восстанавливалась советская власть. 10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком). Казревком сосредоточил в своих руках “высшее военно-гражданское управление краем”, а его главной задачей явилась подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования советской государственности казахского народа. Так сложилось, что этому по существу чрезвычайному органу революционной власти в Казахстане пришлось осуществить огромный объем работы различного плана, подготовить и провести Учредительный съезд Советов Казахстана. Другой важной задачей Казревкома являлась задача собирания всех исконно казахских земель воедино, т.е. формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности. Одновременно Казревкому пришлось включиться в решение продовольственных проблем снабжения действующей армии, поставки хлеба и других продуктов питания в центр, Туркестанскую АССР, т.е. главного элемента политики “военного коммунизма”. Казревком функционировал 15 месяцев - с июля 1919 г. по октябрь 1920 г. С момента своего возникновения Казревком вел огромную работу подготовительность характера по провозглашению советской автономии казахского народа. 17 августа 1920 г. СНК РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской республике. 26 августа 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял подписанный М.И. Калининым и В.И. Лениным Декрет “Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики” в составе РСФСР со столицей в г. Оренбурге. Состоявшийся 4-12 октября 1920 г. в гор. Оренбурге Учредительный съезд Советов Казахстана принял Декларацию прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР как республики Советов рабочих, трудового казахского народа, крестьянских, казачьих, красноармейских депутатов, входившей автономной единицей в РСФСР. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) во главе с С. Мендешевым и Совет народных комиссаров (СНК) во главе с В. Радус-Зеньковичем.

 

74.радиационное загрязнение,Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торие . Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне. Кризис природных ресурсов. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амурдарьи и Сырдарьи. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона. Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2 139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала. В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн. га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.

 

25 билет

25.Колонизация Казахстана (1731г – 1868г) Петр 1 устанавливал тесные контакты с Казахстаном («ключ и врата к Азии») преследуя цели: расширить границы, обезопасить восточные рубежи, воевать с казахами против потомков Кучума, иметь выход на рынки Средней Азии. Инициатором присоединения был Абулхаир-хан (бии желали только военного союза). Цель: приостановить нападения волжских калмыков и башкир, стабилизация государства. Его первая попытка имела место в 1726г, но в России засомневались в полномочиях посла Кобека. Вторая – в 1730г (Бояш Тулеев). 19 февраля 1731г Анна Иоанновна дала Абулхаиру грамоту о принятии Младшего жуза в российское подданство. Переговоры о присоединении успешно завершили его послы Койдагулов и Коштаев (Кундагул-улы и Коштай-улы). Присягу на верность у казахов принимал в ставке хана Тевкелев (вместе с ним были ученые-геодезисты Зиновьев и Писарев). Жизнь Тевкелева спасена Богенбаем. 10 октября 1731г 27 казахских старшин высказалась за принятие акта о присоединении, противников возглавил Султан Барак. Сначала в Российскую империю вошли земли Приаралья. Из Младшего жуза Адаевский род не признавал российскую власть. В 1730г – 35г – агрессия джунгар ускорила принятие Младшим жузом российского подданства. В 1732г – хан Семеке подписывает грамоту о подданстве России Среднего жуза В 1734г под руководством Кирилова образована Оренбургская (Киргиз-кайсацкая) комиссия для: создание крепости на р. Ор, расширение торговли, освоение природных богатств, основание города на Сырдарье, создание речной флотилии. В 1735г основан г. Оренбург, сыгравший большое значение в русско-казахских отношениях. В 1738г Татищев принял присягу старшин и ханов Младшего и Среднего жузов. Колониальная политика в Младшем жузе в 50-70е годы: строительство укрепленных линий, вдоль рек – запретная 10-верстая полоса, запрет пасти скот около Яика (против выступил Нуралы), злоупотребления казачьей верхушки. Укрепленные линии мешали скотоводству. Оппозицию царизму возглавил султан Каратай. Усиление влияния России в Старшем и Среднем жузах проявлялось в строительстве крепостей. В 1742г хан Старшего жуза Жолбарыс принял российское подданство. В 1748г Средний жуз окончательно принял подданство России. После смерти Абулхаира, в 1749г России присягнул его сын Нуралы, внутренняя обстановка осложнилась: попытка отмена ханской власти, борьба с администрацией, царский указ-запрет на перегонку скота (1756г), военные укрепления – центры колонизации. В 50-х годах пограничная линия состояла из трех частей (Горькая, Иртышская и Колыванская). К укреплениям не разрешалось подходить на 50 верст. В 1756г запрещено кочевание на правобережье Яика – колониальная политика. Главные администраторы – Тевкелев и Рычков. Разрешение вести обмен товарами со взиманием пошлин казахами было дано в 1763г. В 70-е годы интесивно развивались казахско-русские торговые отношения. Правительство было заинтересовано в росте жителей пограничных укреплений и с 1762г военно-опорные пункты заселялись «колодниками» (арестантами). В 1797г генерал-губернатор Игельстром в результате восстания Срыма Датова восстановил ханское управление в Младшем жузе - поставил Айшуака, не игравшего решающей роли в жизни жуза. Игельстром предложил новую систему управления Младшим жузом (отмена ханской власти, вся власть в Пограничном суде). Указ о разрешении переходить на правобережье Иртыша Среднему жузу издал Павел 1 (1799г). В последние годы присоединения Семиречья правителем округа назначен Колпаковский, а русские войска поддерживали Сураншы, Шаян и Жайнак. Предлжено разделить К на Запад и Восток. Среднеазиатские феодалы, стремясь удержать свое господство в Семиречье, пытались задержать процесс принятия подданства России. Внук Аблай хана Саржан возглавил борьбу за права казахов. В 40-е годы 19 века (1847г) завершилось присоединение Среднего жуза; в 60-е годы - Старшего. В начале 19в Семиречья не было в составе России. В середине 19в южная часть Старшего жуза была в подчинении кокандцев, в Россию не входит среднее течение Сырдарьи. Дата окончательного присоединения К – 1860г. Присоединение Казахстана к России осуществилось за полтора столетия. Основная цель переселенческой политики – существенно изменить этнический состав населения. Области: 1716г – Омская, Ишимовская 1718 – Семипалатинская Крепости: 1718г – Семипалатинская 1735г – Орская (на р. Ор) Крупнейшая 50-х годов 18в – Пресногорьковская. 1752г – Петропавловская (крупнейшая на Ново-Ишимской линии) 1761г – Бухтарминская. 1845г – Тургайская.

 

50.События 1916 года, революция 1917 года, гражданская война принесли разруху и разорение. Из 307 национализированных предприятий Казахстана 250 бездействовали. Например, Жезказганский и Успенский рудники были затоплены, обогатительная фабрика на Спасском заводе - сожжена, затоплены рудники Риддера, из 147 скважин Эмбинских нефтяных промыслов только 8 были пригодны к эксплуатации. Железные дороги бездействовали из-за нехватки топлива и разрушения путей. В упадок пришло сельское хозяйство, посевные площади сократились на 2 млн, десятин, а валовый сбор зерна в 3 раза. Поголовье скота сократилось более чем на 10,8 млн. голов. В этих условиях продолжалась продразверстка, партийные и советские органы действовали силовыми методами для того, чтобы собрать как можно больше хлеба, мяса, сельскохозяйственного сырья. Население аулов и деревень стало выражать недовольство. В 1920-1921 годах очаги недовольства, выливавшегося в открытые выступления возникли в Семипалатинской области, а также в Кустанайском, Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском уездах. Нужны были новые формы хозяйствования.8-16 марта 1921 года состоялся X съезд правящей РКП(б), на нем было принято решение о переходе к новой экономической политике (НЭП). Продразверстка была заменена продналогом, отменена трудовая повинность, разрешалась свобода торговли, аренда земли, применение наемного труда, поощрялось развитие кооперации, стал широко использоваться хозрасчет.Однако летом 1921 года Казахстан постигла сильная засуха. Погиб почти весь урожай на территории Уральской, Оренбургской, Актюбинской, Букеевской, Кустанайской губерний. Число голодающих по республике было более 2,3 млн. человек. Катастрофа в сельском хозяйств продолжалась до урожая 1923 года. Численность населения Казахстана в 1922 году сократилась более чем на 1 млн. человек по сравнению с 1914 годом.Новая экономическая политика дала результаты к середине 20-х годов. К 1925 году народное хозяйство было в основном восстановлено. Общий уровень производства промышленной продукции составил примерно 2/3 довоенного уровня, в действие было введено более 60 % предприятий. Восстановлен транспорт. Посевная площадь приблизилась к 3 млн. га, почти был восстановлен довоенный уровень валового сбора зерна, а валовый сбор хлопка превысил довоенный. Поголовье скота удвоилось по сравнению с 1922 годом и превысило 26 млн. голов. Были восстановлены ярмарки, такие как Уильская, Темирская, Куяндинская и другие, а всего их действовало 128 с общим объемом торговли 20-23 млн. руб.В 1921-1922 годах в Казахстане была проведена земельно-водная реформа, суть которой - возврат казахских земель, изъятых для Сибирского, Уральского казачьего войск в Прииртышье и по левому берегу Урала, а также возврат земель в Семиречье и Южном Казахстане. Всего крестьяне получили более 1 млн. 385 тыс. десятин земли. В 1921 году был создан союз бедняков "Кошчи", члены которого активно участвовали в проведении земельной реформы.Тяжелым наследием колониальной политики в Казахстане было то, что край оказался разделенным между отдельными административно-территориальными частями, образование Казахской АССР со всей остротой поставило проблему объединения казахских земель. Это касалось Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской и Сырдарьинской областей.в 1921 году произошло размежевание на западе Казахстана, севере и Западной Сибири. Большая подготовительная работа велась по решению национально-территориального размежевания Средней Азии и присоединению казахских земель. 27 октября 1924 года на сессии ЦИК СССР было принято решение об образовании Узбекской ССР, в ее составе Таджикской АССР, Туркменской ССР, Кара-киргизской автономной области в составе РСФСР, Казахской АССР, в ее составе Каракалпакской автономной области. В результате национально-территориального размежевания к Казахстану отошли: Казалинский, Акмечетинский, Туркестанский, Чимкентский и большая часть Аулие-Атинского уездов, часть Ташкентского и Мирзачульского уездов Сырдарьинской области; шесть кочевых волостей Джизакского уезда Самаркандской области. В Семиреченской области: Алма-Атинский, Джаркентский, Лепсинский, Капальский уезды. Георгиевская, Чунекая, Кара-Кунусская волости Пишпекского уезда. В итоге территория КазАССР увеличилась почти на 700 тысяч кв. км, то есть на одну треть и составила 2,7 млн. кв. км, население возросло на 1468 тысяч человек, общая его численность достигла 5230 тысяч человек. По переписи населения 1926 года казахи составляли 61,3 % всего населения Казахстана. В 1925 году столица республики была перенесена Акмечеть, переименованную в Кзыл-Орду.

75.Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:
- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; - формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; - поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий Стратегия-Основа национального согласия в Казахстане - межконфессиональный диалог ,Безопасность страны - это безопасность её граждан ,Строить межнациональные отношения .Цели и задачи-равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам; всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана; расширения интеграционных связей с международными организациями; формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана; формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия.Юбилейная 15 сессия Ассамблеи народов Казна-Юбилейная 15-сессия Ассамблеи народов Казахстана прошла накануне в Астане. Объединить все народности Казахстана, посредством госязыка. Такую задачу перед Ассамблеей поставил президент Назарбаев. При этом те, кто не владеет государственным языком, не должны подвергаться дискриминации. На сессии предложили за вклад в укрепление мира и согласия в нашей стране учредить общественную награду.также разработана доктрина национального единства качающая экономику политика внешнюю и духовную культуру.обеспечение единства является условием безопасности и независимости государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития. Это основа нашего будущего, главный фактор прогресса и стабильного развития. На открытии сессии Нурсултан Назарбаев уделил внимание и текущим вопросам государственной политики в межнациональных вопросах. Президент заявил, что необходимо развивать гражданскую идентичность и толерантность через систему образования и средства массовой информации. В частности, надо разработать и внедрить в школах и вузах факультативный курс по основам толерантности. Еще одно важное направление работы – развитие государственного языка. Ассамблея должна возглавить этот процесс. Нурсултан Назарбаев заострил внимание и на вопросах межконфессиональных отношений. Государство гарантирует своим гражданам свободу вероисповедания, но при этом, отметил Президент, нельзя допускать, чтобы веру использовали в корыстных интересах. Подводя итоги своего выступления, глава государства заявил, что эффективность работы Ассамблеи народа Казахстана как и всех этнокультурных объединений надо повышать и одновременно больше делиться своим опытом межнационального согласия с мировым сообществом. Президент отметил надо повышать толерантноть общества,повышение правовой культуры.